Законы Хаммурапи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:14, доклад

Описание

Естественно, что для Вавилонского государства стало неприемлемым древнее право Шумера, восходящее ещё к законодательной деятельности царей III династии Ура. Необходимость создания нового свода законов для своего государства сознавал уже второй царь I вавилонской династии — Сумулаилу, о законах которого упоминают документы его преемников.

Работа состоит из  1 файл

Общая характеристика ЗХ.docx

— 191.43 Кб (Скачать документ)

Общая характеристика. 

Естественно, что для Вавилонского государства  стало неприемлемым древнее право  Шумера, восходящее ещё к законодательной  деятельности царей III династии Ура. Необходимость создания нового свода законов для своего государства сознавал уже второй царь I вавилонской династии — Сумулаилу, о законах которого упоминают документы его преемников.

Царь Хаммурапи  своим законодательством попытался  оформить и закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были явиться  мелкие и средние рабовладельцы. Какое большое значение придавал Хаммурапи своей законодательной деятельности, видно уже из того, что он приступил к ней в самом начале своего правления; 2-й год его царствования назван годом, когда “он установил право стране”. Правда, этот ранний сборник законов не дошёл до нас; известные науке законы Хаммурапи относятся уже к концу его царствования.

Эти законы были увековечены на большом чёрном базальтовом столбе. Наверху лицевой стороны столба изображён царь, стоящий перед богом Солнца Шамашем — покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба. Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, “чтобы сильный не притеснял слабого”. Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. Среди них упоминаются города крайнего юга во главе с Ларсой, а также города по среднему течению Евфрата и Тигра — Мари, Ашшур, Ниневия и др. Следовательно, базальтовый столб с законами Хаммурапи был воздвигнут им уже после победы над Римсином и подчинения государств, расположенных по среднему течению Евфрата и Тигра, т. е. в начале 30-х годов его правления. Надо полагать, что копии законов были изготовлены для всех крупных городов его царства. После введения следуют статьи законов, которые, в свою очередь, заканчиваются обстоятельным заключением.

Памятник  сохранился, в общем, хорошо. Лишь статьи последних столбцов лицевой стороны были стёрты. Очевидно, это было сделано по повелению эламского царя, перевёзшего после своего вторжения в Двуречье этот памятник из Вавилонии в Сузы, где он и был найден. На основании сохранившихся следов можно установить, что на выскобленном месте было начертано 35 статей, а всего в памятнике насчитывается 282 статьи. На основании различных копий, найденных в раскопанных древних библиотеках Ниневии, Ниппура, Вавилона и др., можно восстановить большую часть уничтоженных эламским завоевателем статей. 
 

«Я, Хаммурапи, царь справедливости, вождь, поставленный богами, первейший  из царей, покоривший ефратские селения. Я вложил правду и  справедливость в  уста страны и дал  благоденствие народу. Мои слова отменны, мои деяния не имеют  равных! Только для  неразумного они - пустое, но мудрому они созданы для соблюдения».

В 1901 году французская  археологическая экспедиция, раскапывая г. Сузы в  Эламе  (к  востоку  от  Вавилона), обнаружила базальтовый столб, со всех сторон  покрытый  клинописью. Эта  уникальная  находка  была  открытием древнейшего на земле свода законов, составленного в царствование Хаммурапи, царя Вавилона, в XVIII веке до н.э.

На самом верху  столба изображен   сам Хаммурапи. Он стоит  перед  троном, на  котором  восседает верховный  бог Вавилона - Мардук. В руках Хаммурапи  жезл - символ судебной власти, врученный  царю самим богом. 

 

Законник  Хаммурапи состоит из 282 статей. Из них полностью сохранилось 247. Остальные  оказались  стертыми. Некоторые  из  них  удалось восстановить  по  документам   знаменитой   библиотеки   ассирийского   царя Ашурбанипала.

Выставленный  на  городской  площади  "столб  законов"  должен был служить правосудию, совершавшемуся  здесь  же, и  одновременно  напоминать: никто не может отговариваться незнанием права.

Авторы законника  стремились группировать статьи по  их  содержанию, но строгого различия между правом уголовным, гражданским или процессуальным они не проводили. Это различие, обыкновенное для современного права, в то время, да и много столетий позже, не осознавалось.

Законник  не  может  считаться  всеохватывающим. В  нем не упоминаются многие государственные и религиозные преступления, основные виды убийства  и др. Наказания  за  них  были, по-видимому, столь обычными в практике, что Хаммурапи счел излишним говорить о них в своем кодексе. Главными источниками кодекса были судебные решения самого  Хаммурапи  и высших судов вообще.

Законник  Хаммурапи свидетельствует о  значительной  хозяйственной  активности вавилонского  общества. Продажа  земли  и строений, аренда пахотного поля и сада, наем быков для работы в поле, заклад  имущества  при  сделках, займа денежного  и  натурального - все  это  подробным  образом регламентируется в кодексе. Для  наиболее  распространенных  сделок, например  купли-продажи,

Информация о работе Законы Хаммурапи