Высшие и центральные органы государственного управления в эпоху Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 21:48, контрольная работа

Описание

XVII в. — одно из наиболее бурных столетий не только в ис­тории России, но и многих западных и восточных государств. В России оно носило переходный характер, когда прежняя система управления сословной монархии и ее институты переживают рас­цвет, но со второй половины века отмирают, и начинается про­цесс формирования абсолютной монархии.

Содержание

Введение


II. Предпосылки петровских реформ


III. Высшие государственные учреждения


IV. Преобразования в центральных органах государственного управления в эпоху Петра I.


V. Заключение

Работа состоит из  1 файл

контрольная.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЭПОХУ ПЕТРА I.

В XVII — начале XVIII в. органами центрального управления оста­вались приказы, которые постепенно ликвидируются, появляется новая система государственных учреждений. Старая форма управления: царь с Боярской думой - приказы - местная администрация в уездах, не отвечала новым задачам ни в обеспечении военных потребностей материальными ресурсами, ни в сборе денежных податей с населения. Приказы часто дублировали функции друг друга, создавая неразбериху в управлении и медлительность в принятии решений. Уезды были разных размеров - от уездов-карликов до уездов-великанов, что делало невозможным эффективное использование их администрации для взимания налогов. Боярская дума с ее традициями неспешного обсуждения дел, представительства родовитой знати, не всегда компетентная в государственных делах, также не отвечала требованиям Петра.

     В 1717—1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой параллельно системе приказов с их расплывчатыми функциями были созданы по шведскому образцу 12 коллегий — предшественники будущих министерств. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. Были введены:

 

Коллегии

Функции коллегий

Коллегия чужестранных (иностранных) дел

Внешняя политика государства

Военная коллегия

комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии, управление делами казачества, устройством госпиталей

Адмиралтейств-коллегия

военно-морские дела, флот.

Вотчинная коллегия

руководство формированием частной собственности на землю, слиянием вотчины в один вид - имение

Камер-коллегия

надзор за сбором доходов государства

Штатс-контор-коллегия

ведение расходами государства, составление государственного штата (коллегий, губерний, провинций).

Ревизион-коллегия

контроль сбора и расходования казённых средств

Коммерц-коллегия

вопросы судоходства, таможни и внешней торговли, контроль за всеми отраслями торговли

Берг-коллегия

горно-металлургическое дело

Мануфактур-коллегия

лёгкая промышленность

Юстиц-коллегия

ведение вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала Крепостная контора: регистрировала различные акты — купчие, продажа вотчин, духовные завещания, долговые обязательства)

Духовная коллегия позже Святейший Правительствующий синод

управляла церковными делами

 

С 28 февраля 1720 года Генеральный регламент ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате. Согласно регламенту коллегия состояла из президента, 4-5 советников и 4 асессоров, а также секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие.

«Первейшими» коллегиями называли Военную, Адмиралтейскую и Иностранных дел.

На правах коллегий находились два учреждения: Синод и Главный магистрат.

Коллегии подчинялись Сенату, а им — губернская, провинциальная и уездная администрация.

В отличие от приказов, действовавших на основании обычая и прецедента, коллегии должны были руководствоваться четкими правовыми нормами и должностными инструкциями. Наиболее общим законодательным актом в этой области был Генеральный регламент (1720), представлявший собой устав деятельности государственных коллегий, канцелярий и контор и определявший состав их членов, компетенцию, функции, порядок деятельности. Последующее развитие принципа чиновной, бюрократической выслуги нашло отражение в петровской "Табели о рангах" (1722). Новый закон разделил службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 классов, или рангов, чиновников. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14 го по 9-й тоже давали дворянство, но только личное.

Принятие "Табели о рангах" свидетельствовало о том, что бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило начало аристократическое. Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе. Признаком бюрократии как системы управления являются вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции. Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными - его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость[3].

«Табель о рангах…»

Класс

Воинские чины

Статские чины

Сухопутные

Гвардейские

Морские

1.

Генерал-фельдмаршал

___

Генерал-адмирал

Канцлер

2.

Генерал от инфантерии

___

Адмирал

Действительный статский советник

3.

Генерал-лейтенант

___

Вице-адмирал

Генерал-прокурор

4.

Генерал-майор

Полковник

Контр-адмирал

Тайный советник

5.

Бригадир

Подполковник

Капитан-командор

Действительный статский советник, статский советник

6.

Полковник

Майор

Капитан 1 ранга

Коллежский советник

7.

подполковник

Капитан

Капитан 2 ранга

Надворный советник

8.

Майор

Капитан-лейтенант

Капитан 3 ранга

Коллежский асессор

9.

Капитан

Лейтенант

Капитан-лейтенант

Титулярный советник

10.

Капитан-лейтенант

Унтер-лейтенант

Лейтенант

Коллежский секретарь

11.

___

___

Секретарь корабельный

___

12.

Лейтенант

Фендрик

Шкипер 1 ранга

Губернский секретарь

13.

Унтер-лейтенант

___

___

Провинциальный секретарь

14.

фендрик

___

Шкипер 2 ранга

Коллежский регистратор

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФОРМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Петр I в начале своего царствования пытался использовать прежнюю систему местного управления, постепенно вводя вместо земских, выборные элементы управления. Реформа местных органов самоуправления проходила в 2 этапа:

              I  ЭТАП                                                                 II ЭТАП

            1708-1715гг                                                           1719-1720гг

Разделение территории России                         разделение губерний на 45                                       

на губернии. Попытка ввести                          провинций, во главе которых                            

в губернское управление совет                        стоит воевода; провинции           

«ландратов»(8-18 советников),                         делятся на округа (дискриты),

избираемый местным дворянством                  возглавляемые земскими

ландраты были ликвидированы                        комиссарами

 

Так, указом 10 марта 1702 г. предписывалось участие в управлении с главными традиционными администраторами (воеводами) выборных представителей дворянства. В 1705 г. этот порядок стал обязательным и повсеместным, что должно было усилить контроль за старой администрацией.

   18 декабря 1708 был издан указ "Об учреждении губерний и о росписании к ним городов". Это была реформа, которая совершенно изменила систему местного управления. Основная цель этой реформы - обеспечение армии всем необходимым: с полками армии, распределенными по губерниям, устанавливалась прямая связь губерний через специально созданный институт кригскомиссаров. Согласно этому указу вся территория страны была разделена на восемь губерний:

Московская включала в свой состав 39 городов,

Ингерманландская (позднее С.- Петербургская) - 29 городов (еще два города этой губернии - Ямбург и Копорье были отданы во владение князю Меньшикову),

К Киевской губернии было приписано 56 городов,

К Смоленской - 17 городов,

К Архангелогородской (позднее Архангельской) - 20 городов,

К Казанской - 71 городской и сельский населенный пункт,

К Азовской губернии, кроме 52 городов, были отнесены 25 городов, приписных к корабельным делам

К Сибирской губернии было приписано 26 городов, "да к Вятке 4 пригородка".[4]

  В 1711 г. группа городов Азовской губернии, приписанная к корабельным делам в Воронеже, стала Воронежской губернией. Губерний стало 9. В 1713-1714 гг. число губерний возросло до 11.

Так началась первая реформа областного управления. В окончательном виде она сформировалась только к 1719 г., накануне второй областной реформы.

    По второй реформе одиннадцать губерний были разделены на 45 провинций, во главе которых были поставлены губернаторы, вице-губернаторы или воеводы. Провинции делились на округа - дистрикты. Администрация провинций подчинялась непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контора, Юстиции и Вотчинная) располагали на местах собственным аппаратом из камеристов, комендантов и казначеев. В 1713 г. в областное управление было введено коллегиальное начало: при губернаторах учреждены коллегии ландратов (от 8 до 12 человек на губернию), избираемых местным дворянством.

     Петровские реформы коснулись также и устройства управле­ния торгово-промышленным населением городов. В 1699 г. была проведена городская реформа. Городское население было изъято из подчинения воеводам и передано в ведение изби­раемых посадскими людьми бурмистров. Местные бурмистры подчинялись в Москве Бурмистерской палате, переименованной в Ратушу, которой был поручен также сбор всех косвенных налогов населения

Бурмистерская палата (с ноября 1699 г. — Ратуша), в которой за­седали бурмистры из крупного московского купечества, выходи­ла с докладом прямо к царю, минуя приказы, и была чем-то вро­де Министерства городов и городских

сборов. Она ведала всем посадским (торгово-промышленным) населением в судебных и торговых делах. В других городах учреждались земские избы с выборными бурмистрами. Они подчинялись Ратуше (Бурмистер­ской палате), а не воеводе и собирали и поставляли в Москву все государственные налоги, сборы и пошлины. Такова первая го­родская реформа Петра.

В 1720 г. была проведена вторая городская реформа — магистратская. 13 февраля 1720 г. в Петербурге на правах коллегии (министерства) был учрежден Главный магистрат. Он возгла­вил органы самоуправления всей страны. В Москве и других го­родах России учреждались магистраты Магис­траты, которые были призваны заложить основы самоуправления, но это оказалось им не под силу. Слабость магистратов объяснялась почти полным отсутствием собственных средств. При Петре I города не имели источников дохода, так как сборы с лавок, при­станей, бань, харчевен и прочих оброчных статей поступали не в городскую кассу, а в государственную казну. По второй городской реформе население городов было разделено на «регулярных» и «нерегулярных» граждан. К «нерегуляр­ным» относились лица, не владевшие собственностью. «Регуляр­ные» делились на две гильдии: в первую входили дворяне, куп­цы и промышленники, во вторую — мелкие торговцы и ремесленники. Правом избирать в местные магистраты пользовались только «регулярные» граждане.

Лишенные условий для жизненного развития, введенные Петром органы местного самоуправления на практике превращались в орудие фискальной политики правительства и быстро бюрократизировались. В целом же реформы центрального и местного управления создали внешне стройную иерархию учреждений от Сената в центре до воеводской канцелярии — в уездах.

 

 

 

 

 

 

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История России до Петра Великого и после него знала немало реформ. Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровские носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства. В результате Петровских реформ к концу первой четверти XVIII в. сложилась следующая система органов власти и управления.

      Вся полнота законодательной, исполнительной, и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войны получил титул императора. В 1711г. был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. Он принципиально отличался от своего предшественника - Боярской думы. Члены совета назначались императором. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений. Генерал-прокурор должен был выполнять функции "ока государства". Этот контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения. В первой четверти XVIII в. к системе прокуроров добавилась система фискалов, возглавляемая обер-фискалом. В обязанности фискалов входило донесение обо всех злоупотреблениях учреждений и должностных лиц, нарушавших "казенный интерес".

    Никак не соответствовали новым условиям и задачам приказная система, сложившаяся при Боярской думе. Взамен устаревшей системе приказов в 1717 - 1718 гг. было создано 12 коллегий. Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Четкое распределение ведомственных функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении - все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

    Последующее развитие принципа чиновной, бюрократической выслуги нашло отражение в петровской "Табели о рангах" (1722). Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе.

Информация о работе Высшие и центральные органы государственного управления в эпоху Петра I