«Теория официальной народности» С.С.Уварова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 00:12, доклад

Описание

Рассуждая на данную тему, нельзя не отметить её актуальности, ведь в любое время у правительства имелась своя политическая доктрина. В истории существует немало подобных примеров. Одним из них и является политическая идеология начала XIX века, известная как «теория официальной народности», ставшая, на долгие годы идеологическим основанием политики российского правительства.

Работа состоит из  1 файл

Теория официальной народности графа С.С. Уварова.doc

— 37.50 Кб (Скачать документ)

   «Теория официальной народности»  С.С.Уварова 

      Рассуждая на данную тему, нельзя не отметить её актуальности, ведь в любое время у правительства имелась своя политическая доктрина. В истории существует немало подобных примеров. Одним из них и является политическая идеология начала XIX века, известная как «теория официальной народности», ставшая, на долгие годы идеологическим основанием политики российского правительства. Внимание к консерватизму, характерное в том числе и для настоящего времени,  спровоцировало также интерес общественности и к личности видного политика и государственного деятеля первой половины XIX столетия Сергея Семеновича Уварова, который являлся основным ее идеологом.

      Длительное время в отечественной науке господствовал достаточно негативный подход к истории XIX в. В связи с этим,  имя Сергея Семеновича Уварова было несколько забыто историками. На протяжении долгого времени он оставался в тени более крупных фигур - Н.М. Карамзина, М.М. Сперанского, однако, его взгляды и идеи требовали дополнительного изучения. Рассмотрение общественно-политических взглядов С.С. Уварова дало возможность получить более полное представление о состоянии и направлениях русской общественно-политической мысли XIX в. Не исследовав данную проблематику,  невозможно определить соотношение идей С.С. Уварова с их воплощением, невозможно понять причины возникновения знаменитой триады «Православие-Самодержавие-Народность».

      На  протяжении достаточно длительного  периода времени, обращения специалистов к личности С.С. Уварова касались в основном его деятельности в Министерстве народного просвещения. Взгляды Уварова не становились предметом специального изучения историков. Более того, автором единственной монографии о министре была американская исследовательница Ц.Х. Виттекер.

      В XIX в. исследователи начали уделять  основное внимание изучению жизни и  деятельности Сергея Семёновича и в этих пределах дали характеристику его общественно-политическим взглядам. Написанные после смерти С.С. Уварова, эти работы представляли собой очерки, созданные для того, чтобы ознакомить читателя с личностью государственного деятеля и его программами реформирования народного образования в России. В данных работах С.С. Уваров был представлен авторами как образованный дворянин с консервативными взглядами, защитник российского просвещения от нападок в лице А.Н. Голицына, М.Л. Магницкого и других. Подобных взглядов придерживались, например, Плетнев П.А. или Лонгинов М.Н.

  По-новому взгляды С.С. Уварова стали рассматриваться несколько позже. Так, например, Лебедев В. говорил о влиянии на взгляды Уварова внутриполитического курса. Он отмечал, что при Александре I С.С. Уваров придерживался либеральных идей, но ко времени вступления в должность министра народного просвещения стал консерватором и свои политические приоритеты расставлял в соответствии с интересами власти.

      Некоторые исследователи, напротив, считали, что Уваров всю жизнь придерживался исключительно консервативных взглядов. К ним можно отнести, например, Попова Э.А. Согласно Зорину А.Л., С.С. Уваров, будучи на посту министра народного просвещения, действовал в соответствии с  мыслями немецких идеологов. Исследователь делает вывод, что «триада» задумывалась С.С. Уваровым как русский ответ на  формулу «свобода, равенство, братство». Согласиться с мнением ученого трудно, но, между тем, такой подход А.Л. Зорина нашел своих сторонников.

      Как бы то ни было, XIX век для России оказался одной из величайших эпох. В этот период правительство всячески пыталось оградить и насадить свою власть,  «закрепостить» умы, однако, недовольство в обществе росло. Это повлияло на дальнейший ход истории России и сформировало политическое кредо Николая I. Тогда и возникла необходимость разработки и внедрения новой идеологии, направленной на то, чтобы вселить в сознание простого народа мысль о его исключительности и привить ненависть и недоверие к идеологии демократии. Решением этой задачи и занялся С. С. Уваров.

      В 1833 году С.С.Уваров написал записку « О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством народного просвещения », адресованную императору, в которой он изложил основные направления своей деятельности.

      Сергей  Семёнович предложил императору план создания идеологии, которая изначально преследовала основной целью «оправдать и возвеличить существующий самодержавно – крепостнический строй, вдолбить в сознание россиян мысль о справедливости и незыблемости этого строя». Состояла она из нескольких этапов - найти начала, составляющие отличительный характер России, затем собрать эти начала в единое целое и, наконец, используя эти принципы, укрепить на твёрдых основаниях Отечество. Эти цели в своей совокупности представили общегосударственную задачу, от решения которой зависила судьба России.

      И первый шаг на пути претворения поставленной задачи в жизнь - разработка государственной  доктрины, основанной на исконных национальных особенностях, отличающих Россию от других стран. Говоря о главных началах, без которых «Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить», Уваров отметил следующие:

      1)  Православная вера. « Без любви к Вере предков, народ, как и частный человек, должны погибнуть; ослабить в них Веру, то же самое, что лишать их крови и вырвать сердце».1

      2) Самодержавие. «Самодержавие представляет главное условие политического существования России в настоящем ее виде. Русский Колосс упирается на самодержавии, как на краеугольном камне; рука, прикоснувшаяся к подножию, потрясает весь состав Государственный... Эта истина должна присутствовать и развиваться в народном воспитании ».2

      3) Народность. «Дабы Трон и Церковь оставались в их могуществе, должно поддерживать и чувство Народности, их связующее. Относительно Народности, все затруднение заключается в соглашении древних и новых понятий; но Народность не состоит в том, чтобы идти назад или останавливаться; она не требует неподвижности в идеях ».3

      Надо  отметить, что отдельные элементы этой теории были сформулированы еще в более ранний период в работах А.С. Шишкова, Н.М. Карамзина и М.Л. Магницкого, который в своей «записке о народном воспитании» предлагал царю проект создания целостной системы народного воспитания. Но впоследствии, лишь С.С. Уварову оставалось придать этим теоретическим построениям характер чеканной формулы.

      Выбранная идеология оказала огромное влияние  на общество. Теория была провозглашена  непреложным руководством для народного  образования, науки, литературы, искусства, воспитания молодежи.

      Определив элементы своей триады по схеме, выражающей один элемент через другой, Уваров придал этим своей программе видимость крепкого и прочного фундамента, идеологическое содержание которого было востребовано властью и сыграло очень важную роль. Однако, несмотря на то, что далеко идущие планы, связанные с «теорией официальной народности » не осуществились, государственная идеология этого периода оставила глубокий след в истории.  Эта теория действительно прижилась в обществе и не просто стала символом николаевской эпохи - она просуществовала практически вплоть до 1917 года как основа сознания российского общества.  

Информация о работе «Теория официальной народности» С.С.Уварова