Реформаторская деятельность П.А. Столыпина и судьба аграрной реформы в России.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:12, реферат

Описание

Проблема реформирования Российского государства в большей или меньшей степени заботит почти каждого гражданина нашей страны. Нужно изучить и понять со всей объективностью реформаторский курс сегодняшнего руководства страны. Ведь уже давно подмечено, что реальные результаты реформ появляются не сразу, а спустя некоторый промежуток времени. Отсюда проистекает вся их трудность для понимания в период, когда реформы только развёртываются, только набирают темпы. В настоящее время реформы, проводимые правительством очень похожи на реформы Столыпина, то есть история повторяется.

Работа состоит из  1 файл

реферат по истории.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н.Прянишникова» 
 

Кафедра истории и 

                                                                                                               социологии  
 

Реформаторская  деятельность П.А. Столыпина  и судьба аграрной реформы в России. 
 
 
 

                                                                                 Реферат выполнила студентка

факультета  экономики, финансов

и коммерции  группы Мн-11

Кочергина Юлия Сергеевна 

Проверила: К.И.Н., доцент

Шкалябина Надежда Ивановна   
 

Пермь 2008 

Оглавление

 

Введение

     Проблема  реформирования Российского государства  в большей или меньшей степени  заботит почти каждого гражданина нашей страны. Нужно изучить и понять со всей объективностью реформаторский курс сегодняшнего руководства страны. Ведь уже давно подмечено, что реальные результаты реформ появляются не сразу, а спустя некоторый промежуток времени. Отсюда проистекает вся их трудность для понимания в период, когда реформы только развёртываются, только набирают темпы. В настоящее время реформы, проводимые правительством очень похожи на реформы Столыпина, то есть история повторяется.

       Петр Аркадьевич Столыпин считался как ранее, так и в настоящее время одним из выдающихся реформаторов Российской империи. Если бы проводимые им реформы были выполнены, то они принесли  процветание России, укрепили российскую государственность, но нападки на его проекты, его преждевременная смерть помешали движению Российской империи вперед. Поэтому спустя столько лет его реформы повторяются и воплощаются в «жизнь».

      За  время своего руководства правительством Столыпин П.А. подготовил ряд законопроектов и предложил провести ряд мероприятий. Целью моей работы является кратко изучить, рассмотреть и оценить реформаторскую деятельность Столыпина.

       Реферат разделён на две главы: первая - аграрная реформа П. А. Столыпина, т. к. именно она расположена в самом центре программы столыпинских преобразований, является её основой и составной частью, и вторая – иные направления реформирования.

     Задачами  реферата являются:

  • анализ аграрной реформы;
  • рассмотрение других реформ П.А. Столыпина.

I. Аграрная реформа П.А. Столыпина

1.1. Цели и задачи реформы

Целей у реформы было несколько:

социально-политическая:

  • Создать в деревне прочную опору для самодержавия из крепких собственников, отколов их от основной массы крестьянства и противопоставив их ей; 
  • Крепкие хозяйства должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне;

социально-экономическая:

  • Разрушить общину 
  • Насадить частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где ее поглотит растущая промышленность;

экономическая:  

  • Обеспечить подъем сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держа.

Для решения  этого вопроса существовало три  пути:

  • отнять землю у помещиков;
  • ничего не делать;
  • подтолкнуть помещиков и крестьян к реформе без нарушения права частной собственности.

      Именно третий вариант и выбрал П.А.Столыпин. Он прекрасно понимал, что грубая, агрессивная политика не только не даст положительных результатов, но и может еще больше усугубить и без того напряженную обстановку. 
    Столыпин видел решение имеющегося кризиса в том, чтобы дать возможность крестьянам получить сначала временно, а затем закрепить за ним отдельный участок, вырезанный из государственных земель или из земельного фонда Крестьянского банка. Основными «донорами» для формирования земельного фонда Крестьянского банка стали разоренные помещики, не желающие или не способные эффективно вести  хозяйство в условиях складывания капиталистической конкуренции.1  
          Таким образом, Столыпин придерживался чисто экономических принципов реформирования экономики, хотя и полагал, что невежественных крестьян для их же пользы следует всячески подталкивать к выходу из общины, в том числе иногда и административными методами.

 

1.2. Составные части  реформы

      Она начала осуществляться с принятия двух важнейших указов царя. Первый был выпущен в развитие Указа от 3 ноября 1905 г. об уменьшении выкупных платежей крестьян с 1 января 1906 г. наполовину, а с 1 января 1907 г. - полностью. Второй – в развитие Указа о помощи Крестьянского банка малоземельным крестьянам в покупке земли (правда, этот указ практически не исполнялся).2 
          9 ноября 1906 г. последовал Указ о крестьянском землевладении и землепользовании. Этот важнейший указ дал каждому владельцу общинного надела право закрепить его себе в личную собственность. При этом в общинах, где не было переделов в течение 24 лет, за крестьянином закреплялся весь его надел, а в остальных за излишки сверх расчетной доли каждого члена общества надо было платить обществу по первоначальной средней выкупной цене за десятину. В указе говорилось, что выход из общины осуществляется в месячный срок после подачи заявления по приговору общины простым большинством голосов, причем община устанавливает конкретный участок земли и необходимую доплату. Если общество в указанный срок не делает такого приговора, то все полномочия переходят земскому начальнику или соответствующему ему должностному лицу.3 
          Выходящий из общины мог также требовать, чтобы ему выделяли участок в одном месте (а не в разных местах), а при невозможности этого – получить в качестве компенсации за разрозненные участки некоторые деньги. Чересполосица в основном сохранялась. 
           Наконец, 14 июня 1910 г. был издан Закон об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении, который фактически в принудительном порядке признавал личными собственниками всех домохозяев тех общин, где не производились переделы в течение 24 лет.

           Реформа подразумевала огромную техническую работу по развертыванию тысяч деревень, что могло привести к огромному числу спорных ситуаций. Нужны были детальные инструкции, многие тысячи хорошо подготовленных землемеров.4

     В 1908 г. число укрепившихся крестьян выросло  в 10 раз по сравнению с 1907 г. (свыше 500 тыс. человек), а в 1909 г. был достигнут  абсолютный рекорд - 579 тыс. крестьян, покинувших общину. Далее эти цифры по понятным причинам начали снижаться, особенно с началом Первой мировой войны. 
          В целом из общины за период реформы выделились миллионы домохозяев. К 1 января 1916 г. из 9,2 млн. общинных дворов вышло 2,5 млн. крестьян-общинников (более четверти) и почти 15% общинных земель (17 млн. десятин). В том числе на отруба и хутора вышло более 1,3 млн. домохозяев (2,7 млн. десятин), что также было несомненным успехом, хотя и не решило всех проблем российского сельского хозяйства. Всего за годы реформы из общины вышло около 3 млн. человек - около трети домохозяев. Вместе с ними из общины вышло 22% всей земли.5 
          Важно отметить не только сам выход крестьян из общины, но и уничтожение чересполосицы, развитие отрубов и хуторов частично в ее рамках. Реформа качественно меняла и саму общину, повышая эффективность ее функционирования. 
         Все эти изменения, безусловно, сказались на состоянии сельского хозяйства, которое постепенно начало трансформироваться. Понятно, что этому помогли и отмена выкупных платежей, обширная деятельность Крестьянского банка, большая коммерциализация аграрных отношений в целом. Одновременно выросли экспорт и урожайность многих сельскохозяйственных культур. В 1906-1912 гг. на 342% выросли производство и импорт сельскохозяйственных машин. В Сибири и других местах переселения вооруженность сельского хозяйства машинами и собственным инвентарем была выше, чем в Европейской России. В некоторых южных районах крестьянская община почти полностью исчезла (например, в Бессарабской и Полтавской губерниях). В других регионах (Курская губерния) община утратила главенствующее положение. 

 

1.3. Итоги аграрной реформы

      Каковы  же были итоги столыпинского аграрного  курса, который был последней ставкой царизма в борьбе за существование? Удалась ли аграрная реформа по Столыпину?

      Историки  в основном считают, что результаты были очень далеки от ожидаемых… По мнению В. Бондарева, реформирование аграрных отношений, наделение крестьян правом частной собственности на землю удалось лишь частично, при этом сохранилось антагонистическое противоречие между крестьянами и помещиками; проведение землеустроительных работ, отделение крестьян он общины удалось в незначительной мере - около 10 % крестьян выделилось из хутора; переселение крестьян в Сибирь, Среднюю Азию, на Дальний Восток в какой- то степени удалось. Это выводы для объективной оценки, необходимо обратится к основным цифрам и фактам.

      Примерно  за десять лет только 2,5 млн. крестьянских хозяйств удалось освободиться от опеки общины. Движение за упразднение «мирского» правления на селе достигло наивысшей точки между 1908 и 1909 гг. (около полумиллиона запросов ежегодно). Однако впоследствии это движение заметно сократилось. Случаи полного роспуска общины в целом были крайне редкими (около 130 тыс.). «Свободные» крестьянские землевладения составили лишь 15 % общей площади обрабатываемой земли. Едва ли половине работавших на этих землях крестьян (1,2 млн.) достались отруба и хутора, закрепленные за ними постоянно, в частную собственность. Собственниками смогли стать лишь 8 % общего числа тружеников, но они терялись в масштабах страны. 6

        Землеустроительная политика не дала кардинальных результатов. Столыпинское землеустройство, перетасовав надельные земли, не изменило земельного строя, он остался прежним - приноровленным к кабале и отработкам, а не к новейшей агрикультуре указа 9 ноября.

      Деятельность  крестьянского банка также не дала желаемых результатов. Всего за 1906- 1915 гг. банк приобрел для продажи  крестьянам 4614 тыс. десятин земли, подняв цены с 105 руб. в 1907 г. до 136 руб. в 1914 г. за десятину земли. Высокие цены и большие платежи, налагаемые банком на заемщиков, вели к разорению массы хуторян и отрубников. Все это подрывало доверие крестьян к банку, и число новых заемщиков пошло вниз.

      Переселенческая политика наглядно продемонстрировала методы и итоги столыпинской аграрной политики. Переселенцы предпочитали обосновываться в уже обжитых  местах, таких как Урал, Западная Сибирь, нежели заниматься освоением безлюдных лесных зон. Между 1907 и 1914 гг. 3,5 млн. человек выехали в Сибирь, около 1 млн. из них вернулись в европейскую часть России, но уже без денег и надежд.

      Одним словом, реформа не удалась. Она не достигла ни экономических, ни политических целей, которые перед ней ставились. Деревня вместе с хуторами и отрубами оставалась такой же нищей, как и до Столыпина. Хотя, необходимо привести цифры, показывающие, что кое-какие сдвиги в положительную сторону наблюдались: с 1905 по 1913 гг. объем ежегодных закупок сельхозтехники вырос в 2-3 раза. Производство зерна в России в 1913 г. превышало на треть объем производства зерновых в США, Канаде, Аргентине вместе взятых. Российский экспорт зерна достиг в 1912 г. 15 млн. тонн в год. В Англию масла вывозилось на сумму, вдвое большую, чем стоимость всей ежегодной добычи золота в Сибири. Избыток хлеба в 1916 г. составлял 1 млрд. пудов.

      Но  все же, главную задачу - сделать Россию страной фермеров - решить не удалось. 7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II: Реформаторская деятельность П.А. Столыпина.

2.1. Рабочий вопрос

Рабочий вопрос, так же как и крестьянский, достался Столыпину в наследство от революции 1905—1907 гг. До этого, не только царизм, но и буржуазия отрицала его существование, доказывая, что в России нет рабочего класса в западноевропейском смысле этого слова, а есть всего лишь «сословие фабричных людей», вчерашних крестьян, готовых в любой момент бросить завод, фабрику, шахту, чтобы вернуться в деревню. Программа, выработанная комиссией, уже целиком исходила из посылки, что в России рабочий вопрос носит такой же характер, как и на Западе, и, следовательно, решать его надо так же, как, скажем, решил его Бисмарк в Германии, В соответствии с этим была разработана программа, сводившаяся к четырем основным пунктам:

1) обязательная  организация больничных касс  на базе совместных взносов  и хозяев, и рабочих; 

2) создание  на фабриках и заводах смешанных  органов из представителей администрации  и рабочих «для обсуждения  и разрешения возникающих на  почве договора найма вопросов, а также для улучшения быта рабочих»;

3) сокращение  рабочего дня с 11,5 часа до 10, ограничение законом количества  сверхурочных работ;

4) пересмотр  статей закона, карающих забастовки  и досрочные расторжения договора  о найме. 

      Согласившись  с такой постановкой вопроса, Комитет министров указал, что, вопрос о рабочих организациях — главный, ключевой, от которого зависит все остальное. Явно напрашивается параллель с указом 9 ноября 1906 г. и его стержневым пунктом о праве выхода крестьянина из общины. В обоих случаях полностью господствует буржуазный принцип в подходе и разрешении обеих проблем. 8

Информация о работе Реформаторская деятельность П.А. Столыпина и судьба аграрной реформы в России.