Политический портрет Н.С.Хрущева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:33, реферат

Описание

ХРУЩЕВ был приближенным СТАЛИНА, во многом разделял его взгляды, участвовал в репрессиях. Но, придя к руководству партии, он, вопреки всем ожиданиям, предпринял шаги, направленные против злоупотреблений прошлых лет.

Работа состоит из  1 файл

Политический портрет.doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)

     Политический  портрет Н.С.Хрущева

     ОБСТАНОВКА  В СТРАНЕ ПОСЛЕ СМЕРТИ И. В. СТАЛИНА.

     5 марта 1953 года умер И. В. СТАЛИН-человек,  олицетворявший целую эпоху в  жизни СССР. Как это ни странно,  но смерть его все связывали  с концом процветания всей  страны. Образ этого политика настолько тесно слился с представлением о государстве, что эти два понятия не могли уже существовать раздельно. Со смертью СТАЛИНА закончилась пора расстрелов, фальсификации документов, бесправия, ночных страхов. Шла ломка сознания. Всю страну объял страх: что же будет завтра, как дальше жить? СССР робко, медленно вступал на новый виток своего существования. С кончиной ИОСИФА ВИССАРИОНОВИЧА простым обывателям было трудно расставаться с привычной для них системой, которая заботилась о них, в которой они прожили не по одному десятку лет, привыкнув ко всем лишениям. Но грели перемены. Это было ясно многим, но что делать? С чего начать? Кто взвалит на свои плечи махину государства? После погребения «великого вождя всех времен и народов» в мавзолее на Красной площади, высшее руководство СССР перераспределило свои обязанности. Главой государства был избран маршал К. Е. ВОРОШИЛОВ, главой правительства стал Г. М. МОЛЕНКОВ, министром обороны - маршал Л. П. БЕРИЯ. Однако пост главы партии оставался свободным, фактически же власть сконцентрировалась в руках МОЛЕНКОВА и БЕРИИ. Летом 1953 года, вернувшись из Берлина, ЛАВРЕНТИЙ ПАВЛОВИЧ высказался против поддержки ГДР и за его отход к ФРГ. После этого последовал его арест. Инициаторами этой чрезвычайно опасной акции были секретарь ЦК КПСС НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ ХРУЩЕВ и министр обороны Н. А. БУЛГАНИН. В декабре состоялся суд над БЕРИЕЙ и его сподвижниками. Уже 14 марта МАЛЕНКОВ, не успевший легитимизировать свои полномочия, был поставлен перед необходимостью выбора между руководством правительства и руководством Секретариата ЦК. Он выбрал первое. Во главе партии встал ХРУЩЕВ. В его руках сконцентрировалась власть над партией, которая, как известно, сумела проникнуть во все области общественной жизни. Таким образом, НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ получил возможность влиять на все сферы жизни страны, однако, всей полноты власти он еще не имел.

     ХРУЩЕВ  был приближенным СТАЛИНА, во многом разделял его взгляды, участвовал в  репрессиях. Но, придя к руководству  партии, он, вопреки всем ожиданиям, предпринял шаги, направленные против злоупотреблений прошлых лет.

     Именно  тогда был задан курс на освобождение от старых устоев. Пришел политик, готовый  действовать нетрадиционными для  данной страны методами. Всем своим  видом он как бы старался развенчать привычный стереотип советского лидера. Этот человек родился, вырос и работал в старой системе, но сам был представителем нового поколения с новыми, прогрессивными взглядами. Удивляла и его живая любознательность, выгодно отличавшая его от других политиков старого закала, смотревших на все с позиций, типичных для сталинского времени, бюрократов. Всеобщее внимание привлекала личность, непосредственно вникающая в суть каждой проблемы, которую приходилось решать.

     НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО И ИЗМЕНЕНИЯ В НЕМ.

     Крупнейшей хозяйственной реформой, проведенной во второй половине 50-х годов были преобразования гражданской промышленности и строительства. Был совершен переход от отраслевого к территориальному принципу управления, создание министерств, вместо совнархозов преследовало благородную цель: разрушить ведомственную монополию, приблизить управление к местам, поднять их инициативу, сбалансировать экономическое развитие республик, регионов, укрепить их хозяйственные связи и в итоге ускорить экономическое развитие всей страны. Только управление ВПК оставалось централизованным. Более 3,5тыс. предприятий было передано из общесоюзного в республиканское подчинение, а в ведение местных Советов переданы вопросы производства и распределения продукции местной промышленности. Эти меры укрепили экономическую власть республик, которая до этого была значительно ограничена.

     Однако  реформа ударила по единой технической  и технологической политике, которую собиралось развивать правительство. Укрепив хозяйственные связи внутри республик были разрушены эти связи между ними. Местные ведомства стали тянуть «финансовое одеяло» на себя. Чтобы преодолеть уклон к местничеству, руководство страны вновь обратилось к административному рычагу-стали наращивать этажи управленческого аппарата: создавать республиканские совнархозы, затем Высший Совет народного хозяйства СССР. Управление становилось громоздким, неуклюжим, не способным быстро реагировать, нерешительным. Наибольший успех гражданского сектора наблюдался в направление жилищного строительства. В СССР эта отрасль была плохо развита, а в иные периоды жилья просто не строили. Еще с войны многие люди жили в бараках, землянках, коммуналках. Получить отдельные квартиру было мечтой многих, но где взять столько жилого помещения, был специально застроен экспериментальный район Черемушки. Этот эксперимент повторился в многих других районах страны. Стали строить маленькие, дешевые дома в пять этажей, которые буквально росли как грибы. После смещения ХРУЩЕВА с поста главы правительства в его адрес слышалось много упреков по поводу пятиэтажек, но что можно было сделать лучшего в кратчайшие сроки, ведь не было в достаточной мере даже цемента, не говоря о других материалах? Как бы то ни было, но в кратчайшие сроки людей обеспечили жильем. Условия проживания стали сразу в несколько раз лучше!!! Таких темпов строительства наша страна не знала не до, не после 60-х годов.

     Крупным народнохозяйственным экспериментом  конца 50-х годов был переход  с пятилетнего к семилетнему  планированию. Утвержденный в 1956 году, пятилетний план развития народного хозяйства СССР уже через год сочли неудачным и решили разработать новый, но только уже семилетний. Семилетка 1959-1965 гг. охватила два последних года шестой пятилетки и следующее пятилетие. По мнению руководства, с помощью нового плана можно было добиться форсированного освоения Востока страны, открыть простор для научно-технического прогресса, наконец, скоординировать народнохозяйственные планы стран-членов СЭВ.

     За  семилетие, промышленный потенциал СССР увеличился почти вдвое. Вместо плановых 80% рост составил 84%, но предприятия группы «Б» план так и не выполнили.

     А). Реформы в сельском хозяйстве.

     Новый курс во внутренней политике СССР был  провозглашен в августе 1953 года на сессии Верховного Совета. Глава правительства, Г. М. МОЛЕНКОВ, впервые поставил вопрос о «повороте экономики лицом к человеку», о первоочередном внимании государства к благосостоянию народа через ускоренное развитие сельского хозяйства и промышленности.

     Но  не все шло гладко у нового руководителя партии: после устранения Л. П. БЕРИИ, между ним и МАЛЕНКОВЫМ начались конфликты, разногласия. «Союз»сельского хозяйства и тяжелой промышленности, за который выступал ХРУЩЕВ, не находил поддержки у МАЛЕНКОВА. Встал вопрос о первоочередной помощи селу через повышение государственных закупочных цен на продукцию колхозов, находившихся на грани разорения, и расширение посевных площадей. Освоение целинных земель должно было стать не только быстрым способом немедленного увеличения производства, но и весомым аргументом в силу необходимости увеличения парка сельхозмашин и тракторов, которого требовал этот замысел в пользу подчинения этой программе значительных секторов тяжелой промышленности. Отстаивая такую позицию, появлялась возможность начать маневр против основного противника. Как настоящий политик, НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ одним ходом ослабил своего врага и заручился поддержкой масс.

     Принятый  в августе, бюджет на 1953 год предусматривал значительные дотации на производство товаров народного потребления, цены на которые были значительно снижены. Отпустились в цене и товары пищевой отрасли. Но снижение цен сопровождалось и ростом дефицита. Тогда показатели роста по потребительским товарам были удвоены. Сентябрьский пленум ЦК КПСС посвятил свою работу анализу тяжелого положения, в котором находилось сельское хозяйство. Избранный на пленуме Первым секретарем ЦК КПСС, ХРУЩЕВ представил мрачную картину ситуации, сложившейся в сельском хозяйстве, способной развеять рассуждения любого оптимиста. В довершение ко всему, ХРУЩЕВЫМ был вскрыт ряд ошибок и просчетов его соперников (прежде всего МАЛЕНКОВА, утверждавшего на XIX съезде, что проблема с хлебом была решена). НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ, от имени партийного руководства, впервые после свертывания НЭПа, четко и определенно заявил, что без материального стимулирования крестьян сельское хозяйство не поднять. Проницательный политик и тут сумел сыграть на народном недовольстве, преподнеся себя как обличителя лжи и борца за правду и процветание страны.

     Он  смог добиться существенного повышения  закупочных цен на продукцию колхозов (в 5 раз на мясо и масло, на 50%-на зерновые). Все это сопровождалось уменьшением обязательных поставок, списанием долгов, снижением налогов на владение приусадебным участком и на продажу с.х. продукции на свободном рынке. В 1953-1958 годах стал заметен рост доходов колхозов.

     Расширение  посевных площадей, освоение новых  земель Северного Казахстана, Сибири, Алтая и Южного Урала составляло второй пункт экономической программы  НИКИТЫ СЕРГЕЕВИЧА. Ее принятия он добился  в 1954 году на февральском пленуме ЦК. В том же году был взят курс на поднятие целинных земель. Этого требовала необходимость немедленного решения проблемы недостатка зерна. Для укрепления же руководящих кадров колхозов на работу в них, в качестве председателей, было направлено более 120 тыс. специалистов сельского хозяйства из управленческого аппарата.

     В целом, крупные меры в области  аграрной политике, проведенные в 1953-1958 годах, заключались в следующем: резко были повышены закупочные цены (они не компенсировали всех затрат на производство, но стали более обоснованными); были списаны долги прошлых лет; в несколько раз были увеличены гос. дотации на нужды деревни; был отменен налог на личные подсобные хозяйства и разрешено пятикратное увеличение его размера; был провозглашен принцип «планирования снизу»; стали вводить пенсии и паспорта для колхозников; сами колхозы получили право вносить изменения в свои уставы с учетом местных особенностей; наконец, за 5 лет реализовали крупную программу освоения 42 млн. га целинных и залежных земель.

     Эти меры, не подрывая государственной  монополии, укрепили сельское хозяйство, во многом раскрепостили крестьян. Деревня стала развиваться в  экономическом плане. Прирост сельскохозяйственной продукции за 1953-1958 годы составил 34% (по сравнению с прошлой пятилеткой).

     Однако, с конца 50-х годов экономические  принципы стали вытесняться старой административно-командной системой, что было привычно и менее опасно для управленческого аппарата. Экономические преобразования НИКИТЫ СЕРГЕЕВИЧА перешли в административную тряску. Во-первых, технику МПС не просто отдали колхозам, а заставили ее выкупать в сжатые сроки и по высоким ценам. Только одной этой мерой государство в течение года смогло вернуть себе средства, вложенные в деревню в предыдущие годы. Во-вторых, вместо дальнейшего укрепления и расширения личного подсобного хозяйства, начался новый «поход» против него: по предложению НИКИТЫ СЕРГЕЕВИЧА, на декабрьском пленуме ЦК КПСС в 1958 году, был взят курс на его свертывание личного хоз-ва, т. к. оно будто бы тормозило окончательную победу социализма на селе.

     ХРУЩЕВ  призвал сельских жителей продать личный скот государству или колхозам, а взамен покупать необходимые им товары. Было поручено в течение 2-3 лет скупить скот у колхозов. В результате, к середине 60-х годов личные подсобные хозяйства во многих регионах страны деградировали до уровня более низкого, чем в начале 50-х годов. Это сказалось на обострении продовольственной программы. К сожалению, аграрная политика государства после сентября 1953 года была «половинчатой» и непоследовательной, а потому и не могла

     В 1959 году, находясь в США, НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ  обещал показать «кузькину мать»  не только в науке и технике, но и сельском хозяйстве. Он пришел к  выводу, что поднять «мясную целину»  возможно лишь решив проблему производства, которая в свою очередь упирается в структуру посевных площадей. Им была выдвинута мысль о том, что вместо травополья надо переходить к широким и повсеместным посевам кукурузы, дающей и зерно и зеленую массу в достатке. За два года кукурузой были засеяны 18 миллионов гектар. Не обошлось и без перегибов: некоторые представители местного руководства распорядились, в угоду начальству, засевать этой культурой просторы северных районов нашей страны, абсолютно не пригодных для этого. Сам же НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ очень серьезно относился к этой затее, вошедшей в историю, как анекдот. Под его личным контролем работали агрономы, выводившие морозостойкие сорта различных культур (в том числе и кукурузы). ХРУЩЕВ даже не обижался на прозвище «кукурузник», метко данное народом. Он искренне смеялся над подобными шутками, объясняя, что кукуруза Америку кормит. Но, не смотря на усилия советского лидера, эта затея потерпела крах, не дав ожидаемых результатов.

     В 1962 году государство приняло решение стимулировать животноводство повышением в полтора раза цен на мясо и молоко. Нововведение не увеличило их количество, а лишь увеличило недовольство населения. В следующем году возникли перебои с хлебом, у булочных выстроились длинные очереди. Было решено выйти из кризиса путем закупок американского зерна. Эта временная мера стала неотъемлемой частью государственной политики вплоть до распада СССР. Таким образом, семилетний план развития сельского хозяйства в 1959-1965 годах был провален. Вместо плановых 70% рост составил лишь 15%.

     Б). Реформы в промышленности.

     После восстановления своего потенциала после  Великой Отечественной войны  СССР превратился в мощную промышленную державу. Упор по-прежнему делался на производство средств производства, которое к началу 60-ых годов составило почти 3/4 общего объема производства. Особенно бурно развивались производства стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. Необходимо отметить, что в 50-е-первой половине 60-х г. г. объём их производства возрос на 400-500%. Предприятия легкой, пищевой, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленностей развивались гораздо медленнее. Но и их рост был двукратным. В среднем среднегодовое промышленное производство превышало 10%. Таких темпов можно было достичь только при использовании жестких методов администрирования экономики. Хоть и сделал НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ попытку перейти к частичному решению некоторых проблем на местах, но все же привычная тоталитарная система оставалась для большинства чиновников настолько привычной и прекрасно отлаженной, что ее не только не удалось искоренить, но она сама брала верх над многими нововведениями. Не получалось освободиться от старых устоев, да и самого ХРУЩЕВА нередко тянуло на старые, испытанные методы. Остался и прежний оптимизм в решении многих проблем, требовавших серьезного изучения и подхода, а не поверхностного рассмотрения. Так руководители СССР были уверены, что темпы промышленного роста страны будут не только высокими, но и возрастающими, в то время, как выводы западных экономистов склонялись к «затуханию» экономического потенциала СССР. Научно-технический уровень сельского хоз-ва не соответствовал потребностям времени. Еще был высок удельный вес рабочих и крестьян, занятых тяжелым ручным и малоквалифицированным трудом. В промышленности он составлял 40%, а в сельском хозяйстве--75%. В 1958 году было названо и главное звено, ухватившись за которое, надеялись вытянуть всю научно-техническую революцию - этим звеном была химия. Началось форсированное развитие этой отрасли, которое обосновывалось усилением ее роли в создании материально-технической базы коммунизма.

Информация о работе Политический портрет Н.С.Хрущева