Петр Аркадьевич Столыпин. Идеи. Замыслы. Результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:00, научная работа

Описание

Петр Аркадьевич Столыпин был человеком странной судьбы. Он не рвался к власти, но неожиданно для всех вдруг оказался у ее вершин. В наши дни имя Петра Аркадьевича Столыпина приобрело всеобщую популярность. О нем написаны многочисленные статьи, брошюры, книги, его фамилия звучит по радио и телевидению, на различных "круглых столах" и конференциях и даже с трибуны высших органов власти.

Работа состоит из  1 файл

готовая работа.doc

— 103.00 Кб (Скачать документ)

В области рабочего законодательства намечалось провести меры по социальному обеспечению в случае болезни, инвалидности и по старости.

     Ряд вероисповедных реформ должен был утвердить веротерпимость в России. Большое значение имел проект введения всеобщего начального образования.

     Некоторые из этих законопроектов были внесены во II Думу. По составу она была левее правой, но действовала осторожней. Тем не менее, правительство вскоре стало готовиться к ее роспуску. Главная причина состояла в том, что Дума не хотела отказаться от требования частичного отчуждения помещичьей земли. Разгон Думы был делом нетрудным, но опыт показывал, что новая Дума будет повторением разогнанной.

     В правительстве встал вопрос об изменении избирательного закона таким образом, чтобы оппозиционные партии оказались в меньшинстве, но в Основных законах содержалась оговорка, что изменение порядка выборов в Думу не может быть произведено без ее санкции. После некоторых колебаний было решено пойти на прямое нарушение Основных законов.

    Все компромиссы, столь характерные для попыток кабинета Столыпина реализовать программу преобразований, уже не могли спасти премьера. Отставка его была предрешена. К тому же стало сдавать здоровье.

     «Пять лет тяжелого труда подорвали его здоровье, и под цветущей, казалось, внешностью он в физическом отношении был уже почти развалиной, — вспоминал С.Е.Крыжановский. — Ослабление сердца и Брайтова болезнь, быстро развиваясь, делали свое губительное дело, и если не дни, то годы его были сочтены. Он тщательно скрывал свое состояние от семьи, но сам не сомневался в близости конца. Наконец в политике своей Столыпин зашел в тупик и в последнее время стал выдыхаться».

    Тем не менее премьер не сдавался. В мае 1911 г. он, по свидетельству своего сотрудника А.В.Зенковского, диктовал обширную записку по реорганизации центральных исполнительных структур, по-видимому веря в преобразующую силу бюрократии. Однако 1 сентября того же года, находясь в Киеве на торжествах по поводу открытия памятника Александру II, он был смертельно ранен провокатором Д.Г.Богровым и 5 сентября скончался.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

    Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро. В одном из интервью в 1909 г. он заявил: "Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России". Однако внутренняя противоречивость целей и методов осуществления реформ привела к тому, что П.А. Столыпин фактически стал реформатором- одиночкой. Его не понимали ни при жизни, ни после смерти. Не понимали его ни сподвижники, ни враги. И при том не был он слишком сложным, недоступным для понимания человеком и политиком. Дело же было в том, что его действия, всегда определенные и целенаправленные, ударяли по очень многим людям, из разных классов и общественных групп, и вызывали всплеск отрицательных эмоций. В такой обстановке трудно рассчитывать на объективную оценку.

    Его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Крестьяне были разочарованы в том, что власть не отдала им помещичьи земли, предлагая ехать за землей невесть куда. Дворянству нужен был Столыпин - успокоитель, в Столыпине - реформаторе они не нуждались.

    Либеральная интеллигенция не могла простить премьер- министру военно-полевых судов.

    Увлекшись аграрными преобразованиями, Столыпин упустил проблему социального обеспечения рабочих.

    Недовольство проявляли и промышленные круги, видевшие в правительственной политике перекос в сторону сельского хозяйства.

Ну а для революционных партий он навсегда остался "душителем революции", "вешателем", реакционером. Эсеры устроили за Столыпиным настоящую охоту. Все столыпинские начинания поддержали октябристы и стоявшие за ними патриотически-настроенная русская буржуазия и часть государственно-мыслящей интеллигенции и чиновничества. Однако впоследствии он лишился и этой поддержки.

    Единственный способ проведения реформ - при помощи силы государства. Однако столыпинский курс перестал поддерживать и Николай II. Все ждали отставки Столыпина, но в сентябре 1911 года он был смертельно ранен агентом охранки анархистом Богровым. В стране не оказалось ни лидеров, ни политических сил, способных продолжить его начинания.

       Столыпин верно искал путь в национальных демократических традициях, которые в средние века на Руси были не только очень сильны, но и гораздо более развиты, чем в Западной Европе.

Столыпин понимал, что нанизывать то ценное, что дает иностранный опыт, нужно все равно на каркас, который соответствует условиям нашей страны, нашей культуры. В нем поражает уникальное сочетание острого сознания необходимости перемен, наличия конкретной программы реформ, решимости  проводить их в жизнь – и одновременно абсолютной верности, сопричастности к делам своего отечества.  В отличие от очень многих реформаторов и революционеров, от Ленина до сегодняшних дней, он не готов был жертвовать национальными интересами ради своих кабинетных доктрин. Тема столыпинских реформ наиболее актуальна сегодня, так как  сегодняшней России нужен реформатор такой, каким был Столыпин.[1]

     Нужно судить исторических деятелей не по их намерениям, а исключительно по результатам деятельности, т.е. не с человеческой, а с государственно-политической точки зрения.

     Тысячью нитей связанный со старой дворянской Россией, Столыпин пытался приспособить её к новым временам. Он ушёл из жизни, не понятый и не принятый ни новыми временами, ни старой Россией.

     «Каждый волен следовать своему пониманию чести, долга гражданина, нравственности или безнравственности.

Каждый человек имеет безусловное право по - своему оценивать события, явления, себя и других, но когда эти оценки перерастают в поступки, то последние всегда подлежат строгому суду Истории, а значит, прежде всего, морали. Последняя постарается расставить все по своим местам.»[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

1.      Н. Верт История Советского государства. 1900-1991. М.,

Прогресс-академия, 1992 г.

2.      Краткое пособие по истории. Абитуриенту., М., Высшая школа, 1992 г.

3.      И.Д. Ковальченко Столыпинская аграрная реформа; История СССР, М.,1992 г.

4.      И.В. Островский  П.А. Столыпин и его время, Новосибирск 1992 г.

5.      М. Румянцев Столыпинская аграрная реформа: предпосылки, задачи и итоги; Вопросы экономики №10 1992 г.

6.      Сборник речей Петр Аркадьевич Столыпин; Нам нужна великая Россия, М., Роман-газета №20 1994 г.

7.      Вс. Иванов “Столыпин, М., Молодая гвардия №3 1990 г.

8.      В.В. Казарезов О Петре Аркадьевиче Столыпине, М.,ВО Агропромиздат 1991 г.

9.      А.В. Ефременко Агрономический аспект столыпинской земельной реформы, М., Вопросы Истории №11-12 1996 г.

10. И. Дьяков Забытый исполин, М., Роман-газета №20 1994 г.

11. М.П. Бок Воспоминания о моем отце П.А. Столыпине, М., Роман-газета №20 1994 г.

 

 

 

 

 



[1] Отец непопулярных реформ//Известия.2010.№196.

[2] Л.Н.Толстой.


Информация о работе Петр Аркадьевич Столыпин. Идеи. Замыслы. Результаты