Новгород и князья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 08:26, доклад

Описание

Почти с самого начала своей истории и до расцвета Петербурга Новгород был влиятельным центром всего русского Северо-Запада — политическим, экономическим, военным, религиозным, культурным. На протяжении более семисот лет авторитет Новгорода в этом обширном регионе был неоспорим, даже второй по значению Псков расценивался как "младший брат" Новгорода. Первое документальное упоминание о Новгороде связано с Никоновской летописью от 859 года, в которой говорится: "Въсташа Словене, рекше Новгородци... на варяги, и изгнаша их за море..."

Содержание

Введение
Новгород и князья
Феодальные отношения
Экономика
Культура
Архитектура
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 108.19 Кб (Скачать документ)

 

 Сорок королей да  королевичей,

 

 А простой-то силы—той  и сметы нет.

 

 Археологические раскопки  в Новгороде подтверждают историчность  описанных событий. В конце  X века часть построек на Софийской  стороне выгорела, а несколько  лет назад была сделана уникальная  историческая находка — в слое  того же времени были обнаружены  церы — деревянные дощечки  для письма, на которые некогда  был нанесен слой воска. Царапины-буквы,  оставленные на дощечках писалом  — металлической палочкой для  письма, — позволили определить, что на них были написаны  библейские псалмы. Это самый  древний из известных на сегодняшний  день русских текстов. Похоже, что церы намерено были закинуты  в навоз — археологам удалось  найти вещественное доказательство  языческих гонений на первых  христиан Руси.

 

"Заложи новгород болий  первого"

 

 Топография раннего  города свидетельствует о наличии  пяти городских концов (выражаясь  современным языком, — районов): Плотницкого, Словенского, Гончарного  или Людинового, Загородского и  Неревского, которые формировались  вокруг центра города.

 

 На левом берегу  Волхова находился кремль или,  как его еще называли, детинец.  Напротив, на правом берегу реки, располагалось место торговли  — Ярославово дворище. В детинце  находилась резиденция новгородских  князей, а с XII века здесь жили  и властвовали владыки—архиепископы  Великого Новгорода. К детинцу  примыкали три конца — Гончарный,  Неревский и Загородский. Вся  эта часть Новгорода, располагавшаяся  на левом, западном, берегу реки, назвалась Софийской стороной  — по храму Святой Софии  в детинце. Деревянный мост  через Волхов соединял ее с  восточным, правым берегом. Здесь,  на Ярославовом дворище, торговой  стороне, собиралось вече, находился  обширный торг, располагалась канцелярия  посадника. Торговая сторона включала  два конца — Словенский и  Плотницкий. Все пять концов города  были обнесены высоким земляным  валом, впоследствии усиленным  деревянными стенами и башнями.  До наших дней эти укрепления  практически не сохранились.

 

 Уже в 1044 году деревянные  части крепости начали заменять  каменными. В летописи сказано,  что в это время князь Владимир "заложи Новгород", а глагол "заложить" в ту эпоху употреблялся  относительно каменных построек, возведение же деревянных стен  обозначалось глаголом "срубить". Строительство каменных стен  началось на год раньше возведения  каменного Софийского собора, ставшего  центром города и его символом. От тех стен середины XI века  также ничего не осталось, они  были разобраны до основания  во время позднейших перестроек  крепости. Можно лишь утверждать, что первоначальный каменный  детинец располагался там же, где и нынешний, но был значительно  меньшим по размеру. Археологи  обнаружили около Дворцовой башни  остатки древнейшего вала, на  котором и стояли стены 1044 года, а возможно, и первоначальные  деревянные стены. Бревенчатые  конструкции вала новгородского  детинца были сложены несколько  необычно для древнерусского  крепостного зодчества. В основании  вала (то есть внизу, на уровне  природного грунта) поперек оси  укладывались бревна, на них —  продольные, обтесанные с двух  сторон бревна-лаги, поверх них  — снова бревна, и так несколько  раз (такая конструкция чем-то  напоминает "колодцы", какие от  скуки выкладывают из карандашей на уроках школьники). Чтобы бревна наката не расползались в стороны, между ними вставляли вертикальные бревна с необрубленными основаниями сучьев. Тот же вал, но уже около Владимирской башни, в своем основании был традиционно сложен из срубов — "городен", забитых внутри глиной.

 

 Древнерусские князья  никогда не были неограниченными  властителями над населением  своих городов, какими позже  стали московские цари или  российские императоры. В Новгороде  же с XII века политическое лидерство  князей и вовсе стало призрачным. В 1136 году новгородцы просто  изгнали очередного князя и  фактически провозгласили республику. Формально княжеская власть в  Новгороде сохранилась, но за  князем оставалась лишь роль  военного предводителя. Непосредственно  к принятию политических решений  новгородцы своего князя старались  не допускать.

 

 В результате его  жизнь оказывалась опутанной  сетью самых мелочных ограничений:  он не мог жить внутри города, а обязан был находиться в  особой резиденции, не мог въезжать  в город с вооруженной охраной,  не распоряжался городской казной, даже охотиться он мог только  в специально отведенном ему  для того лесочке. Наконец,  новгородцы в любой момент  могли "указать путь чист" князю, то есть с позором  выгнать его из города и  лишить титула князя Новгородского.  В результате в народной памяти  не закрепилось имя ни одного  новгородского князя, за исключением  яркой фигуры Александра Невского, но даже и ему довелось пройти  через унизительную процедуру  политического изгнания.

 

 В дальнейшем каменные  стены перестраивались еще не  раз. Так, в 1116 году князь  Мстислав Владимирович "заложи  Новгород болий первого". Территория  детинца разрослась на юг. Во  время последующих перестроек  эта крепость была разобрана,  и лишь отдельные фрагменты  ее кладки использовались при  возведении новых стен.

 

 В 1169 году новгородские  стены выдержали испытание на  прочность. В ходе княжеских  усобиц большое для того времени  войско владимирско-суздальского  князя Андрея Боголюбского, которым  командовал его сын Мстислав, состоявшее из ростовцев, суздальцев, смолян, рязанцев и муромцев (основные  силы всей Северо-Восточной Руси), сначала разорило окрестности  Новгорода, а потом подступило  к его стенам. Жители города  во главе с молодым князем  Романом и посадником Якуном  заперлись в детинце и изготовились  к обороне. Три приступа подряд  не удались, но во время четвертого, самого мощного, продолжавшегося  целый день, нападавшим удалось  ворваться внутрь городских стен. Сам Мстислав уже въехал на  коне в разломанные ворота, где  лично убил нескольких новгородцев,  но защитникам удалось вытеснить  неприятеля за стены. Мстислав  отступил в лагерь с большими  потерями. Уже на следующий день  среди нападавших началась страшная  эпидемия, мор напал и на людей  и на лошадей сразу, поэтому  Мстислав приказал отступать.  На обратном пути многие ратники  и их кони умерли от бескормицы, которую создали сами пришельцы,  разорив Новгородскую землю. Новгород  торжествовал победу — Северо-Восточная  Русь не сумела одолеть Северо-Западную.

 

 Позже князь Андрей  Боголюбский организовал блокаду  Новгородской земли, перекрыв  туда ввоз зерна на продажу.  Продолжительный голод заставил  новгородцев подчиниться и принять  князя, назначенного Боголюбским.

 

"Заложиша город камен..."

 

 В конце того же XII века к воротным башням изнутри  детинца начали пристраивать  каменные надвратные храмы. Обилие  воротных башен с надвратными  церквами стало особенностью  новгородского детинца. Надвратные  церкви не только усиливали  общую устойчивость башен, но  и служили духовной защитой  от непрошеных гостей. Сами башни  стали носить названия пристраиваемых  к ним храмов. В 1195 году на  средства архиепископа Мартирия  над воротами, которые вели к  Волхову, была построена церковь  Положения ризы и пояса Богородицы. От церкви ворота получили  название Пречистенских. В 1233 году над воротами в Неревский  конец возводится каменная надвратная  церковь Федора. В 1296 году архиепископ  Климент построил каменную надвратную  церковь Воскресения. А в 1297 году архимандрит Юрьева монастыря  заложил над южными воротами, которые вели в Людинов конец,  каменную надвратную церковь  Преображения. Характерно, что все  надвратные церкви возводились  архиепископами без участия князя.  Это и неудивительно — с  формированием в Новгороде вечевой  республики власть в городе  принадлежала выборным посаднику  и архиепископу, осуществлявшим, соответственно, светскую и духовную власть. При  этом детинец являлся резиденцией  архиепископа, и строительством  каменных церквей владыка подчеркивал  свои права на укрепление в  центре города. (Все эти храмы  вместе с крепостными стенами  1116 года впоследствии были разобраны.) Как уже было сказано выше, детинец XII века, его стены, башни  и надвратные церкви не сохранились.  До наших дней практически  не дошло ни одной части.  Новая перестройка Новгородского  кремля, серьезная и значительная, произошла в первой половине XIV века. Как писали новгородские  летописцы в 1302 году, "заложиша  город камен Новугороду".

 

 По всей вероятности,  перестройка велась на деньги  новгородской казны. Однако вскоре  по непонятным причинам работы  были остановлены и возобновились  лишь в 30-х годах XIV века. Как  сказано в летописях, "заложиша  владыка Василий город камен  от святого Володимера до святой  Богородицы (то есть от воротной  Владимирской башни до Пречистенской  воротной башни.), а от Богородицы  до Бориса и Глеба (то есть  от Пречистенской башни до  храма Бориса и Глеба, находившегося  в южной части детинца.)". Таким  образом, за три года (1331—1334) была  почти заново создана вся стена  вдоль Волхова.

 

1. Новгород и князья

 

 Понятие "Великий  Новгород" и князья связано,  прежде всего, с той своеобразной  формой, которую имело Новгородское  государство,— с республикой.  Своеобразие политического устройства Новгорода, имевшего серьезные отличия от государственного устройства других русских земель, издавна привлекало к нему внимание и профессиональных историков, и писателей, и общественных деятелей. Передовые русские люди прошлого столетия в вечевых порядках новгородского средневековья видели политический идеал народоправства, к которому следовало стремиться в условиях самодержавной России. М. Ю. Лермонтов писал:

 

 Есть бедный град, там  видели народы.

 

 Все то, к чему теперь  наш дух летит.

 

 Огромная работа, проведенная  исследователями, позволила во  многом выяснить историю Новгородской  республики. Но было бы заблуждением  думать, что все проблемы решены, и современные историки четко  представляют себе, как родилась, жила и погибла республика. Напротив, при все более глубоком изучении  истории Новгорода возникают  новые проблемы. То, что ранее  казалось очевидным, теперь подвергается  сомнению. И наоборот: многое из  того, что ученые когда-то только  предполагали, теперь получило твердую  опору в исторических источниках. До недавнего времени историки  были единодушны во мнении, что  образование Новгородской республики  следует связывать с событиями  1136 года. Видный советский историк,  академик Борис Дмитриевич Греков  еще в 1929 году в статье с  весьма характерным названием  "Революция в Новгороде Великом  в XII веке" поставил вопрос: "Когда  Новгород сделался республикой?" Рассмотрев первые века новгородской  истории, ученый пришел к выводу, что до XII столетия по своему  политическому устройству Новгород  практически мало чем отличался  от других городов Киевской  Руси. В XIII веке в нем были  налицо республиканские порядки.

 

 Как же случилось,  что в отличие от других  русских земель в Новгороде  победили республиканские порядки?  Какие причины привели к образованию  – Новгородской республики? Их  несколько. Прежде всего, отметим  экономическое и политическое  усиление русских княжеств в  XI—XII веках, в том числе и  Новгородской земли. Особенно  заметным было усиление в XII веке Владимиро-Суздальского княжества  на северо-востоке и Галицко-Волынского  — на западе Руси.

 

 Власть киевских князей  постепенно слабела. Немаловажной  причиной ослабления южных княжеств, и прежде всего Киева, была  непрекращающаяся борьба с кочевниками  южных степей — половцами,  требовавшая много сил и средств.  Владимиро-Суздальские земли, Новгород  и русские княжества, расположенные  на западе Руси, половецкие набеги  не затрагивали.

 

 В 1097 году съезд русских  князей в городе Любече принял  решение "каждому да держать  отчину свою".

 

 Последним сильным  киевским князем, при котором  еще сохранялось единство Русской  земли, был сын Владимира Мономаха  Мстислав, правивший в 1126—1132 годах.  После него киевский великокняжеский  престол стал своеобразным призом  в междоусобной борьбе наиболее  могущественных русских князей. Несмотря на решения княжеских  съездов, на Руси начались междоусобицы, во время которых князья старались  расширить свои владения, захватить  для себя и своих близких  родственников лучшие княжеские  столы.

 

 Случилось так, что  в то время, когда в других  русских землях постепенно обосновывались  определенные княжеские династии, Новгород собственной династией  не обзавелся, хотя новгородцы  стремились именно к этому.  В 1102 году великий князь Святополк  Изяславич задумал вывести из  Новгорода княжившего там Мстислава  Владимировича и посадить своего  сына.

 

 Новгородцы направили  в Киев послов, которые заявили  великому князю, десять лет  княжившему в свое время в  Новгороде:

 

"Не хочем Святополка, ни сына его! Если, княже, две  главы имеет сын твой, то пошли  его; а сего нам дал Всеволод; а вскормили есмы собе князь;  а ты еси ушел от нас".

 

 Из этого можно понять, во-первых, что Новгород чувствовал  себя достаточно сильным, чтобы  дерзко разговаривать с великим  князем, прямо намекая на возможное  убийство его сына, если тот  осмелится прибыть в Новгород, во-вторых, новгородцы стремились "вскормить"  себе князя, рассчитывая сделать  Мстислава основателем династии  новгородских князей.

 

 Когда Мстислав по  приказанию своего отца Владимира  Мономаха в 1117 году все-таки  покинул Новгород, новгородцы предприняли  еще одну попытку иметь у  себя постоянного князя. Они  заставили сына Мстислава Всеволода  поклясться, что он "хочет у  них умереть", то есть княжить  в Новгороде до смерти. Всеволод  Мстиславич вопреки своему обязательству,  как и многие другие князья, стремился на юг, поближе к  великокняжескому престолу, рассчитывая  в будущем его занять. В 1132 году  он попытался захватить переяславский  престол, но безуспешно. Нарушение  Всеволодом клятвы было одной  из главных причин его изгнания  из Новгорода в 1136 году.

 

 В результате окончательного  распада древнерусского государства  Новгород, в прежние времена тесно  связанный с Киевом и принимавший  от него в качестве посадников  старших сыновей великого князя,  получавших впоследствии великокняжеский  престол, оказался без собственных  князей

Информация о работе Новгород и князья