Людовик XVI и его дворянское окружение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 00:59, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в анализе жизни и деятельности Людовика XVI, его вклада в истории.

В соответствии с целью были поставлені следующие задачи:
изучить особенности развития воспитаня будущего монарха в его ранние годы его жизни
исследовать влияние окружения на становление личности короля
рассмотреть аспекты внутренней и внешней политики проводимой Людовиком XVI
проанализировать события последнего жизненного этапа короля, причины, приведшие к его казни

Содержание

ведение…………………………………………………………………………...3

Раздел 1: Личность и характер Людовика XVI………………………………….5

1.1 Детство и юность будущего монарха………………………………………..5

1.2. Влияние Марии Антуанетты и окружения…………………………………8

Раздел 2: Особенности правления Людовика XVI…………………………….15

2.1 Внешняя и морская политика……………………………………………….15

2.2 Внутренняя политика………………………………………………………..18

2.3 Революция и казнь…………………………………………………………...26

Выводы…………………………………………………………………………...33

Список литературы………………………………………………………………36

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки, молодежи и  спорта Украины

Одеський  национальний университет имени  И.И. Мечникова

Институт  социальних наук

Кафедра истории и мировой политики 
 
 

КУРСОВАЯ  РОБОТА

На тему:

«Людовик XVI и его дворянское окружение» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

студент 1 курса

отделения политологии,

группа  – П-??

???????????? Даниил ???????

Научний руководитель:

кандидат  исторических наук,

доцент Шевчук Н.А. 

Одесса  – 2011

 

План: 

Введение…………………………………………………………………………...3

Раздел 1: Личность и характер Людовика XVI………………………………….5

1.1 Детство и юность будущего монарха………………………………………..5

1.2. Влияние Марии  Антуанетты и окружения…………………………………8

Раздел 2: Особенности правления Людовика XVI…………………………….15

2.1 Внешняя и  морская политика……………………………………………….15

2.2 Внутренняя политика………………………………………………………..18

2.3 Революция и казнь…………………………………………………………...26

Выводы…………………………………………………………………………...33

Список литературы………………………………………………………………36

 

Введение 
 

      Актуальность темы определяется социально-политическими событиями конца XVIII века во Франции, а именно Великой Французской революцией. Именно поэтому личность Людовика XVI и его взгляды вызывают интерес у многих поколений историков. Государь, правление которого стало завершением существования абсолютной монархии во Франции вплоть до наших дней остается до конца не понятым.

      С позиции современности важно  рассмотреть и проанализировать все те успехи и ошибки, которые  были совершены этим государственным  деятелем и дать правильную оценку происходившим событиям. Правление Людовика XVI выпало на очень важный и неспокойный период в истории Франции. Социально-политическая обстановка была накалена.

      В связи с этим актуальным представляется изучение биографии, деятельности и  окружения Людовика XVI, значение которого для истории Франции в частности и мира в целом тяжело переоценить.

      Объектом исследования является процесс становления Людовика XVI как личности и монарха, его жизненный путь.

      Предметом исследования является биография монарха и его политическая деятельность.

      Цель работы заключается в анализе жизни и деятельности Людовика XVI, его вклада в истории.

      В соответствии с целью были поставлені следующие задачи:

    • изучить особенности развития  воспитаня будущего монарха в его ранние годы его жизни
    • исследовать влияние окружения на становление личности короля
    • рассмотреть аспекты внутренней и внешней политики проводимой Людовиком XVI
    • проанализировать события последнего жизненного этапа короля, причины, приведшие к его казни

      Для исследования темы была использована следующая литература: Пименова Л. Человек эпохи Просвещения, где исследовательница тщательно описывает личность короля; Степанов В. Династия  Бурбонов и её окружение – тут чётко изложены основные направления политики Людовика XVI; Беркова К. Процесс Людовика XVI – в своём труде учёная рассмотрела особенности событий приведших к казни монарха и другие.

      Работа  состоит из введения, двух разделов и выводов. В первом разделе «Личность и характер Людовика XVI» рассматривается жизненный путь, становление монарха как личности. Уделено тут внимание и тому, как окружение Людовика XVI повлияло на него, на его деятельность. Второй раздел «Особенности правления Людовика XVI» посвящён глубокому рассмотрению направлений внешней политики и аспектов проводимой внутренней политики. Также в этом разделе описана деятельность короля во время революционных событий. 
 
 

 

Раздел 1: Личность и характер Людовика XVI 

1.1 Детство  и юность будущего монарха 

    Как и на всех людей, на Людовика XVI наложили отпечаток его врожденные способности, окружение и воспитание. Родившись 23.9.1754 г. третьим из семи детей дофина Людовика Фердинанда (1729 — 1765) и дофины Марии Терезии Саксонской (1731 — 1767), по традиции получил титул герцога де Берри. Он рос в почти бюргерской семье дофина, в которой, к удивлению двора, принц и принцесса сами заботились о детях и их воспитании. Отец Людовик Фердинанд, от которого Берри унаследовал некоторые качества, был как дофин (кронпринц) и единственный оставшийся в живых сын Людовика XV и Марии Лещинской (1703 — 1768) вторым человеком в королевстве, но по многим вопросам находился в оппозиции к отцу и имел с ним напряженные отношения. Будучи главой «партии благочестивых» при дворе, осуждал распутство короля и называл Помпадур пренебрежительно «мама шлюха». Как и многие другие кронпринцы, он нетерпеливо дожидался, когда сам сможет управлять страной.

    Своей внешностью и характером он не был  похож на Людовика XV. В отличие  от этого царственного «красивейшего  мужчины в королевстве», Людовик  Фердинанд был чрезмерно полным, весьма прожорливым, малособлазнительным, не любил фривольных нравов, игр и балов, даже охота не интересовала его. Зато охотно играл на органе и пел хоралы.

    Его второй супруге, Марии Йозефе Саксонской, вначале приходилось с ним  трудно, потому что он, оставаясь  безутешным после смерти своей первой горячо любимой жены, относился к 15-летней саксонке с совершенным равнодушием. Но эта юная принцесса с большим носом и плохими зубами, согласно Крою, «хорошенькая дурнушка, за которой проглядишь все глаза», сумела завоевать сначала свекра и свекровь, двор и наконец самого строптивого супруга. Она обладала большим чувством дома, тактом, набожностью, образованностью, благородством, но в то же время строгостью и сознательно старалась приспособиться к супругу. [6 c. 14]

    Берри, на три года моложе, чем его родившийся 13.9.1751 г. старший брат герцог Бургундский, появился на свет через 6 месяцев после ранней смерти своего брата герцога Аквитанского. Ребенок был «толще и крупнее», чем другие дети дофина; вместе со своими братьями он был доверен одной гувернантке. Ребенок рос молчаливым, замкнутым, некрасивым и даже не милым и вскоре начал страдать как «нелюбимый принц» от предпочтения, отдаваемого старшему и младшим братьям. Герцог Бургундский, живой, но в то же время капризный и крайне высокомерный, полный сознания своей будущей роли властителя, красивый и милый мальчик, был гордостью родителей и двора, так что сконцентрировал на себе «всю любовь родителей». Маленький герцог де Берри, напротив, жил в его тени и сравнительно изолированно. Когда в 1760 г. старший брат тяжело заболел туберкулезом и оказался прикованным к постели, Берри приставили к нему как товарища в играх и трудах. Старший брат обращался с младшим, как с подданным. В то время все вращалось вокруг избалованного, капризного больного, и Берри, словно, стал мальчиком для битья, которому постоянно ставили в пример сияющий образ Бургундца и внушали чувство собственной неполноценности. Когда любимый старший сын умер 24.3.1761 г., Берри, не к радости своих родителей, стал следующим наследником престола после своего отца. Но он заразился от брата и поэтому все детство и юность должен был бороться против заболевания легких. Берри, по сравнению с Бургундцем, представлялся мало выдающейся фигурой. Каким-то образом, не выражая этого прямо, на него возложили вину за то, что он занял место обожаемого старшего ребенка. Под личным контролем родителей граф ла Вогийон воспитывал принца. Домашним учителем стал епископ Лиможский Кетлоске.

    Прилежный, ответственный ученик, будущий Людовик XVI ежедневно семь часов занимался латынью, историей, математикой и современными языками, два раза в неделю его очень строго и придирчиво проверяли родители. Ему прививали такие выделяемые Боссюэ и необходимые для короля добродетели, как набожность, доброта, справедливость и решительность. Когда его отец 20.12. 1765 г. умер от чахотки, а мать погрузилась в неутешное горе, Людовик в свои 11 лет стал вторым человеком в королевстве. Болезненный, неуклюжий принц был несколько чужд элегантному Людовику XV. При появлении деда-короля робкий мальчик становился еще более испуганным и от этого еще более неуклюжим. [10 c.138]

    От  своего воспитателя ла Вогийона он получил книгу Фенелона «Телемах». На будущего короля оказала большое  влияние мысль о добродетельной жизни монарха, который получил свою власть от Бога и обязанностью которого является любовь к своим подданным и стремление к их счастью. На него производили большое впечатление и произведения, проповедовавшие природное равенство людей и патриархальное королевское правление.

    В 12 с половиной лет, 2.2.1767 г., дофин, который, как отметил Крой, «был очень болезненным и близоруким», но имел «кроткий характер», был посвящен в рыцари ордена Св. Михаила. Вскоре после этого, 13.3.1767 г., мать также умерла от чахотки, его тяжелая болезнь вновь обострилась, и при дворе уже считали, что он освободит место наследника Людовика XV своему более блестящему младшему брату.

    В 1770 г. воспитание выздоровевшего дофина в основном было завершено. Оно внушило  ему прежде всего его будущие  обязанности, но одновременно зародило сомнения относительно его способностей и помешало ему изучить и понять реалии его времени. Поэтому принц мечтал о несбыточном золотом веке, в котором он сможет обеспечить счастье своим подданным. Среди исследователей бытует мнение, что принц был слабохарактерным, малоинтеллигентным юношей. Пьеретта Жироль де Курсак в опубликованных в 1972 г. исследованиях приходит к совершенно иному выводу. Она считает, что ла Вогийон дал ему очень хорошее воспитание и соответствовавшие тогдашнему уровню знания во всех областях. Людовик проявил себя, как она доказывает на основании многих источников, очень прилежным, любознательным, понятливым и исключительно упорным ученик с «многосторонней интеллигентностью». Это был стойкий, непоколебимый молодой человек, который научился преодолевать свой эгоизм и владеть собой.  

1.2. Влияние  Марии Антуанетты и окружения 

    По  настоянию Шуазеля, для укрепления франко-австрийского союза было принято  решение о браке дофина с одной  из дочерей Марии Терезии. Для  этого выбрали Марию Антонию (во Франции Мария Антуанетта), родившуюся 2.11.1755 г., принцессу, воспитание которой решили продолжить до 1768 г. Теперь ее интенсивно обучали и готовили к будущим обязанностям французской королевы, хотя она проявила гораздо больше интереса к играм и празднествам. 19.4.1770 г. в венской церкви Августинцев совершили бракосочетание по доверенности, причем дофина представлял ее брат эрцгерцог Фердинанд, и после ошеломительных празднеств 21.4 в сопровождении 376 всадников она двинулась в направлении Франции. 8.5 она пересекла Рейн и 14-го была встречена королевской семьей в Компьене. В то время как 15-летняя австрийская принцесса, голубоглазая, с острым носиком и светлыми волосами, была галантно принята Людовиком XV, ее еще не достигшей 16-летия супруг лишь беспомощно и смущенно поцеловал ее в щеку, но не смог произнести ни слова приветствия. Его дед, привыкший к женскому обществу, поддерживал разговор вместо него.

    После церковного венчания в прекрасной дворцовой  капелле Версаля и больших  празднеств в парке и новом оперном зале дворца наступило время отхождения новобрачных ко сну. Комментарий молодого дофина в его дневнике об этой брачной ночи был краток: «Ничего». [13 c.420]

    У молодой пары и впоследствии были большие трудности в интимной жизни. Об этом много говорили и писали, и тогда и в дальнейшем. Очевидно, у Людовика XVI были затруднения, а Мария Антуанетта не слишком стремилась помочь ему в их преодолении, а скорее даже отказывалась, что подчеркивает Фэй. Она охотно развлекалась на праздниках и в придворном обществе. Критический наблюдатель аббат де Бери писал, что королева, к сожалению, «не пытается развлечь короля, который не имеет качеств, являющихся в глазах женщин соблазнительными». Крой заметил, что она «крайне жадна развлечений» и постоянно «окружена самыми блестящими молодыми людьми». Только когда старший брат королевы, император Иосиф II (1765 — 1790) в 1770 г. инкогнито приехал в Версаль и провел с супругами долгие беседы, им удалось наконец полноценно осуществить свой брак и Мария Антуанетта забеременела.

    Итак, во времена кронпринца Людовик и  Мария Антуанетта мало сблизились. Вопреки распространенному мнению, в период с 1770 до 1774 г. Людовик XVI с  большим рвением, жаждой знаний, отказавшись  от своей страсти — охоты, готовился  к своим обязанностям, и дед, с которым его теперь связывали дружеские отношения, вводил его в курс государственных дел. «Благодаря своей прямоте и открытости он наконец нашел друга — короля» (Фэй).

Информация о работе Людовик XVI и его дворянское окружение