Купеческая династия Казаковых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:30, реферат

Описание

Родоначальником купеческой династии Казаковых был Мухамметзян, происходивший из древнего рода татарских мурз Горной стороны. Он совсем юным покинул родную деревню Нижние Ширданы и перебрался в Казань. Сумев накопить немного денег на выполнении разных поручений богатых горожан он купил себе лодку, на которой стал перевозить людей и мелкие товары через Волгу. Вскоре Мухамметзян перешел на перевозку по Волге колес для телег, пользовавшихся тогда большим спросом. С этим товаром он добрался до самой Астрахани, где осел, устроившись на работу к богатому астраханскому чаеторговцу.

Работа состоит из  1 файл

Казаковы.docx

— 42.54 Кб (Скачать документ)

Казаковы.

Купеческая династия

 

Родоначальником купеческой династии Казаковых был Мухамметзян, происходивший из древнего рода татарских мурз Горной стороны. Он совсем юным покинул родную деревню Нижние Ширданы и перебрался в Казань. Сумев накопить немного денег на выполнении разных поручений богатых горожан он купил себе лодку, на которой стал перевозить людей и мелкие товары через Волгу. Вскоре Мухамметзян перешел на перевозку по Волге колес для телег, пользовавшихся тогда большим спросом. С этим товаром он добрался до самой Астрахани, где осел, устроившись на работу к богатому астраханскому чаеторговцу. Хозяин Мухамметзяна вел торговлю с Китаем, вывозя субпродукты скотоводства и закупая в Китае большие партии чая. Деятельный характер позволил Мухамметзяну сблизиться через своего хозяина с китайскими чаеторговцами, подружиться с ними и установить постоянные взаимовыгодные торговые отношения. Торговля расширялась, доходы росли, что вскоре позволило Мухамметзяну собрать целый караван товаров из 40 верблюдов и самостоятельно отправиться в Китай.

Уже в 30-е гг. XIX столетия Мухамметзян открыл в Астрахани собственное дело по продаже чая, рыбы, бакалеи и других товаров по всему Поволжью. В 1852 г. он вошел во вторую гильдию астраханского купечества. Коммерческие интересы Мухамметзяна тесно связывали его и с Казанью, где с 1856 г. он вошел во 2-ую гильдию купечества. В 1863 г. он стал уже купцом 1-й гильдии, а с 1875 г. был зачислен в потомственное почетное гражданство.

В 1836 г. Мухамметзян женился на 20-летней красавице из богатой купеческой семьи Юсуповых — Бадыйгульзамал (1815-1878). Построив в 1839 г. в Казани на ул. Евангелистов (ныне ул. Татарстан) деревянный двухэтажный дом, Мухамметзян поселил там свою молодую жену с двухлетним сыном Мустафой (1837 г. р.), а сам продолжил торговые дела в Астрахани. В собственном доме на ул. Евангелистов у них родились еще двое сыновей — Мухамметфаиз (1841 г. р), Мухамметшакир (1844-1932) и дочь Гайнихаят (1845 г. р.).

---

Успешный купец Мухамметзян изрядно разбогател и на свои средства решил построить в Казани мечеть. Для выбора места строительства он обратился за помощью к знаменитому уже тогда богослову и ученому Ш. Марджани. В своей книге «Мостафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» Ш. Марджани, описывая эту мечеть под номером двенадцать, указывает, что ее начал строить казанский купец Мухамметзян сын Назира сын Абдулкарима сын Митри сын Ишбулды. Здесь приводится шеджере Ишбулды, которое несколько отличается от шеджере Ишмухаммета, приведенного М. Ахметзяновым. Далее Ш. Марджани пишет, что место строительства мечети было выкуплено из казны махаллей, т.е. общиной. Ранее здесь располагалось старое заброшенное кладбище. Ш. Марджани сам сориентировал установку мечети по сторонам света и назначил день начала строительства —понедельник 19 мая 1875 г. (1292), (из-за дождя начало строительства перенесли на следующий день). Мечеть прослужила 100 лет, и была снесена в 1975 г. 

Ш. Марджани так описал жизненный путь Мухамметзяна: «.. .Строитель мечети — выходец из деревни Нижние Ширданы, в юные годы приехав в Казань, сначала зарабатывает, обслуживая богатых горожан, затем расширяет торговлю разными товарами между Астраханью и Казанью и становится на ноги. Этот астраханский купец Мухамметзян рассказал, что один из его дедов во время Пугачевского восстания служил в казаках, отсюда и произошла русская фамилия Казаков"

Во второй половине XIX в., в годы Кавказской войны, царская армия, испытывавшая острую нужду в лошадях, обратилась к астраханскому купечеству за помощью. Именно Мухамметзяну была поручена почетная миссия пополнить царскую армию лошадьми. Он скупил у астраханских казаков 100 отборных лошадей и поставил их армии. По преданию, государь остался доволен и прислал Мухамметзяну ценные подарки и в знак особой благодарности одарил русской фамилией Казаков.

Построив в Казани мечеть, получившую в народе название Казаковская, и разделив оставшиеся средства между сыновьями, Мухамметзян постепенно отошел от торговых дел. Уже на склоне лет, овдовев в 1878 г., Мухамметзян вторично женился на 42-летней Махубзямал Салиховой. Умер Мухамметзян в 1890 г. Его прах покоится на старо-татарском кладбище в Казани.

МЕЧЕТЬ!

Многие современные  казанцы не представляют, как выглядел и где находился этот замечательный памятник мусульманской культовой архитектуры, уничтоженный в 1975 году при строительстве проспекта на месте тихих и провинциальных кварталов Старотатарской слободы.

 
Одна из самых поздних мечетей  дореволюционной Казани, располагавшаяся  на пересечении нынешних улиц Карима Тинчурина и Татарстан, неразрывно связана с историей нескольких знаменитых купеческих династий, проповеднической и педагогической деятельностью известных священнослужителей и религиозных просветителей. В XVII - XVIII веках, еще до регулярной планировки города, в этом районе на окраине старой слободы существовало древнее мусульманское кладбище, где нашли последний приют представители ее самых уважаемых семейств - Апанаевых, Чукиных, Субаевых, Замановых и других. Однако к середине XVIII столетия, с возникновением Новотатарской слободы, когда мусульманская часть губернского центра расширилась от Плетеней до Булака, в районе современной 5-й городской больницы было открыто новое большое татарское кладбище, именовавшееся в народе кладбищем между двух слобод. Старый зират, потеряв прежнее предназначение, постепенно превратился в большой пустырь. 

Такая ситуация не устраивала местное  духовенство и купечество; тревожась  за судьбу священной для казанских  мусульман земли, во второй половине XIX века состоятельные горожане обратились с просьбой к властям о выкупе ее в собственность общины. Главным  инициатором стал потомок династии Аитовых-Замановых казанский 2-й гильдии купец Мухаметзян Сулейманович Аитов. Он выделялся среди местного купечества - любил историю, собирал различные предания и устный материал, касающийся прошлого татарского народа, был другом и единомышленником Шигабутдина Марджани.  
 
Много времени предприниматель посвящал и общественной работе, являясь гласным городской думы. Этот неравнодушный и энергичный человек, возглавив общественную кампанию в 1874-1875 годах, сумел добиться разрешения на покупку этого участка земли под строительство соборной мечети. После завершения купчей крепости, в феврале 1875 года мусульмане Старотатарской слободы составили приговор о своем согласии с решением казанского 2-й гильдии купца, потомственного почетного гражданина Мухаметзяна Назировича Казакова построить на свой счет на месте старого татарского кладбища каменную мечеть. Так два крупных предпринимателя открыли новую страницу в истории татарской Казани. 

Огромную помощь в организации  строительства купцам оказал Шигабутдин Марджани. Именно он рассчитал для храма “кыйблу” - направление на Мекку и благословил начало работ. Фундамент мечети был заложен в мае 1875 года. В дальнейшем из-за плохой каменисто-песчаной почвы пришлось отступить от первоначального проекта и выбрать несколько иное положение здания. Тем не менее мечеть вырастала прямо на глазах и к началу осени 1876 года была полностью готова к богослужениям. И хотя в архивах не сохранилось прямых указаний на автора проекта, по некоторым косвенным сведениям можно предположить, что им являлся известный архитектор П.И.Романов, застроивший в этот период большую часть Старотатарской слободы. 

Так в Казани возникла еще одна многочисленная махалля, в которую перешла часть правоверных из приходов 4-й соборной (Голубой) и 5-й соборной (Галеевской) мечетей. Она по праву получила название Казаковская в честь своего строителя и щедрого попечителя.  
К сожалению, Казаковской мечети и ее приходу был уготован короткий век. После революции и установления советской власти махалля распалась, а сам храм и религиозная школа при нем были закрыты. Семейство Казаковых, подвергнувшееся преследованиям, уже ничем не могло помочь своей общине. 

Печальным уроком истории является то, что мечеть, когда-то построенная  для того, чтобы увековечить память предков, захороненных на древнем кладбище, ровно через 100 лет стала первым и единственным полностью разрушенным  памятником мусульманской архитектуры  в Старотатарской слободе Казани.

ДАЛЕЕ..

Старший сын Мустафа  рано выделился из семейного капитала и долгое время самостоятельно и  успешно занимался торговлей, став казанским купцом 2-й гильдии, а  в 1875 г. был возведен в потомственное  почетное гражданство. Мухамметфаиз до 1900 г. числился то во 2-й, то в 1-й гильдии купцов Казани, пока не был переведен в другое сословие.

Мухамметшакир Мухамметзянович Казаков (1844-1932) 

Младший сын Мухамметзяна Казакова, Мухамметшакир (Шакир), получив свою долю наследства, в 18-19-летнем возрасте покинул отчий дом и уехал в Астрахань, чтобы продолжить там начатый отцом торговый обмен с Китаем и близлежащими приграничными странами. Шакир неоднократно снаряжал торговые караваны верблюдов возвращаясь обратно с большими партиями чая и других товаров. Вскоре возникла необходимость не только расширить торговлю, но и наладить производство. Для этого в Астрахани было построено кирпичное здание чаеразвесочной фабрики, открыты магазины. Дела шли успешно, и в 1870-1872 гг. Шакир построил собственный кирпичный двухэтажный дом на берегу канала с куполом над входом (дом сохранился и по сей день). К этому времени он был уже женат на девушке по имени Бибигазизә (1853-1923). В этом же доме у них родилось пятеро детей: Мухамметрахим (1873-1937), Зулейха (1874-1954), Абдулхамит (1877-1937), Мухаммет (1879-?) и самая младшая — Бибирабига (1890-1965).

Развивая свою торговлю между Астраханью и Казанью, Шакир часто посещал Казань. С 1856 г. он вместе со своим отцом числился в ревизской сказке купцов Казанской губернской казенной палаты. С 1857 г. они – казанские купцы 2-й гильдии, с 1863 г. 1-й гильдии, а с 1875 г. возведены в потомственное почетное гражданство.

Изрядно приумножив свои богатства Шакир на свои средства строит в 1898 г. большую двухэтажную кирпичную мечеть, также известную как Казаковская мечеть. Она действует и по сей день как Соборная мечеть АстраханиI.

Шакир Казаков став крупным предпринимателем, в начале XX в. он с семьей переехал в Казань. Построив здесь двухэтажный кирпичный дом с обширным двором, конюшней, складами, флигелем для прислуги он поселил в нем всю семью. Дом этот и по сей день в хорошем состоянии и входит в жилой фонд Казани (ул. Каюма Насыри, 3).

Успешные торговые дела в Казани позволили Шакиру приобрести здесь доходные дома. Так, в 1906 г. он купил у А. Г. Хусаинова трехэтажный кирпичный дом на ул. Московской, где товарищество «Апанаевы и Казаковы» содержало номера гостиницы «Болгар» (42 комнаты). Она примечательна тем, что здесь некоторое время жил Габдулла Тукай. В 1950-х гг. предпринималась попытка создать в этом доме мемориальную комнату Г. Тукая, однако это не удалось из-за отсутствия финансов.

Кроме номеров «Болгар», в оценочном  табеле 1912 г. за Мухамметшакиром Казаковым значатся каменные дома с усадебными землями по улицам Евангелистской, Московской и Захарьевской. На рубеже XIX-XX вв. Шакир стал также крупным акционером одной из Волжских пароходных компаний. На судах этой компании он развозил свои товары по всему Поволжью от Казани до Астрахани.

После Октябрьского переворота его  имущество национализировали. Овдовев  в 1923 г., он поочередно жил у своих  дочерей, у Рабиги и Зулейхи. Свое превращение из знатного богача в беднейшего жителя казанских коммуналок он воспринял обреченно спокойно, покорно. Никаких бунтарских высказываний, возмущения или недовольства новой властью от него не исходило. Видимо, горечь перемен он прятал глубоко в душе, не проявляя внешне. По словам внука, был он молчалив и замкнут. «Помню лишь часто повторяемую им вслух фразу со вздохом: «Эхма, эшләр не так, эшләр по-мужицки!» («эшләр» по-татарски «дела»)» произносимую без обращения к кому-либо, скорее всего относящуюся к его мыслям, что выдавало его внутреннюю оценку окружавшей обстановки.

В последние свои годы часто совершал поездки в Астрахань. Выезжал всегда внезапно, один, заранее никого не предупредив. Быстро возвращался в Казань, ничего никому не говоря о цели поездки и о времени, проведенном там. С Астраханью у него было связано много добрых воспоминаний. Возможно, он посещал свои владения, мечеть, находя в этом какое-то утешение: «дескать, не зря прожил, что-то и людям оставил», видимо, это помогало снимать с души напряжение и жить дальше. Но это лишь предположение внука, ибо он ничего не рассказывал о своих поездках ни дочерям, ни сыновьями, ни даже своей жене. Семья, оказывавшая ему большое почтение, к частым поездкам в Астрахань относились по-доброму, как к стариковским чудачествам.

Бибигазизе - жена, с которой прожил в любви и согласии всю жизнь. Она, несмотря на свое знатное происхождение, всегда была отменной и проворной хозяйкой.

Мухамметшакир Казаков пережил свою жену почти на десять лет и больше не женился. Овдовев, Шакир подолгу жил у дочери. Шакир отличался исключительной добротой и широтой натуры. Об этом свидетельствуют и его бывшие служащие, которых у него было множество — по дому и в магазинах. Как правило, его работники имели многодетные семьи (по 5-6 детей) и содержали их достойно.

Из слов внука: «Вспоминаю его строгий и скромный облик истинного мусульманина. Одевался он по старым татарским обычаям: на голове обязательно кяляпуш или тюбетейка, на ногах мягкие кожаные ичиги, на теле длинные белые рубахи, сверху казакин или бешмет. Строго придерживался он норм шариата: пять раз в день совершал намаз и постоянно посещал мечеть. Дед никогда не курил, не употреблял алкоголь, не фотографировался, считая это большим грехом. Мои многочисленные попытки тайно его сфотографировать очень сердили, поэтому в семье нет ни одной его фотографии.

Кстати сказать, у деда Шакира была страсть к коллекционированию часов знаменитых фирм. Когда он жил у нас, то вся его комната была заставлена и увешана часами именитых мастеров, в основном швейцарского производства. Моему отцу он подарил великолепные швейцарские золотые карманные часы с массивной цепью и с боем. Эти часы очень пригодились моим родителям при переезде в Баку. Вырученные от их продажи деньги обеспечили нам переезд и провоз багажа из Казани в Баку.

Мне дед тоже подарил массивные  серебряные карманные часы, но мне  они в детскую пору не были нужны. Обычно эти часы лежали в бездействии  у меня на столе, а потом куда-то исчезли. Однако в память о деде у  меня сохранились настольные медные часы со стеклянными стенками и ручкой. Эти красивые старинные часы давно  не ходят, а просто стоят на письменном столе напоминая о прошлом моей семьи.

Щедрый Шакир Казаков в свое время одарил своих дочерей очень весомым приданым. Старшей дочери — Зулейхе, муж которой, Абдулла Апанаев, был крупным конезаводчиком, кроме прочего он подарил имение с обширными пойменными лугами.

Нашу семью дед Шакир обеспечил абсолютно всей домашней утварью почти на всю жизнь: мебель из красного дерева, замечательные китайские сервизы, очень красивые напольные фарфоровые вазы, столовое серебро, наборы постельного и столового белья из голландского полотна. Наборы белья хранились в упакованном виде большими стопами, красиво и аккуратно перевязанные лентами. Все это богатство лежало в трех массивных сундуках с музыкальными замками и кочевало с нами при наших переездах из города в город.

Информация о работе Купеческая династия Казаковых