Иван Грозный: судьба и время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:02, контрольная работа

Описание

В 1542 году, когда Ивану было 12 лет, в Московскую митрополию был переведен из Новгорода митрополит Макарий, который оказал на Ивана благотворное влияние. С Макарием перешли в Москву его сотрудники по литературному делу, в их числе священник Сильвестр, в дальнейшем приближенный Иван IV. Сам Макарий пользовался неизменным почитанием Грозного, а влияние Сильвестра выразилось в том, что он собрал около царя особый круг советников, названной в последствии «Избранной радой». Воздействие этих лиц обратило Ивана к вопросам богословского знания и политических теорий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Личность Ивана Грозного, как человека и государственного деятеля.…………….……………………………………………………. 5
Иван Грозный и его время
Характеристика Ивана IV……………………………………………….8
Реформы государственного управления……………………………....11
Опричнина……………………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………16
Список используемой литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 55.15 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное Государственное  Бюджетное образовательное учреждение

Высшее профессиональное образование

Хакасский Государственный  университет имени Н.Ф. Катанова

Институт непрерывного педагогического  образования

 

 

Контрольная работа

 

Тема: Иван Грозный: судьба и время.

 

 

 

                                                                

 

                                                                        выполнил: Студент I курса гр. БД 1

                                                                         Емельянова Людмила Михайловна

                                                       проверил: Медведева Н.Н.

                                                             Кандидат исторических наук,

                                                     доцент кафедры истории,

                                                            политологии и правоведения.

 

 

 

АБАКАН 2012г.

 

ПЛАН:

     Введение…………………………………………………………………3

  1. Личность Ивана Грозного, как человека и государственного деятеля.…………….……………………………………………………. 5
  2. Иван Грозный и его время

     Характеристика Ивана IV……………………………………………….8

  1. Реформы государственного управления……………………………....11
  2. Опричнина……………………………………………………………….13

Заключение………………………………………………………………16

Список используемой литературы……………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Введение.

 

Одним из  важных вопросов истории русского народа является вопрос об Иване Грозном. Иван Грозный уже современникам казался  личностью  загадочной и страшной:  “Превысочайшего воистину и преславнейша всех бывших,  славиму же от  конец небес до конец их”,- пишет о нем дьяк Иван Тимофеев и добавляет: “... возненавиде грады земля своея ... и всю землю державы своея,  яко секирою,  наполы некако рассече”.  Такой же загадкой вошел Иван IV и в  историческую  науку.  Для  большинства историков это была психологическая проблема;  интересовали сама личность Ивана Грозного и условия,  в  которых она  формировалась.

Первый российский царь Иван IY – это одна из самых одиозных и противоречивых политических фигур в истории России. Он был монархом огромной страны 51 год (1533-1584 гг.).

Иван IY, прозванный впоследствии Грозным, родился 25 августа 1530 года. В обстановке интриг, междоусобиц и распрей рос будущий царь Всея Руси Иван IV, оставшийся в 3 года без отца,  и в неполных 7 лет без матери. Таким образом, с самого раннего детства Иван попал в жуткую атмосферу жестокости, непрекращающихся интриг, смертельной борьбы за власть.

Борьба вокруг престола, бесконечные заговоры, жестокость не могли не оставить след в душе рано осиротевшего ребенка, который был  от природы очень впечатлительным, уязвимым, ранимым и беззащитным. Имея от природы  редкий ум, особенную силу воли он не получил должного воспитания, которое усовершенствовало бы в нем все то, что было ему дано от природы.

Рано лишенный отца и матери, не имевший доброго наставника, отданный на волю буйных вельмож, ослепленных  безрассудным властолюбием, Иван рос  по его собственному выражению «в небрежении».

Бояре мало заботились о  воспитании Ивана и его брата: занятые своими делами они содержали  братьев в унизительной для князей бедности. Дети терпели порой нужду  даже в одежде и пище.

В присутствии Ивана, бояре  беззастенчиво оскорбляли память родителей, на что он очень болезненно реагировал, не обращали внимания на его пожелания и просьбы; случалось, чуть ли не у него на глазах убивали его друзей и покровителей, принадлежавших к другому лагерю. С.М.Соловьев писал: «Окруженный людьми, которые в своих стремлениях не обращали на него никакого внимания, оскорбляли его, в своих борьбах не щадили друг друга, позволяли себе в его глазах насильственные поступки, Иоанн привык не обращать внимания на интересы других, привык не уважать человеческого достоинства, не уважать жизнь человека».

Подобное детство могло  искалечить психику любого ребенка, и Иван IV не стал исключением, в нем  развились чувства одиночества, досады и беспомощности.

Несмотря на перечисленные  выше малопривлекательные черты  характера, Иван IV отличался наблюдательностью, имел великолепную память, гибкий наследственный ум, обладал незаурядными способностями.

Рано повзрослев, он пристрастился  к чтению, получив таким образом отличное образование по тем временам. Он много и охотно читал. По обычаю Древней Руси, учась грамоте по псалтырю и часослову, Иван не скользил по ним бессмысленно глазами, как  скользила вся учившаяся тогда молодежь, он останавливался там, где книги говорили о царской власти, он вникал, вчитывался, перечитывая это место, запоминая их.

В 1542 году, когда Ивану  было 12 лет, в Московскую митрополию был переведен из Новгорода митрополит Макарий, который оказал на Ивана благотворное влияние. С Макарием перешли в Москву его сотрудники по литературному делу, в их числе священник Сильвестр, в дальнейшем приближенный Иван IV. Сам Макарий пользовался неизменным почитанием Грозного, а влияние Сильвестра выразилось в том, что он собрал около царя особый круг советников, названной в последствии  «Избранной радой». Воздействие этих лиц обратило Ивана к вопросам богословского знания и политических теорий.

Прочитав практически  все, что только можно было найти  в библиотеках Великого князя, Иван IV познакомился со священной историей, историей церкви, Древнего Рима, русскими летописями. Так же юный князь умел и очень любил играть в шахматы, сам сочинял «стихиры» (церковные песнопения) и музыку.

Он сумел впитать значительный политический капитал из массы прочитанных  книг, и впоследствии в 1551г. на соборе «Стоглава» он явил собой «ритора в словесной премудрости».

«С детства он видел  себя в окружении чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось  и всю жизнь сохранялось чувство  сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: «Родственники мои не заботились обо мне». В результате к 17-ти годам появилась преждевременная зрелость, сопровождающаяся постоянным недовольством, мелочной, нервной раздражительностью, вспышками гнева. Рожденный для престола, он вынес из детства жгучее желание мести своим обидчикам.

Таким образом,  Иван IV умный и образованный человек своего времени был одновременно, из-за отсутствия должного и своевременного воспитания очень порочным и жестоким. Но,  бывая жестоким,  царь порою не осознавал своей жестокости, так как само время  было очень жестоким и даже в цивилизованной Европе тогда проливалось куда больше крови, чем на Руси в правление Ивана Грозного.

 

 

 

 

 

 

  1. Личность Ивана Грозного, как человека и государственного деятеля.

Личность Ивана Грозного, по оценкам разных исторических исследователей¸  была очень неоднозначна. В нем  сочетались, казалось бы несовместимые черты характера: «В его характере можно обнаружить византийскую изощренность, унаследованную им от отца и бабки – Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора. Необузданностью желаний и быстрой сменой настроений отличался не только дед Грозного Иван III, но и легкомысленная и вспыльчивая красавица Елена Глинская.     Внук византийской царевны и свойственник сербских деспотов соединил в себе и хорошие, и дурные стороны характеров предков. Государственный ум и малодушие, трезвый расчет и порывы необузданного гнева, религиозность, доходящая до ханжества, и неприятие церковной действительности, жестокость, озлобленность, ненависть к людям и сладострастие составляли причудливый сплав характера первого царя». Воспоминания современников и труды видных историков-исследователей тому подтверждение. Однако, большинство из них негативно говорят о личности Ивана IV, а все его положительное влияние на судьбу государства приписывают благотворному влиянию близких к нему людей в первую половину его царствования. Так ли это, трудно сказать, слишком мало до нас дошло исторических материалов, тем более что многие исторические страницы неоднократно переписывались в угоду и в подтверждение правильности курса правящего режима в России (например, во времена правления И.В. Сталина) резко негативно отзывается о Иване Грозном Н.И. Костомаров: «Он от природы не имел большого ума, но за то одарен был в высшей степени нервным темпераментом, и как всегда бывает с подобными натурами, чрезмерною страстностью и до крайности впечатлительным воображением. С молоком кормилицы всосал он мысль о том, что он рожден существом высшим, что со временем он будет самодержавным государем, что могущественнее его нет на свете, и в то же время его постоянно заставляли чувствовать свое настоящее бессилие и унижение… Иван не способен был к долгим привязанностям и для него ничего не значило убить человека, которого еще недавно считал своим другом. Иван не был безусловно глуп, но, однако, не отличался ни здравыми суждениями, ни благоразумием, ни глубиною и широтою взгляда». Более мягко выражается кн. И.М. Катырев-Ростовский: «Царь Иван … муж чюднаго рассуждения, в науке книжняго поучения доволен и многоречив зело, ко ополчению дерзостен и за свое отечество стоятелен.

5

На рабы своя от Бога данныя ему жестокосерд велми, на пролитие крови и на убиение дерзостен и неумолим; множество народу от мала до велика при царстве своем погуби, и многия грады своя поплени, и многие святительские чины заточи и смертию немилостивою погуби, и иная многая, седея над рабы своими, жен и девиц блудом оскверни. Той же царь Иван многая и благая сотвори, воинство велми любяше и требующая от сокровища своего неоскудно.» Перекликаются с выше приведенными высказываниями и воспоминания служащего английской Московской компании Джерома Горсей: «В заключении скажу о царе Иване Васильевиче. Он был приятной наружности, имел хорошие черты лица, высокий лоб, резкий голос – настоящий скиф, хитрый, жестокий, кровожадный, безжалостный, сам по воле и разумению управлял как внутренними, так и внешними делами государства». Путешественник иезуит Антонио Поссевино: «Князь Иван Васильевич… обладая пылким нравом и желая возвеличить свое достоинство, …решил отомстить за беды, причиненные татарами, и стать прочной ногой в Ливонии…Великий князь все держит в своих руках: города, крепости, села, дома, поместья, леса, озера, реки, честь и достоинство. На столь обширном пространстве земель, по-видимому, ничто не может быть значительнее тех сил и богатств, которыми он владеет. Князю все оказывают такой почет, который едва можно представить в помышлении. Они очень часто говорят, что их жизнь, благополучие и все остальное дарованы им великим князем».Таким предстает по воспоминаниям современников и словам историков-исследователей Иван IV Грозный: безраздельно властвующий и территорией страны, и душами, и судьбами людей и их имуществом и считающий власть свою и дела свои от бога: «Всякая душа да повинуется владыке, власть имущему; нет власти, кроме как от Бога: тот, кто противится власти, противится Богу…» (из переписки Ивана Грозного с Андреем Курбским), а людей считавший своими холопами: «…А государю приходится сноситься с холопами и государю упрашивать своих холопов?».      Надо ли говорить о том, что все это – и восприятие власти своей и дел своих, как власти и дел от бога, и возможность принимать единовластные решения, не оглядываясь на мнение окружающих его людей, и отношение к людям, как к холопам, и трудное безрадостное детство с множеством обид и притеснений, – нашло отражение в его управлении государством и проводимых им реформах, а также в переходе к опричнине.                             Исходя из всего вышесказанного, исследователи делят времена правления Ивана Грозного на два неравнозначных периода: период, когда проявлялись

6

его лучшие качества, как  человека и государственного деятеля, приведшие к «укреплению Российского  централизованного многонационального государства, усилению власти царя, …  к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны» и период, к концу которого «в хозяйственном отношении страна была разорена. Сильно уменьшилось трудовое население. Был сделан реальный шаг к становлению крепостничества. Падение внутренней и внешней торговли. В глубоком кризисе находилась поместная система, а соответственно и русская армия. Обострились до предела внутрисословные противоречия в дворянстве, между ним и знатью. Ливонская война была проиграна. Все завоеванное пришлось вернуть».                                                                                                                         Итак, что же, по оценкам современников Ивана Грозного и историков – исследователей, принесло России первый период его царствования?        Здесь также нет однозначных мнений. Многие историки считают, что все проводимые Иваном Грозным реформы были возможны только благодаря влиянию на него молодой жены Анастасии, митрополита Макария, священника Сильвестра, а также близких придворных: Алексея Адашева и кн. Андрея Курбского. Эти реформы включали в себя:                                        1.         Реформирование финансовой системы: отмена финансовых изъятий на уплату основных налогов и разнообразных проездных и торговых пошлин, увеличение ставок одного из главных поземельных налогов («ямских денег»), перевод на деньги трудовых повинностей тяглых людей в пользу государства.                                                                                                      2.         Реформирование системы управления: губная реформа, отмена кормлений, создание приказов, расширение деятельности судебных инстанций в Москве (в том числе и с участием царя), создание нового органа власти – Земского собора, составление нового (царского) Судебника, «Стоглавого» сборника.                                                                                         3.         Реформирование военной системы: организация служилого класса, установление порядка дворянской службы, принятие Уложения о службе (определение нормы службы с вотчин и поместий), регламентация местничества, создание постоянного стрелецкого войска, составление официального справочника «Государев родословец».                                    Таким образом, «реформы 50-х годов способствовали укреплению Российского централизованного многонационального государства. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны, произошла относительная

7

консолидация служилого  сословия». Данные реформы принесли результат и во внешней политике: были завоеваны Казанское и Астраханское ханства, Ногайская Орда перешла на статус вассальной зависимости от России, были добровольно включены чувашские и башкирские земли, под эгидой Москвы оказалась вся Волга, отправлена экспедиция на освоение земель Сибири, расширялись связи с народами Северного Кавказа и Средней Азии.

  1. Иван Грозный и его время                                                       Характеристика Ивана IV

В январе 1526 года Василий 3 женился  на Елене Васильевне Глинской, молодой  племяннице князя Михаила Львовича Глинского, выходца из Литвы, который  в 1508 году перешел на службу к московскому  государю, а с 1514 года находился в заточении по обвинению в измене. Выбор невесты свидетельствовал не только о желании иметь наследника, который мог бы претендовать на польско-литовскую корону, но и о стремлении улучшить отношения с Западной Европой.

В августе 1530 года от этого  брака родился первенец - Иван, впоследствии вошедший в российскую историю под  именем Ивана Грозного.

От природы он получил  ум бойкий и гибкий, вдумчивый и  немного насмешливый, настоящий  великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство  Ивана, рано испортили этот ум, дали ему неестественное развитие. Иван рано осиротел - на четвертом году лишился  отца, а на восьмом потерял и  мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его  рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранялось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: "родственники мои не заботились обо мне". Отсюда его робость, ставшая основной чертой его характера. Как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, Иван рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям.

Вечно тревожный и подозрительный, Иван рано привык думать, что окружен  только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность высматривать, как плетется вокруг него бесконечная  сеть козней, которою, чудилось ему, стараются  опутать его со всех сторон.

Как все люди, слишком  рано начавшие борьбу за существование, Иван быстро рос и преждевременно вырос. В 17-20 лет, при выходе из детства, он уже поражал окружающих непомерным количеством пережитых впечатлений  и передуманных мыслей, до которых  его предки не додумались и в зрелом возрасте.

Информация о работе Иван Грозный: судьба и время