Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:23, доклад

Описание

Иоганн Генрих Песталоцци родился в Цюрихе в 1746 году в семье врача. Его отец умер рано, мальчика воспитывали мать и преданная служанка. Материальное положение семьи было тяжелым. Еще ребенком, наблюдая жизнь швейцарских крестьян, Песталоцци видел, как жестоко угнетали их и дворяне-помещики, и владельцы мануфактур, раздававшие работу крестьянам на дом. Мальчик проникся убеждением, что «все зло из города», и заявил: «Буду большим - стану помогать крестьянам».
Образование Песталоцци получил сперва в немецкой начальной школе, а затем в средней латинской школе. Эта школа с ее убогой программой и неподготовленными учителями оставила у юноши тяжелые воспоминания.

Работа состоит из  1 файл

ПЕДАГОГИКА__Иоганн Генрих Песталоцци.doc

— 56.50 Кб (Скачать документ)

Иоганн  Генрих Песталоцци

(1746 - 1827)

Иоганн Генрих Песталоцци родился в Цюрихе в 1746 году в семье врача. Его отец умер рано, мальчика воспитывали мать и преданная служанка. Материальное положение семьи было тяжелым. Еще ребенком, наблюдая жизнь швейцарских крестьян, Песталоцци видел, как жестоко угнетали их и дворяне-помещики, и владельцы мануфактур, раздававшие работу крестьянам на дом. Мальчик проникся убеждением, что «все зло из города», и заявил: «Буду большим - стану помогать крестьянам».

Образование Песталоцци получил сперва в немецкой начальной школе, а затем в средней латинской школе. Эта школа с ее убогой программой и неподготовленными учителями оставила у юноши тяжелые воспоминания. Сам же он считался неспособным учеником и был предметом насмешек товарищей.

Некоторые профессора высшей школы, в которой учился Песталоцци, широко знакомили молодежь с разного  рода философской и политической литературой. Произведения Руссо произвели на Песталоцци сильнейшее впечатление и укрепили его убеждение в необходимости служить народу, Молодежь Цюриха, в том числе и Песталоцци, организовали полулегальный кружок, на собраниях которого обсуждались вопросы истории, политики, морали, проблемы воспитания нового человека в духе Руссо. Вскоре кружок был закрыт городскими властями, а юный Песталоцци в числе других был ненадолго арестован,

Арест не охладил  его пыл: он по-прежнему стремился помочь народу, крестьянству, жизнь которого справедливо представлялась ему исключительно тяжелой. Для того, чтобы помочь крестьянам, Песталоцци изучает сельское хозяйство. В 1774 году он осуществляет попытку помочь народу: открывает на своей ферме Нейгоф приют для сирот и беспризорных детей. По его мысли, приют должен был содержаться на те средства, которые зарабатывают сами дети. Песталоцци обучал детей чтению, письму и счету. Их учили также прясть и ткать. Он намеревался таким образом соединить обучение с производительным трудом. Но и это начинание постигла неудача: как только крестьянские дети получали у Песталоцци приличную одежду, родители уводили их и забирали себе заработанные ими деньги. Средств у Песталоцци не хватило, и в 1780 году он вынужден был закрыть свой приют.

18 лет Песталоцци  посвятил подытоживанию своего  опыта и литературной работы. В 1781 году он заканчивает и  издает свой знаменитый педагогический роман «Лингард и Гертруда». Этот роман имел большой успех, так как в нем автор хотел показать, как именно следует перестроить жизнь крестьян на новых основах. Главная героиня - разумная крестьянка Гертруда, учитель, пастор и помещик объединенными усилиями добиваются того, что крестьяне улучшают свое материальное положение, устанавливают патриархальные взаимоотношения и ведут благочестивый образ жизни. Гертруда показала пример ведения рациональной системы хозяйства и соединила обучение своих детей с их трудом. Учитель вел обучение в школе по образцу Гертруды. Таким образом, в романе «Лингард и Гертруда» Песталоцци наметил пути помощи крестьянам и вместе с тем показал, что каждая мать должна уметь обучать детей,

Законодательное собрание Французской республики в 1792 году наградило Песталоцци за роман «Лингард и Гертруда» и за его выдающуюся педагогическую деятельность званием «французского гражданина».

Когда в Швейцарии  произошла буржуазная революция (1798), Песталоцци с согласия правительства молодой республики направился в Станц и открыл приют для беспризорных, в который было принято 80 детей в возрасте 5— 10 лет. Их состояние как в физическом, так и в моральном отношении было плохое. Песталоцци сообщает, что «многие поступали с закоренелой чесоткой, многие с проломленными головами или в лохмотьях, худые, как скелеты, желтые, с оскаленными зубами и в то же время со страхом в глазах; некоторые были наглы, с привычками попрошайничества; другие подавлены бедствием, терпеливы, но недоверчивы, жестокосердны и робки.

Песталоцци  считал необходимым построить приют  по типу семьи, перевоспитать детей, вести там обучение, соединенное  с производительным трудом. Он отдал этим детям всего себя. «Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их слезами, и моя улыбка следовала за их улыбкой. Они были вне мира, вне Станца, они были со мной, и я был с ними. Их пища была моей пищей, их питье— моим питьем. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги, были только они. Я спал вместе с ними: вечером в постели я беседовал с ними и учил их, пока они не засыпали, — они сами так хотели». Песталоцци не обучал своих детей ни морали, ни религии - он сам являлся для них образцом.

Однако деятельность Песталоцци в Станце продолжалась несколько месяцев. В связи с военными действиями помещение приюта было использовано для лазарета, и приют был закрыт. Это было тяжелым ударом.

Вскоре Песталоцци получает место учителя в Бургдорфе, а несколько позже он, со своими сотрудниками открывает свой институт. Там он развертывает начатые в Станце опыты упрощенного обучения, ставя себе задачу установить такие методы, при помощи которых каждая мать легко могла бы обучать своих детей. В самом начале 19 века вышли в свет сочинения Песталоцци: «Как Гертруда учит своих детей», «Книга для матерей», «Азбука наблюдения», «Наглядное учение о числе».

После переезда института в Мюнхенбухзее, а потом  в Ифертен Песталоцци в предоставленном  ему замке продолжает деятельность своего института; это было большое учебное заведение. Он становится известным педагогом, его ценят в самых различных кругах. Состав учащихся института резко меняется: это уже не дети крестьян, не беспризорники, а в значительном большинстве дети аристократов, помещиков, зажиточных людей.

Песталоцци  не удовлетворен теперь своей деятельностью. Он чувствует, что стоит уже далеко от народа, много дальше, чем раньше.

В 1825году, после 20 летнего пребывания Ифертене, Песталоцци распустил институт и вернулся к  внуку в Нейгоф, туда, где он полвека назад начал свою педагогическую деятельность. Здесь уже 80 летним старцем он написал свое последнее произведение — «Лебединую песнь». В 1827 году, 82 лет от роду, Песталоцци умер. На надгробном памятнике было написано: «Спаситель бедных в Нейгофе, народный проповедник в «Лингарде и Гертруде», отец сирот в Станце, основатель новой народной школы в Бурдорфе и в Ивердоне, воспитатель человечества. Человек, христианин, гражданин. Все для других, ничего для себя»

 

 

Основные  положения

педагогической  теории Песталоцци

По мнению Песталоцци, важнейшая цель воспитания - развитие природных способностей человека, постоянное его совершенствование. Он проповедовал гармоническое развитие сил и способностей человека; все хорошие задатки человека должны быть максимально развиты. Силы человеку даны природой, надо уметь только развивать, укреплять, направлять их и устранять вредные внешние влияния и препятствия, могущие нарушить естественный ход развития, а для этого надо владеть законами развития «физической и духовной природы ребенка». Центром всего воспитания является формирование человека, его нравственного облика. «Деятельная любовь к людям» вот что должно вести человека в нравственном отношении вперед. Религиозное начало у Песталоцци растворяется в нравственности. К официальной религии и ее служителям Песталоцци относится отрицательно.

Огромное значение придает  Песталоцци семейному воспитанию. В  деле общественного воспитания, подчеркивает он в одном из своих произведений, следует подражать тем преимуществам, которые заключаются в семейном воспитании. Он указывает, что любовь к детям, доверие к ним, дисциплина, чувство благодарности, терпения, долга, моральные чувства и т.п. возникают из отношения ребенка к матери.

Как же следует развивать  заложенные в природе человека силы и способности? Путем упражнений. Каждая способность, заложенная в человеке, сама требует и заставляет человека упражнять ее.

Песталоцци не был революционером, но стремился улучшить положение  беднейшей части крестьянства. Он считал, что труд в воспитании детей малообеспеченных родителей должен играть важнейшую роль, т. к. их жизненное назначение — трудиться. По его мнению, трудовое воспитание детей крестьян и ремесленников должно быть главным средством улучшения положения народа.

Соединение  обучения с производственным трудом (ремесленным и сельскохозяйственным) было одним из основных положений  в педагогической практике и теории Песталоцци.

В школе дети по мысли Песталоцци («Лингард и  Гертруда») проводят целый день за прядильными  и ткацкими станками; при школе имеется участок земли, и каждый ребенок отрабатывает три грядки, ухаживает за животными. Дети учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с постановкой хозяйства в лучших хозяйствах деревни, а так же с работой кустарной часовой мастерской. Дети занимались древонасаждением, починкой деревянных мостов, обучением крестьян ведению счетных книг и т.д. Во время работы, а так же в часы отдыха, учитель ведет занятия с детьми по грамоте, счету сообщает им элементарные знания. Песталоцци подчеркивал воспитывающее значение трудового воспитания для формирования человека. Он стремился во время работы «согревать и развивать ум детей» ибо цель, которую он себе ставил, — воспитание человека, а «не земледелие, домашнее хозяйство, являющиеся средствами». Гармоническое развитие личности предполагает развитие ума, сердца и руки. Только на основе труда возможно развитие духовных сил и способностей человека. Трудовое воспитание, по мысли Песталоцци, невозможно в отрыве от умственного и нравственного воспитания.

Однако такое  «практическое» трудовое воспитание на самом деле снижало уровень общеобразовательной  подготовки. Ясно, что такое сочетание  общеобразовательных знаний с трудом носит чисто механический характер и не является органическим соединением обучения с производительным трудом.

 

Основа  дидактики Песталоцци,

теория элементарного образования

Песталоцци  значительно расширил учебный план начальной школы, введя в него навыки чтения и письма, счета и  измерения, рисование, гимнастику, пение, а также некоторые знания из области географии, истории, естествознания.

Процесс познания по Песталоцци, заключается в том, что «сперва из моря спутанных  наблюдений выделяются определенные наблюдения, затем из определенных наблюдений ясные  понятия, а из последних понятия точные». Начальной стадией процесса познания является наблюдение. Чтобы перейти от наблюдений к новым понятиям, надо осознать три основных элемента всякого познания: число, форму и слово. Песталоцци поставил перед собой задачу — найти такие формы и методы обучения, пользуясь которыми мать-крестьянка могла бы обучать своих детей. В основе всякого знания, по мнению Песталоцци, лежат элементы. Каждый человек, когда он хочет выяснить что-либо непонятное, всегда ставит перед собой три вопроса: 1) Сколько у него предметов перед глазами? 2) Какой они имеют вид, какова их форма? 3) Как они называются? «Число, форма и слово - элементарные средства всякого обучения». В первоначальном обучении форме соответствует измерение, числу — счет, а слову — речь. Таким образом, элементарное обучение сводится к умению измерять, считать и владеть речью. Такое обучение путем упражнений в измерении, счете и речи пробуждает в ребенке важнейшее качество — способность мыслить.

Такова по убеждению  Песталоцци, основная и конечная цель обучения в народной школе.

Нельзя не отметить, что Песталоцци разграничивает развитие мышления и накопления знаний. Он считал, важной задачей школы пробуждение  духовных сил и способностей, развитие способностей мыслить, т.е. формальное образование. Он указывает, что нужно интенсивно обогащаться представлениями». Это положение Песталоцци сыграло огромную роль в борьбе против догматизма и схоластики, за активные методы обучения и воспитания в школе.

Однако теория элементарного образования Песталоцци не сводится к одной лишь дидактической проблеме. Идея элементарного образования в понимании Песталоцци может быть еще истолкована как природосообразное развитие умственных, нравственных и физических сил ребенка.

 

Создание  частных методик

начального  обучения

Поставив перед собой задачу обучения и воспитания крестьянских детей, а следовательно и организацию для них «народной школы», Песталоцци попытался создать основы методики по предметам начального обучения.

В основу разработки методики преподавателя родного  языка он положил принцип развития речи ребенка. Песталоцци отстаивал звуковой метод обучения грамоте, что было крайне важно в то время, так как везде еще господствовал «буквошагательный» метод.

Песталоцци  дает целый ряд указаний по увеличению слов запаса у детей, тесно связывая обучение родному языку с наглядностью и сообщению элементарных сведений по естествознанию, географии и истории.

Путем сложных  упражнений Песталоцци стремился добиться положительных результатов: развивать  в детях умение наблюдать, установить признаки предмета или явления выработать навыки четкого и полного описания предмета. Сама эта мысль о положительном значении таких занятий верна, однако практическому их выполнению были присущи элементы формализма.

Для приобретения навыков  письма Песталоцци рекомендовал проводить предварительные упражнения в изображении прямых и кривых линий — элементов букв. Эти упражнения широко применяются в школе и по настоящее время. Обучение письму Песталоцци предлагал связывать с измерением предметов и рисованием, а так же и с развитием речи. Особенно большое внимание он уделял орфографической правильности письма в первые годы обучения.

Для обучения измерению Песталоцци рекомендует брать квадрат, его стороны и производить деление квадрата на части, различные геометрические фигуры, связывая обучение измерению с развитием речи ребенка. Результаты измерений ребенок зарисовывает; эти упражнения в свою очередь являются основой для письма.

Информация о работе Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827)