Иоган Вольфганг Гете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:46, шпаргалка

Описание

Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832) - поистине универсальный гений -поэт, драматург, романист, переводчик, литературный критик, мемуарист, живописец, рисовальщик, искусствовед, режиссер, актер, ученый (притом тоже достаточно многосторонний : ботаник, оптик, зоолог, минераловед ), государственный деятель.

Работа состоит из  1 файл

Иоганн Вольфганг Гёте.docx

— 30.67 Кб (Скачать документ)

                          Иоганн Вольфганг Гёте

 

 

Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832) - поистине универсальный гений -поэт, драматург, романист, переводчик, литературный критик, мемуарист, живописец, рисовальщик, искусствовед, режиссер, актер, ученый (притом тоже достаточно многосторонний : ботаник, оптик, зоолог, минераловед ), государственный деятель.

 

 Родился 28 августа 1749 года  в старом имперском городе - Франкфурте  на Майне в семье зажиточного  бюргера . Выдающиеся способности, широта интересов позволили Гёте стать одним из образованнейших людей своего времени. В Лейпцигском университете, куда он поступил в 1765 году занимается юриспруденцией и филологией .Там строго осуждалось его родное наречие и он испытывал всяческие притеснения.

 

 В Лейпциге начинается его  литературная деятельность. Первые  лирические стихотворения и драмы  (пастораль “Каприз влюбленного” 1769 год , комедия “Совиновники” 1768-69 ) написаны в стиле галантной поэзии рококо. В совершенно иной манере написаны “Три оды моему другу Беришу” (1767) в них Гете впервые использовал вольные ритмы нерифмованного стиха . После вызванного болезнью двухлетнего пребывания в родном городе Гёте в 1770 году отправляется для продолжения образования в Страсбург. Здесь он оканчивает университет, близко сходится с И.-Г. Гердером, теоретиком движения “Бури и натиска” , борющееся за объединение Германии, и в последующие годы возглавляет это движение.

 

 Многообразие поэтического  дарования Гете проявилось в  том, что наряду с прославлением  титанизма он создал необыкновенную по красоте чувств задушевную лирику. Таковы его “Зезенгеймские песни” вдохновленные любовью к дочери сельского пастора. Любовные песни Гете знаменовали решительный разрыв с рассудочной поэзией 18-го века.

 

 Отсутствие сил способных  сокрушить отживающий феодальный  строй, вызвало кризис и распад  движения “Бури и натиска”. Первым  понял безнадежность штюрмерского бунтарства Гете. Это побудило его совершить поступок, вызывающий осуждение многих прежних друзей и поклонников поэта : в ноябре 1775 года он, на которого смотрели как на врага феодалов, принял приглашение владетеля мелкого Саксен-Веймарского герцогства Карла Августа, стал его прНе оставил он и литературных занятий, но характер его творчества резко изменился. В стихотворении “Ильменау”,идворным и министром. написанном ко дню рождения герцога в 1783 году, Гете выразил в конце надежду на то, что герцог позаботится о благосостоянии народа и его владениях. Именно эта мечта о просвещенном абсолютизме хотя бы на малой территории и побудила Гете обосноваться в Веймаре.

 

 Обстоятельства сложились так,  что и в личной жизни Гете  его стремления натолкнулись  на препятствия. В Веймаре он  полюбил придворную даму Шарлотту  фон Штейн, которая была старше  его, замужем и имела детей.  Отвечая на чувства поэта, она,  однако, положила им предел, не  допуская окончательного сближения.  Любовь, не получавшая полного  удовлетворения, была мучительна  для Гете, но он долго мирился  с этим положением. В 1786 году Гете с разрешения герцога, но тайно от всех, даже от Шарлотты фон Штейн, уехал в Италию, где провел около двух лет. Он жил там среди художников и сам усердно занимался живописью, одновременно заканчивая начатые в Веймаре литературные произведения.

 

 Поездка в Италию ознаменовала  новый перелом в жизни Гете. В нем возродилась творческая  энергия, и он вернулся в  Веймар, чтобы зажить по-новому. Это  проявилось в его разрыве с  Шарлоттой фон Штейн. Гете взял  в свой дом двадцатитрехлетнюю  работницу Кристиану Вильпиус и жил с ней, не вступая в церковный брак. Ослабли связи с герцогским двором, Гете отошел от его дел, оставив себе лишь заботу о просвещении и руководство театром. Отныне он занимается только литературой, искусством, театром, а также наукой, расставшись с прежними многочисленными служебными обязанностями. в 1794 году Гете сдружился с Фридрихом Шиллером (1759-1805), поселившемся в Веймарском герцогстве. То был союз двух творческих личностей, в котором каждый сохранял присущие ему взгляды, но оба сошлись в том, что отсутствие условий для преобразования социальной жизни не означает, что можно сидеть сложа руки. Они считали, что необходимо создавать такие произведения, которые содействовали бы общему подъему духовной культуры народа.

 

 Свою главную задачу Гете  и Шиллер видели в утверждении  положительных идеалов, при этом  оба поэта были убеждены, что  красота, прекрасное в искусстве  - важнейшее средство воздействия  на человеческие души. У Гете  есть ряд диВ 1806 году в битве под Иеной, совсем рядом с Веймаром, Наполеон наголову разбил прусские войска. Прекратила существование так называемая Священная римская империя германской нации.

 

 В ту пору все больше  сторонников приобретает новое  литературное направление - романтизм,  возникшее в 90-е годы. Некоторые  его деятели, как, например, братья  Фридрих и Август-Вильгейм Шлегель, начинали вблизи Гете и Шиллера, но вскоре пути их разошлись. Гете и Шиллер отвергали ориентацию романтиков на Средневековье, ибо справедливо видели в ней апологию феодализма. Им были чужды индивидуализм и нервная экзальтация романтиков, являвшая собой полную противоположность идеалу классической гармонии.

 

 Вследствие событий 1805-1806 годов  Гете пересматривает прежние  позиции. Гете не отказывается  от своих гуманистических идеалов,  но он достаточно чуток, чтобы  почувствовать новую духовную  ориентацию немецкого общества. Именно в те годы он завершает  первую часть “Фауста”, которая  выходит в свет в 1808 году.

 

 Приближаясь к шестидесяти  годам, Гете создает в1807-1808 годах  цикл сонетов, посвященных юной  возлюбленной Минне Херцлиб.

 

 Гете издавна интересовался  Востоком. В 1812- 1813 годах Иозеф фон Гаммер издал немецкий перевод стихотворений великого персидского поэта 14-го века Гафиза. Восхищение личностью и творчеством Гафиза сплелось у Гете с новым любовным увлечением, Марианной Виллемер. Это вызвало новый подъем лирического творчества поэта. В итоге чего в 1819 году вышел сборник стихов- “Западно-восточный Диван”.

 

 Лирический дар Гете не  иссяк до конца его жизни,  только с годами характер лирики  менялся. Поэзия Гете последнего  периода, после семидесяти лет,  в значительной мере философична.  Его философская лирика интересна  не только мыслями, но и особенностями  формы. Прежде всего бросается в глаза необыкновенный лаконизм поэта.

 

22 июля 1831 года Гете закончил  “Фауста”, начатого еще в 1771 году. “Фауст” его сопровождал на  протяжение всей жизни.

 

 Сюжет драматической поэмы  навеян народной книгой 16-го века, удивительной личности доктора  Фауста, который продал душу дьяволу  в обмен на полноту земного  могущества, знания и наслаждения  жизнью. В образе Фауста Гете  увидел воплощение исторического  пути человечества, выходящего из  мрачной обстановки Средневековья,  ищущего новых путей жизни,  “готового с бурей биться”,  охваченного глубокими внутренними  противоречиями и побеждающего. В спутники Фаусту дан Мефистофель.  Гете переосмысливает образ средневекового  дьявола, губящего душу человека, придав глубокий философский  смысл образу. В моральном облике  Мефистофеля воплощены циничные  стороны феодального общественного  развития, а в общем философском  содержании образа - идея отрицания  как необходимого условия движения  вперед. Только в сопровождении  своего “беспокойного спутника”-  Мефистофеля-Фуст может постигнуть  всю полноту жизни, достигнуть  высшего развития. Но Мефистофель  не смог подчинить себе Фауста. Сила отрицания не имела для  Фауста самостоятельного значения, она была подчинена его беспокойным  поискам положительного, борьбе  за осуществление своих идеалов.  Решение, которое Гете дал основной  проблеме этой драмы, имеет  глубоко гуманистический смысл,  оно полно исторического оптимизма.  Драматическая поэма Гете связана  с высокой оценкой познавательных  и творческих сил человека, смысла  его исканий, его борьбы и движения вперед. В поисках настоящего счастья Гете заставляет своего героя пройти через различные стадии и превращения. В последней момент жизни Фаусту открывается, наконец, цель жизни человека на земле. Этот вывод явился логическим завершением стремления Фауста к полноте существования, к практическому значению созидательной деятельности. Фауст умирает, и дьявол готовится схватить свою жертву, но здесь открывается небо, и спасение приходит сверху.

 

 Образ Фауста и другие  художественные образы поэмы  прочно вошли в культурный  фонд человечества.

 

 Некогда Гете сказал, что  поэт, живописец, композитор обычно  умирает, когда задача его жизни  выполнена. Надо-де очистить поле  для работы новых поколений. 16 марта 1832 года Гете простудился  во время загородной прогулки  в экипаже. Схватка со смертью  была мучительна.22 марта его не  стало. 26 марта гроб с талом  Гете был водворен в герцогскую  усыпальницу рядом с прахом  Шиллером.


Информация о работе Иоган Вольфганг Гете