Франклин д. Рузвельт как человек и государственный деятель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 12:51, контрольная работа

Описание

Основными задачами данной работы является:

Изучив литературу по теме, показать, каким человеком был Франклин Рузвельт
Показать становление Рузвельта как политика, его основные шаги
Проанализировать предпосылки и этапы формирования политики «изоляционизма».
На основе объёктивного анализа показать итоги и последствия внешней политики США накануне войны.

Содержание

Введение_______________________________________с.3

1.Биографическая справка

1.1 Молодые годы________________________________с.4

1.2 Начало карьеры______________________________с.5

1.3 Белый дом___________________________________с. 6

2. «Новый курс» Ф. Рузвельта во внешней политике____с.7

3. Вторая мировая война___________________________с.11

Заключение _____________________________________с.13

Список использованной литературы_________________с.14

Работа состоит из  1 файл

Рзвельт.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

    Сохраняя  верность лозунгу президента  Вудро Вильсона о  мессианской   роли

США  и  не  изменяя  притязаниям их на мировое лидерство, демократы противопоставили внешнеполитическому изоляционизму республиканцев  концепцию

активного вторжения  в международные дела, но в интересах утверждения влияния Вашингтона на ход мирового развития.

    В 1933г Рузвельт установил дипломатические отношения с Советским Союзом. Это важное решение было обусловлено острой потребностью деловых кругов  США  в  развитии  экономических  связей  с  СССР   –   государством,

проходившим этап бурной индустриализации, и в отличие от  капиталистического мира  избежавшим  кризиса.  Другой  важной  причиной  признания  СССР   было намерение использовать его  как  противовес  усилению  Германии  и  особенно Японии.

    После того, как Япония упрочила свои позиции в Китае и начала  нещадно

эксплуатировать  китайские  источники  сырья,  Рузвельт  согласился  предоставить заем гоминьдановскому правительству. Задача состояла в том, чтобы  политически  изолировать Японию, предотвратить нарушение ею Вашингтонского договора  и воспрепятствовать возобновлению англо-японского  союза,

 обращенного против  США.

    Возрастание  угрозы фашизма в Европе и  Азии, которое стало особенно  явным после образования антикоминтерновского пакта, вызвало раскол в правящем классе США. Образовались две группировки. Хотя  их позиции не были диаметрально  противоположны, они включали различные, часто враждующие друг с другом силы,  в целом раскол был достаточно глубоким.

Часть представителей высших кругов и  администрации  считала,  что  создание

«оси» и подготовка фашистами войны с целью передела  мира  представляла  для США серьезную угрозу, что конфликт с агрессивными  державами  неизбежен.  Из такой  оценки  положения  делался  вывод   о   желательности   сближения   с буржуазными государствами Западной Европы, в особенности с  Великобританией, и о возможности установления взаимодействия с Советским  Союзом.  Сторонники этой  концепции  были  убеждены  в  том,   что   Великобритания   и   другие западноевропейские  страны,  объединившись  с  США  в  интересах  достижения победы  над  фашизмом,  превратятся  в   младших   партнеров   американского империализма.

    Другое  важное политическое течение  отражало взгляды наиболее реакционных кругов правящей элиты. Представители  этого  течения  всячески  подчеркивали значение старого лозунга «свободы  рук»  для  США  и  отвергали  возможность вступления в политические и военные союзы с европейскими странами.  Эти  так называемые «изоляционисты» заявляли,  что  расширяющийся  империалистический конфликт в Европе и Азии ослабит обе стороны,  что США смогут  вступить  в борьбу на наиболее выгодном  для  них  этапе  и  продиктовать  свои  условия урегулирования. Наиболее  радикальные  элементы  этой  группировки  выражали интересы промышленных и финансовых кругов, тесно связанных с  германскими  и японскими монополиями. В основном она состояла из консервативных  демократов и  правых  республиканцев,   считавших   желательной   победу   фашизма,   в особенности в войне  против  Советского  Союза.  Традиционные  изоляционисты призывали к  соблюдению  строгого  нейтралитета  в  предстоящей  вооруженной схватке между блоком демократических государств и фашистским блоком.

    Следствием  такой расстановки сил в стране  явилось  принятие  конгрессом

США законов о нейтралитете 1935 и 1937 гг. Когда Италия в 1935 г.  напала

на Эфиопию, США  не откликнулись на призыв Советского  Союза  к  коллективным действиям.  В  1936  г.  Соединенные  Штаты  выступили  против  коллективных действий, которые могли  бы  остановить  фашистов  Франко.  Следуя  политике невмешательства и используя  законодательство  о  нейтралитете,  США  лишили Испанскую   республику   возможности   приобретать    оружие.    Они    явно попустительствовали Гитлеру, который стоял  за  спиной  рвавшихся  к  власти франкистских мятежников. Основой политического  мышления  руководителей  США по-прежнему  было  подозрительное  отношение  к  советской  политике.   Этим объясняется  отказ  правительства  США  поддержать  предложения  о  введении жестких санкций против  Японии,  о  совместных  действиях  против  Германии, внесенные СССР на конференции девяти держав в Брюсселе.

    В канун  второй мировой войны  правительство   США  во  все  большей   мере

начинало   проявлять   беспокойство   за   мировые   позиции   американского

империализма  и   интересы   западноевропейских   стран,   которым   державы

агрессивного блока  шаг за шагом наносили новые удары. Ф. Рузвельт,  выступая в октябре 1937 г. в  Чикаго,  призвал  ввести  «карантин»  против  «эпидемии всемирного  беззакония».  «Интернационалисты»  все   громче   выступали   за поддержку Англии  и  Франции.  С  конца  1938  г.  администрация  демократов предприняла шаги к сближению с  Англией  и  Францией.  Эта  линия  встречала одобрение со стороны тех групп американского капитала,  которые  были  тесно связаны с английскими и французскими монополиями (из суммы  около  12  млрд. долл.,  которой  исчислялись   тогда   заграничные   инвестиции   США,   42% приходились на страны Британской империи). Поставки  Англии  и  Франции, рост  вооружений  в  США,  долларовые  инъекции  в  американскую  экономику, глубоко пораженную кризисами  и  депрессией  вели  к  росту  производства  и обогащали монополии.

    Однако  принципиальных  изменений  во  внешнеполитическом  курсе  США  не произошло.

    Во время  «странной  войны»  в  Европе  правительство  США  также   заняло

позицию  молчаливого  согласия  с  беспринципной  политикой   маневрирования Англии и Франции, правящие круги которых  прилагали  усилия  к  сколачиванию антисоветского фронта с участием  Германии  и  к  подталкиванию  фашистов  к нападению на СССР. В США активизировали  свою  деятельность  крайне  правые, профашистские элементы, развернулась  кампания  преследования  прогрессивных организаций.

    Борьба  за внешние рынки определяла  заинтересованность  монополистических кругов  США в политике "экономического национализма", предполагавшей

"свободу рук", не связанность международными  обязательствами,  уклонение   от коллективных усилий по урегулированию международных конфликтов.

    Держась  в стороне можно было  с чувством морального превосходства наблюдать за кровавыми  драмами  на  Европейском  и Азиатском континентах и извлекать немалые барыши. Но Рузвельт  понимал,  что изоляционизм в  современных  условиях  невозможен  и  поэтому  для  создания привлекательного  имиджа  и  учитывая ширящееся в стране антивоенное настроение, принимал  ограниченное участие в коллективных усилиях по укреплению мира.

    Рузвельт  не отказывал себе в удовольствии  продемонстрировать,  что  его

отрицательное отношение  к попыткам взорвать мир остается  неизменным  и  что его правительство готово содействовать усилиям Лиги Наций в деле  сохранения мира, но... не выходя за пределы чисто морального выражения  своих  симпатий и антипатий.

    Президент  обещал не чинить препятствий  коллективным мерам,  направленным против  страны,  которую  США  и  другие   государства   рассматривают   как агрессора, однако его страна не будет участвовать в каких-либо  коллективных санкциях против страны-агрессора.

    Могущественные  силы  - крупные монополистические объединения, связанные тесными узами с  германской военной промышленностью, усиливали давление, добиваясь  от  Рузвельта  пойти по пути упрочения дипломатических связей с гитлеровской  Германией.  Однако, сближение  с   нацистским   режимом,   уже   показавшим   свои    палаческие наклонности, было невозможно в условиях общего  демократического  подъема  в стране и нарастания антифашистских настроений.

    Американские  фирмы  продавали  большие   партии  вооружения   нацистской Германии,  в  том  числе  и  военные  самолеты.  Первого  марта  1935   года правительство  Германии  заявило,  что  оно  считает   себя   свободным   от обязательств  Версальского  договора,  запрещавших  ему   создание   военной авиации.  16  марта  в  Германии  опубликован  декрет  о  всеобщей  воинской повинности. А  это  было  нарушением  сепаратного  мирного  договора  США  с Германией,  предусматривающего  разоружение  Германии.  Трезвые  политики  в окружении Рузвельта указывали, что  невозможно в современном неделимом и взаимозависимом мире отсидеться  за  океаном  и  даже  обогатиться  за  счет военных катастроф в Европе. 

    Выборы 1936 г. принесли триумф демократической коалиции "Нового курса",  блоку левоцентристских сил, опирающемуся на движение рабочего класса, фермерства, средние городские слои, интеллигенцию, молодежь, национальные меньшинства.

    В стане  оппозиции, тех,  кто правее "нового  курса", царило состояние уныния  и ожидания новой ломки. На страницах печати, отражавших эти настроения, о реформах говорилось только как об орудии чужеземного  влияния, о "ползучем социализме".

    Рузвельт  же стремился сохранить "новому курсу" ореол надпартийности, всенародности.  Социальные и политические  размежевания  в стране углублялись. Ожесточенные нападки на президента и его курс из стана правых усиливались.  В  окружении президента опасались покушения  на  его жизнь.

    Правые  силы подняли голову. Однако и президент был сам убежден, что  его

реформаторство должно носить строго ограниченный  характер,  не  затрагивая

основ социально-экономической системы. К 1936г "новый курс" выдохся, попыт-ка  подновить экономическую систему без фундаментальных перемен достигла своего предела. Как признавал в 1937г. сам президент: "Огромное число  американцев  оставались  плохо одетыми, голодными, не имеющими достойного человека жилища". Но Рузвельт не оставлял мысли  о дальнейших преобразованиях, чтобы, как он однажды выразился: "Сделать США современным государством где- нибудь  к концу сороковых годов".  В  преддверии новых выборов 1940 года Рузвельт вновь обратился к испытанному пропагандистскому способу - апелляции к "забытому человеку".

    Весной  и летом 1937 года рабочее движение начинает решительную борьбу за свои права, против "открытого  цеха". Стачки сотрясают промышленность.

Высшей точки достигло движение безработных, активизировалась борьба черных американцев. Пришлось  признать, что безработица - вечный спутник современного капитализма.  Мечта  либералов

- запустить на  полный ход производственный  механизм, пораженный  кризисом  - оказалась  неосуществимой.  Экономическая  система  ставит  жесткие  пределы способности правительства управлять механизмом  общественного  производства. В 1937 году проявились признаки нового надвигающегося кризиса.

    В условиях  постоянно  высокой  безработицы система  общественных  работ

превращалась в постоянно действующий сектор экономики, то есть частичное огосударствление рынка  наемного труда. Этот сектор играл роль предохранительного клапана для системы и не составлял  конкуренции  частному сектору, так как ставки заработной платы были в два - три раза ниже, чем на частных предприятиях. 

    Резкое  обострение классовой борьбы и вновь обретенное буржуазией чувство уверенности в прочности ее экономических и  политических  позиций  создавали благоприятную среду для реакции и свертывания "нового курса".

    Рузвельт  всегда был  предрасположен к  компромиссу. В преддверии президентских выборов 1940 года он стремился удержать левые и прогрессистские силы под своим влиянием и укрепить в то же время свои позиции на правом фланге социального спектра. Определилась новая линия на сближение администрации  "нового курса" с крупным  капиталом.  Было дано понять, что президент не будет больше тревожить капитал реформами. 

3. Вторая мировая война  

     Блицкриг Гитлера в Европе и третья подряд победа Франклина Рузвельта на выборах 1940 активизировали американскую помощь Великобритании. В начале 1941 президент подписал «Закон о дальнейшем укреплении обороноспособности Соединенных Штатов и о содействии другим целям». Закон о ленд-лизе распространялся на СССР, которому был предоставлен беспроцентный заем на сумму 1 млрд. долларов. Ленд-лиз (англ. lend-lease) - система передачи (взаймы или в аренду) вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия и т. п.; поставки по ленд-лизу осуществлялись США в страны — союзницы по антигитлеровской коалиции в период 2-й мировой войны. Закон о ленд-лизе принят конгрессом США в 1941.

     Франклин Рузвельт стремился как можно дольше ограничиваться поставками вооружений и по возможности избегать широкомасштабного участия США в европейской войне. При этом под лозунгом «активной обороны» с осени 1941 в Атлантике шла «необъявленная война» с Германией. Разрешалось ведение прицельного огня по германским и итальянским судам, зашедшим в зону безопасности США, отменены статьи законодательства о нейтралитете, запрещавшие вооружение торговых кораблей и заход американских судов в зоны боевых действий.

     Нападение 7 декабря 1941 японских самолетов на американскую военно-воздушную базу Перл-Харбор в Тихом океане явилось неожиданностью для Рузвельта, пытавшегося в последние месяцы 1941 путем дипломатических переговоров оттянуть неизбежность войны с Японией. На следующий день США и Великобритания объявили войну Японии, а 11 декабря война Соединенным Штатам была объявлена Германией и Италией. Рузвельт, в соответствии с конституцией, принял на себя все обязанности главнокомандующего в военное время. Он приложил немало усилий для укрепления антигитлеровской коалиции, придавая большое значение созданию Организации Объединенных Наций.

Информация о работе Франклин д. Рузвельт как человек и государственный деятель