Екатерина II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:08, реферат

Описание

Разные историки по-разному оценивают время правления Екатерины II. И это не случайно. Вклад Екатерины в русскую историю весьма противоречив, ибо ее время отмечено сильнейшим ужесточением крепостного права, обнищанием народа, чудовищным, разорительным для страны мотовством правящей верхушки, тон которому задавала императрица, тратившая фантастические суммы на своих любовников. Это время падения нравов, обесценивания моральных ценностей, время вздорных политических зигзагов, похоронивших многие перспективные начинания и обусловленных влиянием на Екатерину сменяв

Работа состоит из  1 файл

Екатерина II.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

С первых же шагов большое  и активное участие во внешней  политике своего государства принимала сама Екатерина. Ни один серьезный вопрос в этой области не проходил мимо нее, ни одно ответственное решение не принималось без непосредственного ее вмешательства. «Я хочу управлять сама, и пусть знает это Европа!» - говорила она Потемкину. С молодых лет вовлеченная  придворными интригами в большую политику, Екатерина уже имела значительный опыт в деле дипломатии, и свои недюжинные дипломатические способности развила в дальнейшем до совершенства. Она обладала большим искусством притворства, которое в XVIII веке, как и часто позже, считалось основным качеством дипломата. «Весьма ошибутся, - говорила она сама про себя, - кто по персональным приемам будет судить о делах». Не менее искусно использовала Екатерина II «просветительную» фразеологию, которой она умело прикрывала свои честолюбивые замыслы. Нарушая права Польши как независимой державы, подготовляя ее расчленение, она облекала свои действия  в форму защиты свободы польского народа. «Просвещение - это был в восемнадцатом веке лозунг царизма в Европе...»,-говорит Энгельс3.

Сила Екатерины как  дипломата заключалась, однако, не в  этом. Как умная женщина, она понимала, что достоинство страны, которой  она управляет, и ее собственное  достоинство. В своих дипломатических  выступлениях она выставляла себя поборницей национальной политики, не отделяя себя от России. « Я императрица России, - писала она по поводу задевшего ее лично притязания датского двора участвовать в опеке над великим князем Павлом Петровичем, - и худо оправдала бы надежды народа, если бы имела низость вручить опеку над моим сыном, наследником русского престола, иностранному государству, которое оскорбило меня и Россию своим необыкновенным поведением». Она так часто повторяла подобные суждения, что, наконец, сама убедила себя в их истине, и это давало всем ее действиям большую уверенность и силу.

При Екатерине II стали применяться новые методы дипломатической работы. Екатерина очень широко поставила дело политической пропаганды за границей. Эту цель преследовала в частности ее собственная переписка с Вольтером, Гриммом, Дидро и другими представителями «Просветительской эпохи». Вместе с тем Екатерина деятельно следила за заграничными изданиями, которые могли принести вред России или ей лично как императрице. Ей удалось остановить печатание книги Рюльера о перевороте 1762 года.

 К числу новых   дипломатических приемов следует  отнести и приглашение иностранных  дипломатов к участию в поездках  императрицы по России,  - например  в 1785 г. Для осмотра водного  пути из Балтийского моря на Волгу и в 1787г.- в Крым.

В момент вступления на престол  Екатерины II русской дипломатии предстояло в первую очередь принять меры к восстановлению международного престижа России, расшатанного за время правления Петра III выходом из Семилетней войны и резким переходом от союза с Австрией к союзу с Пруссией. В позиции, которую заняла Екатерина II в отношении участников Семилетней войны, сказалось новое направление международной политики России. Новый внешнеполитический курс заключался в том, чтобы Россия могла следовать своей собственной системе, согласно с ее истинными интересами, не находясь постоянно в зависимости от желаний иностранного двора.

Таким образом,  русская  дипломатия эпохи Екатерины в  основном разрешила задачи, унаследованные ею от XVII века; закреплены были достижения Петра Великого в Прибалтике; воссоединены  земли населенные родственными русскому народу белорусами и украинцами. Россия стала твердой ногой на Черном море. Наконец, Россия завоевала решающий голос в делах общеевропейских.

 

       

 

               Наука и культура.

            Вторая половина 18 в.  явилась важным периодом в развитии русской культуры, и  абсолютистскому  государству принадлежала в этом процессе значительная, а порой и инициативная роль. Так,  Екатерина II утверждала, что только "заведением народных школ разнообразные обычаи в России приведутся в согласие,  исправятся нравы". В 60-70 гг. ею была сделана попытка создать  в стране систему воспитательно-образовательных учреждений. По поручению императрицы И. И. Бецкой -  один  из  представителей педагогической мысли в России, взгляды которого формировались под влиянием идей Я. А. Каменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо - разработал "Генеральное учреждение  о воспитании обоего пола юношества".  В соответствии с этим учреждением были отрыты училище при Академии художеств (1764), Общество двухсот  благородных  девиц  (1764) с отделениями для мещанских девиц, коммерческое училище (1772). Среди созданных Бецким учебно-воспитательных учреждений  одно  имело  особое значение в истории русской школы и просвещения - это Общество благородных девиц  (Смольный  монастырь, или  Смольный  институт) Оно положило начало женскому среднему образованию в   России.   Воспитанницы   делились   на   4   возраста: 6-9, 9-12, 12-15, 15-18  лет.

            Каждый возраст носил платья своего цвета: коричневого, голубого,  сероватого и белого. Прием в первый класс производился раз в три года.  Учебная программа включала русский и иностранные языки, арифметику, географию, историю, стихотворство, геральдику,  архитектуру, рисование, музыку и танцы. Давали девушкам и некоторые знания в области домашней экономии.

     Однако  созданные по проекту Бецкого  воспитательно-учебные заведения  охватывали слишком малое количество  детей.  В 1782 г. для проведения  более  масштабной школьной реформы была образована Комиссия об учреждении училищ.  Основные документы и план реформы были  разработаны австрийским педагогом сербом Ф. И. Янковичем,  который хорошо знал русский язык.  По этому плану в городах создавались народные училища  двух типов: главные - в губернских городах и малые - в уездных. Эти училища являлись всесословными и содержались за счет государства. В малых училищах изучались чтение, письмо, чистописание, арифметика, катехизис, а в главных - Закон Божий,  русский язык, география, история, естественная история,  геометрия,  архитектура,  механика и физика, иностранный язык. Значение этой реформы трудно переоценить - речь шла  о  создании общероссийской системы образовательной школы.

     Учрежденная  в 1763 г.  Медицинская коллегия должна была  готовить медицинских работников.  В 1774 г.  при Берг-коллегии открылось Горное училище,  впоследствии реорганизованное в горный институт. Появились и другие специальные учебные заведения, частные школы.

     Большой  шаг вперед делает русская наука.  В 1783 г. была основана

особая Российская академия для изучения языка и литературы.  Существовавшая с петровских времен Академия наук за 1768-1774 гг. провела пять экспедиций, которые внесли ценный вклад в изучение географии страны. В 1765 г.  возникает Вольное экономическое общество, в "трудах" которого печатались многочисленные  статьи  по  организации и ведению сельского хозяйства. В Академии наук значительно возросло число русских  ученых, среди них  -  выдающиеся  натуралисты И. И. Лепехин и Н. Я. Озерецковский, астроном С. Я. Румовский, минеролог В. М. Севергин и др. К рассматриваемому  времени  относилась  деятельность видных историков М. М. Щербатова  и И. Н.  Болтина;  активно публиковались источники  по  русской  истории  (Н. И. Новиковым,  академией наук).  Издательская продукция увеличивается чрезвычайно.  За весь 18 век в России было издано 9500  книг,  из  них около 85 % приходилось на царствование Екатерины II. 15 января 1783 г. императрица подписала указ о позволении заводить "вольные" типографии.

    Книга,  журнал,  газета  становятся  элементом   повседневного быта все большего  числа людей. В Петербурге была  открыта первая в России публичная   библиотека.  Книготорговцы  начинают  открывать при лавках платные  библиотеки. К концу 80-х годов существовало 15 государственных библиотек, растет число частных книжных собраний. "Книги сделались предметом моей страсти",  - пишет Е. Р. Дашкова, собравшая библиотеку в 900 томов. Такие страстные книголюбы были и среди дворян,  и среди купцов, и даже среди крестьян.

     Н. М.  Карамзин,  в статье,  опубликованной  в 1802 г. в "Вестнике Европы", отмечал, что число любителей  чтения "едва ли в какой земле... так скоро возрастает, как в  России. Правда, еще многие дворяне,  и даже в хорошем состоянии,  не берут газет, но зато купцы,  мещане любят уже читать их, самые бедные люди подписываются и самые безграмотные желают знать,  что пишут из чужих земель".  Его поддерживает другой литератор И. И. Дмитриев:  "В зрелых летах Хераскова читали только просвещеннейшие из нашего дворянства,  а ныне всех состояний: купцы, солдаты, холопы и даже торгующие пряниками и калачами".

     Крепнет  национальное своеобразие отечественной  литературы.  Новаторские достижения  в  русской  литературе,  прежде всего, имели место в произведениях Д. И. Фонвизина,  Г. Р .Державина,  Н. М. Карамзина. Художественная литература  оказывалась  тесно связанной с общественными идеями века Просвещения.  Эти идеи естественных прав человека,  свободы и равенства развивала и зарождающаяся "разночинная" интеллигенция. Все более заметные очертания приобретал процесс формирования русской  национальной культуры,  вбирающий  в  себя  достижения и традиции культуры, созданной многовековой деятельностью народа, всех его слоев, но в первую очередь - крестьянства, и новой культуры, творившейся, главным образом, образованными слоями общества.

     "Её великолепие  ослепляло,  приветливость привлекала,  щедроты привязывали" - писал о  Екатерине II А. С. Пушкин. Действительно,  роскошь и  изящество  составляли  характернейшую черту эпохи,  которую потомки стали называть "екатерининской"  Императрица была ласкова и проста  в обхождении  с придворными и даже слугами и в отдельных случаях помнила, что "поклон спины не ломит". После грубости монархов предшествующего времени все это казалось удивительным и  даже  пугающим.  Сама Екатерина с тоской рассказывала: "Когда я вхожу в комнату, можно подумать,  что я медузина голова: все столбенеют, все принимают напыщенный вид;  я часто кричу ...  против этого обычая,  но криком не остановишь их,  и чем более я сержусь,  тем менее они непринужденны со мною,  так что приходиться прибегать к другим средствам".

     О придворных  нравах времен Елизаветы  Петровны  она  презрительно писала:  "Остерегались говорить об искусстве и науке,  потому, что все были невеждами:  можно было побиться об заклад,  что лишь половина общества еле умела читать, и я не очень уверена в том, чтобы треть умела писать".

     Теперь  при дворе начитанность и образованность  были в цене. В домах столичной знати появились обширные библиотеки, где заняли почетное место сочинения французских классиков, а рядом с ними стояли на полках и произведения отечественных авторов.

     Екатерина,  вероятно,  не менее Елизаветы   Петровны  любила  балы, маскарады, развлечения, но при этом была натурой деятельной. "Для Екатерины жить смолоду означало работать",  - писал В. О. Ключевский. Пожалуй,  единственная  из  российских монархов она вполне профессионально владела пером и сама пробовала силы в драматургии,  журналистике и исторических изысканиях. Но, конечно, главной "работой" императрицы было управление обширной империей,  которую она  кокетливо  называла  своим "маленьким хозяйством".  Она постоянно уделяла много сил и времени государственным делам,  не отдавая их на откуп ни приближенным, ни фаворитам.

     Ко времени  вступления Екатерины на российский  престол  фаворитизм здесь  был уже не в новинку:  достаточно  вспомнить Бирона при Анне  Иоановне или  Разумовского  при Елизавете Петровне. Однако  именно при Екатерине  фаворитизм  превратился в России в государственное учреждение (как во Франции при Людовике XIV и Людовике XV).  Фавориты, живя с императрицей ,признавались  людьми,  служившими  отечеству,  и были заметны не только деятельностью и силой влияния,  но даже капризами и злоупотреблениями.

     Историки  насчитывают 15 фаворитов Екатерины  за время  с  1753  по 1796 г.  Многие из них, особенно в  конце царствования, были значительно  (на 30 и более лет) моложе императрицы.  В течении  10  лет  находился возле императрицы Григорий Орлов.  У них родился сын, получивший впоследствии титул графа Бобринского. Екатерина даже подумывала о браке со своим любимцем и возведении его на престол. По преданию, остановила её фраза Н.И. Панина: "Императрица может делать, что хочет, но кто же станет повиноваться графине Орловой!"

     Но крупнейшей  фигурой из числа любимцев  императрицы все-таки следует  признать Потемкина.  Сын смоленского  дворянина, в 1762г. он среди  заговорщиков, после чего становится  подпоручиком гвардии. Участвует в русско-турецкой войне (1768-1774)  и  получает  звание  генерала. Затем вице-президент Военной коллегии, граф, генерал-фельдмаршал, шеф регулярных войск.

     Но главной  сферой интересов Потемкина были  военное дело и  освоение  вновь завоеванных территорий.  А. С. Пушкин писал о Потемкине:  "Ему мы  обязаны Черным морем".  Австрийский император Иосиф говорил о нем: "Я понимаю, что этот человек... мог приобрести влияние на императрицу. У него твердая воля, пылкое воображение, и он не только полезен ей, но необходим ...  Трудно сыскать человека, более способного держать в руках  народ  еще грубый,  недавно лишь тронутый просвещением,  и обуздать беспокойный двор". Действительно, влияние Потемкина простиралось  столь далеко,  что все последующие фавориты попадали к Екатерине лишь по его представлению. Но и Потемкин отнюдь не был тем полновластным и самостоятельным правителем, каким являлся Бирон при Анне Иоановне. Сохранилось  письмо  Екатерины  барону  Гримму,  написанное в день смерти светлейшего:  "Снова страшный удар разразился над моей головой. ...Мой выученик,  мой  друг,  можно  сказать,  мой идол,  князь Потемкин - Таврический умер в Молдавии...      Это был человек высокого ума, редкого разума и превосходного сердца. Цели его всегда были направлены к великому".

Информация о работе Екатерина II