Чокан Валиханов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 15:44, реферат

Описание

Чокан Чингисович Валиханов родился в 1835 г. в крепости Кушмурун (ныне ст. Кусмурун Костанайской области). Позже его родители переезжают в местечко Сырымбет. Кокшетауского округа, где находилась их родовая зимовка. Ранние детские годы Ч. Валиханова проходят в основном в Сырымбете, в одном из живописных уголков Северного Казахстана. Отец Чокана - Чингис Валиханов в то время занимал пост старшего султана Кусмурунского округа.

Работа состоит из  1 файл

Чокан Валиханов.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ    ВЗГЛЯДЫ

Ч. Ч. ВАЛИХАНОВА

    Чокан Чингисович Валиханов родился в 1835 г. в крепости Кушмурун (ныне ст. Кусмурун Костанайской области). Позже его   родители   переезжают   в   местечко   Сырымбет. Кокшетауского округа, где находилась их родовая зимовка. Ранние детские годы Ч. Валиханова проходят в основном в Сырымбете, в одном из живописных уголков Северного Казахстана. Отец Чокана - Чингис Валиханов в то время занимал пост старшего султана Кусмурунского округа.

    По  свидетельству биографов, Чокан  в детстве около 3-х лет обучался у медресе мусульманской грамоте, был знаком с восточной письменной литературой и казахским фольклором.

    Покорный  слуга   царской администрации  потомственный степной феодал Чингис Валиханов решил подготовить себе достойную смену. С этой целью он в 1847 г. отправляет сына на учебу в Омский кадетский корпус. Когда Чокана привезли в Омск, он ни слова не знал по-русски, однако через несколько месяцев даровитый и любознательный мальчик почти в совершенстве усвоил русский язык.

    Один  из его первых русских друзей, впоследствии известный русский путешественник Г. Н. Потанин обучавшийся в том же кадетском корпусе,   в своих воспоминаниях писал: “Развивался Чокан быстро, опережая своих русских товарищей. Кроме природного ума, он имел к тому же и другие преимущества. По воскресеньям   тех   кадетов, которые   имели родственников или знакомых в городе, отпускали в город. У Чокана ни родных, ни знакомых в городе не было. Но им интересовались многие - киргизский мальчик, и притом такой способный, уже рисует, прежде чем поступить в заведение. Поэтому его охотно брали к себе в отпуск те, которые ценили такое необыкновенное явление”.

    В свободное от занятий время Чокан постоянно ходил в Омскую городскую библиотеку, где он знакомился с русской демократической литературой.

    Круг  интересов Чокана Валиханова был широким и разносторонним. Наряду с русской классической и мировой литературой его интересовали  и научные трактаты путешественников и исследователей Азии. Особенно его начинает увлекать литература, которая вызывала в то время “брожение умов”, как, например, журнал “Современник”.

    В первое время учебы в корпусе  Чокану, как “инородцу”, которому не все было дозволено читать, не разрешалось брать книги из фундаментальной библиотеки кадетского корпуса. “Для меня было большим счастьем, - пишет Г. Потанин, - когда начальство разрешило Чокану брать книги из фундаментальной библиотеки. Это в нашем развитии была эпоха, когда Чокан принес из недоступного книгохранилища “Путешествие Палласа” и “Дневные записки Рычкова”.

    Первой  мечтой Чокана уже в то время было далекое путешествие по Средней  Азии и загадочному Китаю. Поэтому  годы учебы в корпусе были для  него как бы годами подготовки: к  предстоящему путешествию. Он перечитал все книги, относящиеся к Востоку, изучая восточную филологию, “которая становилась уже его специальностью”.

    Благодаря своей даровитости и настойчивости  Чокан в первый же год выделился  из среды кадетов, а в последующие  годы учебы, когда ему было 14-15 лет, по воспоминаниям Потанина, он до того стал популярным, что “кадетское начальство начало на него смотреть, как на будущего исследователя и, может быть, ученого”.   Кадетский корпус Чокан   Валиханов окончил в 1853г. Срок обучения в кадетском корпусе, был шестилетним, но его выпустили раньше на год, так как на последнем курсе читались специальные военные науки, которые для “инородца” должны были оставаться секретными.

    После окончания кадетского корпуса в  чине карнета Ч. Валиханов был  направлен в распоряжение Сибирского линейного казачьего войска. Даровитым молодым офицером вскоре заинтересовался генерал- губернатор Западной Сибири Гасфорт, который через  год в октябре 1854 г. назначил его своим адъютантом.

    Огромное  значение для развития научной деятельности Ч. Валиханова имело его знакомство в Омске с выдающимся исследователем  Азии  академиком   П.   П.Семеновым-Тяншанским. Это было очевидно, зимой 1856 г., когда тот возвращался после своего знаменитого путешествия на Тянь-Шань и озеро Иссык-Куль. П. П.Семенов после первого же знакомства увидел в Валиханове пытливого, настойчивого и любознательного человека, мечтавшего посвятить свою жизнь науке на пользу своего народа. Он всецело поддерживает и одобряет его стремление при удобном случае ехать в Петербург и прослушать там специальный университетский курс по восточному факультету.

    Служба   при   западносибирском   генерал-губернаторе  благотворно     влияет на     развитие       научной  любознательности Ч. Валиханова. В течение 1855 г. он вместе с генералом Гасфортом совершает ряд путешествий по Центральному Казахстану, Тарбагатаю и Семиречью. Об этих путешествиях с участием Валиханова Гасфорт писал: “Валиханов, хотя состоит на службе не более 2-х лет, но при совершенном знании им киргизского языка, местных обычаев он пользуется между киргизским населением особым уважением. В 1855г он сопровождал меня в степь, принес большую пользу”.

    Весной 1856 г. Ч. Валиханов принял участие в экспедиции полковника Хоментовского, направленной для всестороннего изучения районов озера Иссык-Куль. Этот район, где жили киргизские племена, принявшие русское подданство, имел важное значение для России, так как там проходил кратчайший торговый путь в соседний Китай. Во время этого путешествия Ч. Валиханов подробно знакомится с жизнью и бытом киргизского народа делает научное описание флоры и фауны края, собирает материалы по этнографии, истории и устной литературе Киргизии. Часть этих работ под названием 'Очерки Джунгарии' была опубликована   в   “Записках  императорского   русского географического общества” еще при жизни Ч. Валиханова в 1861 г.

    Важным   историко-этнографическим   исследованием   Ч. Валиханова  в  это  время  является  прежде  всего восстановление исторической правды о происхождении  киргизского народа. Многие исследователи Азии, в том числе такие крупные ученые как Гумбольдт и Риттер, по некоторым сходным внешним признакам считали киргизов обособившейся частью казахов Большого жуза. “Но это было большой ошибкой, - пишет Валиханов, со стороны почтенных корифеев науки. Большая, Средняя и Малая киргиз-кайсацкая орды составляют один народ “казах”, отличный от киргизов, называемых китайцами - бурутами, русскими - дикокаменными или черными. Эти два народа отличаются по языку, по происхождению, по обычаям”.

    Изучая  устное народное творчество киргизов, он со слов народного певца впервые записал содержание знаменитого

    героического  эпоса киргизского народа "Манаса".

    В следующем 1857 г. Ч. Валиханов совершил поездку к Алатаусским киргизам. Какова была цель его второй поездки в Киргизию, можно видеть из рапорта генерала Гасфорта в Министерство иностранных дел. “Состоящий при мне поручик султан Валиханов. - писал он. - отправлен уже в кочевья дикокаменных киргизов для ближайшего наблюдения о ходе дел в частях Западного Китая, прилежащих к южной нашей границе; о движениях кашгарского восстания, о мерах правительства китайского к подавлению оного и о духе народонаселения возле городов Кульджи и Аксу, а именно: китайского племени, киргизов и сартов, которые, как известно, все более или менее недовольны Манжурской династией”

    Эта двухкратная поездка в Киргизию была по существу подготовительным   мероприятием  для   совершения   более обстоятельного путешествия  в пределы Западного Китая.

    28 мая 1858 года Ч. Валиханов начинает свое знаменитое путешествие в Кашгарию, которое длилось свыше 10 месяцев, до 12 апреля 1859 г.           Кашгария, или Малая Бухария (ныне провинция Синь-Цзянь Китайской Народной Республики), издавна населенная мусульманскими племенами, после разгрома Джунгаро-ойротского ханства 1758 г. стала подвластной Китайской империи. Кашгарией как важным торговым центром Средней Азии давно интересовалась наряду с Англией и Россия. Кроме того, царское правительство беспокоили частые восстания местного населения Кашгарии     против     манчжурско-китайского     господство: заразительный пример этих восстаний могло легко быть перенесен и в среднеазиатские владения России. Поэтому не случайно в своей докладной записке в Министерство иностранных дел генерал Гасфорт срочно сообщил: "Возмущение о Кашгаре, как и должно было ожидать, вспыхнуло и угрожает вскоре принять обширные размеры. Географическое положение указывает уже на важность Кашгара политическом значении как для России, так и для Англии...".

    В связи с прекращением регулярной торговой связи с этим краем еще в 20-х годах XIX в. царское правительство не располагало точными данными о состоянии края и усиленно искало путей для изучения его экономического, политического и военного положения.

    При этом царское правительство преследовало двоякую цель: во-первых, воспользовавшись вспыхнувшим восстанием против китайских властей способствовать созданию  самостоятельного мусульманского  государства,   находящегося  в  вассальной зависимости от России, во-вторых, предотвратить возможность дальнейшего расширения выступления народных масс. "Признано было  необходимым,  -  писал впоследствии академик П. П. Семенов - Тяншанский, отправить доверенное лицо в Кашгар как для получения на месте достоверных сведений о положении края, так и для исследования, насколько это было возможно, торговых путей в этих частях Средней Азии. Поручение было опасное, и для исполнения его нужен был человек с большой решительностью, с наблюдательным умом и притом такой, который бы знал татарский язык и восточные приемы, так как приходилось ехать переодетым в азиатское платье. Нельзя было найти человека который более соответствовал бы всем тем условиям, как Валиханов"

    Таким образом,  решение этой важной государственной  задачи выпало на долю Чокана Валиханова.

    Решаясь на такое опасное путешествие. Ч. Валиханов преследопал свою цель, свои интересы: использовать время пребывания в Кашгарии для дела науки, подробно изучить и собрать материалы, касающиеся истории, географии, этнографии. экономики, культуры и быта и многих других вопросов, он блестяще выполнил возложенную на него задачу, особенно по вопросам научных исследований, которые больше всего удовлетворяли его ненасытную научную любознательность.

    Результатом его научной деятельности во время  путешествия в Кашгарию явился обширный отчет "О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан-лу (Малой бухарии) в 1858 -1859гг ". Эта работа Ч. Валиханова является ценным историко-эконимическим исследованием, дающим полные, всесторонние сведения о географии, истории, народонаселении, правительственной  системе,   промышленности  и  торговле Восточного Туркестана

    Указывая  на большую научную ценность материалов, собранных Ч. Валихановым один из документов Министерства иностранных  дел отмечал: '...это описание по многим отношениям и высшей степени значительное и полезное для правительства и для науки, ибо оно знакомит довольно отчетливо с военным, политическим и торговым состоянием малоизвестной страны и выказывает слабое и ошибочное знание оной теми немногими географами сведениями которых мы доселе руководствовались".

    Кашгарская  экспедиция создала Ч. Валиханову большую  научную славу. Ученый мир России признал поездку Ч. Валиханова в  Кашгарию большим и смелым научным  подвигом. Для более подробного ознакомления с деятельностью Ч. Валиханова в Кашгарии осенью 1859г. он был вызван в Петербург в   распоряжение   Азиатскою   департамента   Министерства иностранных дел. Наряду с официальной службой в Министерстве иностранных дел и в военном министерстве по обработке материалов путешествия он приступил к осуществлению своей давней   мечты:   слушает  университетский   курс,   изучает иностранные языки, знакомится с научной общественностью Петербурга и готовит к печати свои рукописи о Кашгарии.

    Большое значение для Ч. Валиханова имели посещения им редакции журнала "Современник" и его встречи с великим русским революционером демократом Н. Г. Чернышевским, оказавшим решающее влияние на утверждение его демократических взглядов.

    Указывая  на усиление демократизма во взглядах Ч. Валиханова, особенно после жизни в Петербурге академик А. Н. Пынин писал: "Он искренне люби Россию, видел ее недостатки и вместе с лучшими людьми ее желал горячо ее обновления. Он увлекался движением 60-х годов".

    О научной деятельности Валиханова в  Петербургский период вспоминал Н. Ядринцев: "В 60-х годах Валиханов следил за движением русской жизни, за обновлением ее, он читал лучшие журналы, Костомаров был тогда любимым профессором и Валиханов заходил в университет слушать его. ючно также с интересом Валиханов следил за тем, что делает в Императорском Географическом Обществе и помогал своими сведениями по географии, киргизской степи, приготовлял этнографический материал о киргизах и т. д. ".

    Надломленное  тяжелым путешествием, здоровье Валиханова не выдерживает сырого климата Петербурга, и его туберкулезное заболевание начинает прогрессировать. В результате этого он, по совету врачей, весной 1861 г. покидает русскую столицу и возвращается в родную степь, и отцовский аул бырымбет.

    Подкрепив несколько здоровье, Валиханов решает свою дальнейшую деятельность посвятить оказанию практической помощи своему угнетенному народу. С этой целью он во время выборов старшего султана Атбасарскою округа выставляет на этот пост свою кандидатуру. Этот шаг Ч. Валиханова местные феодалы и поддерживавшие их царские чиновники оценили,  как эгоистическое стремление обрусевшего ханского потомка к власти с целью "отдать всех киргиз в солдаты, а их детей в школу". Но у Валиханова была другая, благородная цель, о чем он писал впоследствии Ф. М. Достоевскому: "Я думал как-то сделаться султаном, чтобы посвятить себя пользе соотечественников, защищать их от чиновников и от деспотизма богатых киргиз. При этом я думал более всего о том, чтобы, примером своим показать землякам, как может быть для них полезен образованный султан-Правитель. Они увидели бы, что человек истинно образованный не то, что русский чиновник, по действиям которого они составили свое мнение о русском воспитании".

Информация о работе Чокан Валиханов