Биография и начало карьеры: Витте Сергей Юльевич

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:14, доклад

Описание

Сергей Юльевич Витте родился 17 июня 1849 года в Тифлисе в семье чиновника, служившего в аппарате Кавказского наместничества. Его отец Юлий Федорович был потомком выходцев из Голландии, переселившихся в Прибалтику. Российское потомственное дворянство фамилия получила в середине девятнадцатого века. Мать, Екатерина Андреевна Фадеева, находилась в родстве с известнейшим княжеским родом Долгоруких

Работа состоит из  1 файл

Витте Сергей Юльевич.docx

— 35.81 Кб (Скачать документ)

Консерватизм виттевской системы  состоял и в том, что она  на деле способствовала укреплению экономической  базы реакционнейшего абсолютистского  режима.

Социальная  политика.

С ростом промышленности и модернизацией  социальной структуры все большее  место в деятельности министерства финансов занимала проблема взаимоотношений  предпринимателей и рабочих. В царствование Александра III политика правительства  в этой области, отражая общую  направленность социальной политики самодержавия, носила сугубо попечительный характер. Правительством был издан ряд  законов, регулировавших отношения  между фабрикантами и рабочими, и  создан орган по контролю над соблюдением  этих законов - фабричная инспекция. При Витте последняя была существенно  реорганизована. Деятельность ее к  концу 90-х годов распространялась на 60 губерний и областей Европейской  России. В ее компетенцию входил также контроль над техническим  состоянием предприятий, точным оформлением  документации при получении их владельцами  ссуд из Государственного банка и  наблюдение за правильным использованием кредитов.

Политика эта встречала упорное  сопротивление МВД, пытавшегося, в  свою очередь, полностью подчинить  себе фабричную инспекцию, расширив ее полицейские функции. Витте удалось  удержать за собой общее руководство  фабричными инспекторами и председательство в Главном по фабричным и горнозаводским делам присутствии - межведомственном органе, созданном в 1899 году. Но на местах инспектора оказались в подчинении у губернаторов, что было вынужденным  компромиссом. Оказались урезанными и принятые законы, что, как отмечал  впоследствии Витте, послужило причиной обострения социальной напряженности. В целом его, конечно, никак нельзя заподозрить в особом благоволении к рабочим. Но в то же время он отчетливо осознавал опасность  отставания в этой сфере от законодательства передовых стран Запада.

При самом активном участии Витте  были разработаны и приняты законы об ограничении рабочего времени  на предприятиях (2 июня 1897 года), о вознаграждении рабочих, потерявших трудоспособность в результате несчастного случая на производстве (2 июня 1903 года), о введении на фабриках и заводах института  фабричных старост (10 июня 1903 года), которые при всей их ограниченности были все же шагом вперед в разработке рабочего законодательства. Таким образом Витте рассчитывал установить полный контроль над положением дел в промышленности, начиная от технического состояния предприятий и кончая сферой социальных отношений.

Изменения в аграрном секторе.

Нарастание  противоречий в стране вело к переосмыслению роли аграрных преобразований в подъеме  общественных производительных сил  России. Витте не раз обращался  к этой проблеме, но всякий раз встречал резкое сопротивление со стороны  наиболее консервативных слоев дворянства.

При всем своем неприятии дворянских претензий к правительству Витте  предпринял немало усилий по обеспечению  помещиков средствами для модернизации их имений. Продолжая линию своих  предшественников, он активизировал  деятельность кредитных учреждений по выдаче ссуд землевладельцам и  сельским хозяевам. К выдаче краткосрочных  кредитов (соло-вексельных, подтоварных и т.п.) помимо Государственного банка были привлечены частные кредитные учреждения (акционерные банки, общества взаимного кредита). Условиями кредита и строгим контролем над их выполнением Витте пытался форсировать капиталистическую перестройку помещичьих хозяйств. Однако этот процесс в силу сохранения крепостнических пережитков, последствий мирового аграрного кризиса, ряда тяжелых неурожаев и т.д. шел крайне медленно.

В крестьянском вопросе Витте долгое время оставался ярым сторонником  консерваторов славянофильской  закваски, полностью разделяя законодательные  меры Александра III по сохранению патриархально-попечительных  начал в российской деревне. Так, в 1893 году он выступал горячим сторонником  указа о сохранении общины и неотчуждаемости надельных земель. По его мнению, «общинное землевладение наиболее способно обеспечить крестьянство от нищеты и бездомности». Вместе с тем он считал, что положение крестьянства не так уж и тягостно, как это описывалось в литературе. Даже голод 1891 года он склонен был приписать изъянам статистики. Однако не прошло и пяти лет, как Витте понял, что тяжелое экономическое положение деревни ведет к падению платежеспособности крестьян и что это, в свою очередь, подрывает государственный бюджет и внутренний рынок промышленности. Выход из обострявшегося кризиса он видел в ликвидации правовой обособленности крестьян, их имущественной и гражданской неполноправности.

Витте утверждал, что главным тормозом развития деревни и модернизации сельскохозяйственного производства является правовое "неустройство" крестьян, их имущественная и общественная неполноправность, это крайне отрицательно сказывается на ведении ими личного  хозяйства.

Панацею от всех бед он видел в  укреплении крестьянской земельной  собственности и постепенном  уравнивании крестьян в правовом отношении с остальным населением империи. С этой целью, полагал он, необходимо предоставить крестьянам, внесшим выкупные платежи, право  свободного выхода из общины с выделением причитающегося им надела, как это  и предусматривалось Крестьянским положением 1861 года. Община должна со временем превратиться в простой союз земельных  собственников, объединенных чисто  хозяйственными интересами. Все остальные  ее функции перейдут к специально созданной мелкой земской единице - волостному земству или всесословной волости. Волостные же суды и обычное  право должны быть заменены со временем общегражданскими установлениями.

Неприкасаемость же общины он трактовал  как запрещение любых способов насильственного  воздействия на выход из общины, так и принудительного удержания  в ней ее членов. В практической своей деятельности он добился отмены наиболее архаичных статей крестьянского  законодательства, таких, как круговая порука, телесные наказания крестьян по приговору волостных судов. Не без его участия были облегчены  условия переселения крестьян на свободные земли, расширена деятельность Крестьянского банка, изданы законы и нормативные правила о мелком кредите. Так в аграрной программе  Витте причудливо переплетались  буржуазные начала и феодальные пережитки. Ослабление позиций поместного дворянства под воздействием капитализма, нарастание противоречий в нем, усиливавшийся  разлад между правящими верхами  и их социальной опорой, разногласия  в этих верхах по вопросу об отношении  к дворянству - все это являлось признаками кризиса власти, одним  из важных свидетельств складывавшейся в это время революционной ситуации. Правительство уже не могло полностью подчинить свою социально-экономическую политику консервативному дворянству. Но тот факт, что интересы именно этого дворянства оставались приоритетными для правительства, лишало его способности адекватно ответить на вызов времени, обеспечить быстрый и эффективный переход страны от аграрного способа производства к индустриальному.

 

 

Отставка с  поста министра финансов.

События начала XX в. поставили под  сомнение все грандиозные начинания  Витте. Мировой экономический кризис резко затормозил развитие промышленности в России, сократился приток иностранных  капиталов, нарушилось бюджетное равновесие. Экономическая экспансия на Востоке  обострила русско-английские противоречия, приблизила войну с Японией.

Экономическая "система" Витте  явно пошатнулась. Это дало возможность  его противникам (Плеве, Безобразову  и др.) постепенно оттеснить министра финансов от власти.

Резкость и прямота суждений министра - то, что нравилось Александру, - воспринимались новым императором  как развязность и даже наглость.

Охлаждение к Витте  и даже враждебность к нему императорской  четы в какой-то мере, видимо, было усугублено его поведением во время серьезной  болезни Николая II осенью 1900 года, когда  в придворной среде даже возник вопрос о его преемнике. Тогда Витте  высказался за брата царя - Михаила, чем кровно обидел императрицу, в  пользу которой были расположены  некоторые сановники. К тому же рост его влияния серьезно обеспокоил царское окружение. Зять императора великий князь Александр Михайлович внушал своему августейшему шурину, что  Витте «обезличивает не только другие министерства, но и само самодержавие». Сыграли свою роль и усилия Плеве, всеми способами пытавшегося  скомпрометировать своего соперника.

Все это наряду с нараставшими расхождениями  по ряду важных аспектов внутренней и  внешней политики, особенно по поводу дальневосточных дел, русско-японских отношений, а также в связи  с установившейся в правых кругах репутацией "красного", "социалиста", "опасного масона" привело в  августе 1903 года к отставке Витте  с поста министра финансов. Учитывая, однако, его высокую международную  репутацию, необходимость иметь  под рукой компетентного советника  по сложнейшим проблемам, Николай II обставил свое решение внешне вполне благопристойно: Витте получил крупное единовременное вознаграждение (около 400 тысяч рублей) и был назначен председателем  Комитета министров. Должность эта  была почетная, но фактически маловлиятельная, так как Комитет занимался  в основном мелкими текущими делами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         


Информация о работе Биография и начало карьеры: Витте Сергей Юльевич