Александр Македонский. Держава и историческое наследие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 22:16, аттестационная работа

Описание

Целью данной работы является хронологическое рассмотрение империи Александра Великого, девятнадцатого царя Древней Македонии из династии Аргеадов1, от исторических предпосылок македонских завоеваний до вершины расцвета мировой державы и ее распада, включая походы, политику и общественный строй. Это необходимо для определения общественно-политических особенностей и итогов правления Александра, положившего начало эпохи эллинизма2 и оставившего огромные культурные следы в истории многих народов.

Содержание

Введение ● стр. 3
Наследие Филиппа II Македонского ● стр. 4
Походы Александра. Закат Персидской Империи ● стр.5
Гавгамелы. Александр −Царь Азии ● стр. 8
Дальше на Восток. Возвращение в Вавилон ● стр. 10
Правление Александра ● стр. 11
Распад Державы и ее историческое наследие● стр. 12
Заключение ● стр. 14
Библиографический список ● стр. 15

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 120.35 Кб (Скачать документ)

     Весну и лето Александр провел в Сузах. Отсутствие царя в центральных областях только еще сколачиваемого государства  в течение пяти с лишним лет  не могло не сказаться. Назначенные  Александром сатрапы вели себя независимо, беззастенчиво грабя население, и даже в центральном аппарате господствовали своеволие и коррупция. Удивительно, что за все эти годы держава вообще не распалась; это указывает на то, что ее существование отвечало реальным потребностям времени.  

     Правление Александра  

     Теперь  завоевательные походы были закончены, и Александру предстояло управлять этим огромным и неустроенным государством.

     Александру  казалось, что решение  этой сложной задачи должно состоять в слиянии завоевателей с завоеванными. Сам он женился на Статире, дочери Дария III, и на Парисатиде, дочери Артаксеркса III, и чрезвычайно поощрял смешанные браки среди своих приближенных и воинов. Так, он роздал свадебные подарки 10 тыс. солдат, женатых на персиянках. Кроме того, царь стал набирать в свое войско иранских юношей и обучать их по македонскому образцу.28

     Стремясь  привлечь па свою сторону определенные круги иранского общества и поощряя смешение македонцев и иранцев, Александр в то же время сурово расправлялся с сатрапами-персами, проявлявшими в его отсутствие чрезмерную самостоятельность. Теперь почти во все области были назначены македоняне. Это как нельзя лучше характеризует двойственность политики Александра в Азии.

     Если  в начале похода, чтобы обеспечить прочность тыла и  успех военных  операций в Малой  Азии, осуществлялась политика освобождения полисов от персидского  господства и связанных  с ним экономических  и политических тягот, в частности от олигархических и  тиранических режимов, поддерживаемых персами, то постепенно эта  политика меняется, и после завершения похода и создания огромной державы  с центром в  Месопотамии полисы Греции и Малой  Азии стали рассматриваться  уже как мелкие политические единицы  на периферии державы, обязанные подчиняться  предписаниям верховной  власти29. Отражением этой политики является оглашенное в 324 г. на Олимпийских играх предписание Александра о возвращении в греческие полисы всех изгнанников, кроме виновных в святотатстве и убийстве. При этом Антипатру поручалось применить силу к тем полисам, которые откажутся принять изгнанных. Этот акт был открытым нарушением постановлений Коринфского конгресса: по сути дела, Александр вмешивался во внутренние дела полиса, отменял решения народных собраний.

     Осуществление царского предписания привело к  обострению социальной борьбы внутри полисов, новому перераспределению  собственности в пользу возвращавшихся. Политическая обстановка в Греции накалилась. Но пришедшее вскоре известие о смерти Александра резко изменило позицию  афинян и всю политическую ситуацию в Греции в целом.

     Конец лета и осень 324 г. до н. э. царь провел в Экбатанах. В это время он потребовал от греческих городов  обожествления своей особы. Хотя такое требование и встретило  некоторое противодействие в Элладе, но гораздо большее впечатление произвел другой приказ: вернуть политических эмигрантов. Этот приказ греки рассматривали как незаконный, ибо Александр, будучи военным руководителем Коринфского союза, формально не имел права вмешиваться во внутренние дела греческих полисов. И хотя в начале 323 г. до н. э. представители греческих городов прибыли в Вавилон (который Александр избрал своей новой столицей), чтобы возложить на царя золотые венки, как на божество, возвращение эмигрантов встретило серьезное сопротивление.

     Зимой 324-323 г. до н. э. Александр предпринял кампанию против горного племени касситов (античные источники называют их коссеями) для обеспечения безопасности пути из Вавилонии в Иран. Затем он занялся планированием морской экспедиции вокруг Аравии в Египет и проектами колонизации побережья Персидского залива. Однако этим планам не суждено было осуществиться.  

     Распад  Державы и ее историческое наследие 

     В начале июля 323 г. до п. э. Александр заболел и вскоре умер. Войско прощалось с умирающим царем, проходя через царский зал во дворце Навуходоносора, где на тронном возвышении было поставлено ложе Александра.

     Мировая держава Александра Македонского после  его смерти распалась, но распалась  на довольно большие части, каждая из которых представляла собой не полис  и не союз полисов, а обширное монархическое объединение, включавшее многие полисы как органическую составную часть.

     Победное  шествие Александра на Восток, а  также возникновение новых, «эллинистических» государств были подготовлены всем ходом предшествующего развития как самой Греции, так и стран Ближнего Востока. Необходимо было создать общественно экономическую структуру, где были бы обеспечены частная собственность и частное производство без произвольного вмешательства со стороны царской власти, с определенными, более или менее единообразными гарантированными правами политической автономии, но в то же время где был бы обеспечен свободный доступ к источникам сырья и к межобластному товарному рынку. Такой структурой и была эллинистическая монархия, опирающаяся на сеть автономных полисов.

     Обширное градостроительство в странах Азии, проводившееся Александром и его преемниками, не может быть объяснено одной лишь греческой колонизацией — для заселения всех этих городов не хватило бы жителей всей Греции: ранее преуменьшалось значение эллинизации известной части местного населения.

     Эллинизм  стал насильственным (т. е. достигнутым  в результате ожесточенных войн) объединением древнегреческого и древневосточного мира, ранее развивавшихся раздельно, в единую систему государств, имеющих  много общего в своей социально-экономической  структуре, политическом устройстве, культуре. В результате объединения древнегреческого и древневосточного мира в рамках одной системы создалось своеобразное общество и культура, которые отличались как от собственно греческого (если исходить из особенностей Греции V—IV вв. до н. э.), так и собственно древневосточного общественного устройства и культуры и представляли сплав, синтез элементов древнегреческой и древневосточной цивилизации, который дал качественно новую общественно-экономическую структуру, политическую надстройку и культуру.30

     Западная  Азия перед завоеванием Александра достигла такой ступени развития, когда ей нужен был новый тип  политической организации; конкретно-исторические условия были таковы, что носителями этого нового типа были завоеватели греко-македонцы. Процесс был двусторонним: восточный мир, не выработав нужных ему форм рабовладельческого строя, уже создал военно-административное объединение в виде «мировых» держав; греческий мир создал высокоразвитое товарное рабовладение и полис, но в своем прежнем виде система полисов испытывала кризис, нужно было военное объединение, результатом были завоевания Македонского.

     У сатрапов было отнято право чеканить монету, которым они пользовались при Ахеменидах. Лишь Вавилон да некоторые финикийские и киликийские, а также греческие города продолжали еще чеканить монету самостоятельно. Введенная Александром серебряная драхма привилась на Востоке и с некоторыми видоизменениями просуществовала много столетий.

     Важной  стороной деятельности Александра в  покоренных областях было градостроительство. Традиция приписывает ему основание 70 городов, но цифра эта, вероятно, преувеличена (нам сейчас известно об основании им около десятка). Не все основанные Александром «города» были действительно городами — большей частью это были македонские военные поселения, колонии, находившиеся на царской земле, лишь впоследствии получившие полисные права.

     За  армией Александра последовали  тысячи греческих  торговцев и ремесленников в надежде на выгодные предприятия в новых странах. Большинство их осело в создавшихся городах, передавая свой богатый опыт и основывая ранее здесь неизвестные отрасли торгово-промышленной деятельности, а их старые связи с греческими торговыми центрами способствовали расширению товарного обмена между Ближним Востоком и Грецией.31

     По  мысли Александра, Месопотамия должна была стать центром новой державы, а Вавилон — ее столицей. Месопотамия, старый культурный центр Ближнего Востока, соединенный караванными путями с Ираном, Кавказом и Средиземноморьем и водными — с Персидским заливом, Аравией и Индийским океаном, была естественным экономическим и политическим центром всех больших ближневосточных держав вплоть до средневековья.

     Александр, умирая, не оставил наследника, да если бы он это и сделал, то вряд ли любому наследнику удалось бы удержать в руках такое наследство. Управление Македонией осуществлялось Аитипатром, а хозяином в Вавилоне оказался Пердикка, старший из командиров конницы. Пердикка командовал большей частью войска и располагал казной. Кратер, ближайший военный помощник Александра, отправился со своими ветеранами в Грецию, где Аитипатр терпел поражение в войне против поднявшихся греческих городов. По решению ближайших сподвижников Александра, принятому в Вавилоне, было произведено перераспределение сатрапий. При этом многие сатрапы (Пифон в Мидии, Птолемей в Египте) уже вынашивали сепаратистские планы. Пердикка, по-видимому, стремился сохранить целостность державы Александра и старался сурово подавлять попытки отдельных сатрапов приобрести независимость. Во время такого похода против коалиции сатрапов (Антипатра, Антигона Одноглазого, Птолемея) Пердикка был убит собственными солдатами (321 г. до н. э.). 
 
 

Заключение 

     В результате проведенной работы по изучению и анализу нижеприведенных источников и литературы можно сделать вывод, что основной особенностью правления Александра Македонского было не желание поработить и разграбить завоеванные земли и народы, а, объединив их, создать мировую империю. Основываясь на античных источниках, можно утверждать, что к завоеваниям Александра двигала в первую очередь страсть к славе и величию, а не к царствованию. Можно сказать, что эти факты стали основными причинами распада державы, не считая смерти самого царя, не успевшего после возвращения из последнего похода завершить и укрепить задуманные реформы, направленные на сглаживания напряжения между греко-македонским и персо-азиатским обществом. Одной из причин столь скорой войны между диадохами являлось огромное влияние македонских друзей и военачальников Александра. Мать царя, Олимпиада писала: «Оказывай своим друзьям благодеяния и проявляй к ним уважение как-нибудь иначе: ведь ты делаешь их всех равными царю, ты предоставляешь им возможность иметь много друзей, самого же себя обрекаешь на одиночество»32, и это касалось не только денег, но и власти. Трудно сказать, смог бы расширить свои владения Александр в Индии, не отвернись от него войско. Философ Калан советовал не отклонятся далеко от центра своего царства33 и был, как стало понятно теперь, прав.

     Завоевания  Александра были обширны, но неизвестно, смог ли бы он сам, если б прожил дольше, успешно управлять столь огромной территорией.

     Важность  исторического наследия, а также культурного следа в разнообразных видах искусства невозможно оспорить. В первом случае последующая после Александра эпоха эллинизма стала следующей в развитии цивилизации востока Средиземноморья, впервые восток и запад создали стабильные торговые и культурные взаимоотношения. Хотя эллинизм не породил новых форм государственного и общественного устройства, так и оставшись античным, он дал существенный толчок для развития науки. Эта эпоха подарила ценнейшие произведения искусства, в первую очередь это касается египетской Александрии. Но восток и запад так и не стали единым культурным пространством, как показало Римское завоевание и следующая за ней исламизация Средней Азии и Ближнего Востока.

     Личность  Александра Великого тревожила умы  творцов, философов и политиков  уже в античности, его образ  стал почти мифическим, но при этом он реально существовал в истории, может быть, это объясняет, что интерес не иссяк и сегодня. Про Александра Великого помнят повсеместно, только на востоке завоеванных им земель он Искандер Зу-карнайн. Думаю, можно считать Александра одним из величайших, если не самым величайшим в истории полководцем, ставшим кумиром великих лидеров следующих поколений, таких как Ганнибал Барко и Наполеон Бонапарт. 

 

     Библиографический список: 

Источники:

  1. Арриан. Поход Александра / Пер. М.Е. Сергеенко, предисловие О.О. Крюгера. М.: МИФ, 1993.
  2. Плутарх. Александр // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В двух томах.     Том 2. М.: Наука, 1994.

Литература:

  1. Дьяконов М. М.. Александр и диадохи // История Древнего Мира в 3-х книгах. Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. 3-е изд. Книга 2. Расцвет древних обществ. М.: Наука, 1989. С. 288-303.
  2. Кузищин В.И. Распад мировой державы Александра Македонского. Образование системы эллинистических государств. Сущность эллинизма. // История Древней Греции под ред. В. И. Кузищина. 3-е изд. М.: Высшая школа, 2005. С. 288-296.
  3. Лурье С. Я. История Греции / Сост. Э. Д. Фролов. СПб.: С. – Петерб. ун-та., 1993. С.554-556, 567-570.
  4. Маринович Л. П. Восточный поход Александра. Держава Александра // История Древней Греции. Под ред. В. И. Кузищина. 3-е изд. М.: Высшая школа, 2005. С. 274-288.
  5. Павловская А. И. Греция и Македония в эпоху эллинизма // История Европы с древнейших времен до наших дней. Том 1. Древняя Европа. М.: Наука, 1988. С. 389-412.
  6. Шахермайр Ф. Александр Македонский / Сокр. пер. с немецкого М.Н. Ботвинника и Б. Функа. М.: Наука, 1986. 376 стр.

Информация о работе Александр Македонский. Держава и историческое наследие