Законы и подзаконные акты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:33, контрольная работа

Описание

Одно из важнейших направлений государственной деятельности – законотворчество. Создание законов представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, имеющую своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. Возрастание роли и социальной ценности закона ставит его сегодня в положение важнейшего регулятора общественных отношений, призванного целенаправленно воздействовать на все основные сферы жизни общества. Законотворческую деятельность можно понимать как средство организации общества.

Работа состоит из  1 файл

Правоведение.doc

— 106.00 Кб (Скачать документ)

Министерство транспорта Российской Федерации

(Минтранс России)

 

Федеральное агентство  воздушного транспорта

(Росавиация)

 

ФГБОУ ВПО «Санкт Петербуржский  Университет Гражданской Авиации»

 

 

 

Заочный факультет

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине Правоведение

Тема: 5.Законы и подзаконные  акты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент 1го курса

 Специализация:

Организация Летной Работы

Учебный шифр: 0912.1497

Ашихмин Александр Александрович

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт Петербург 2013

План

Введение

Одно из важнейших направлений  государственной деятельности – законотворчество. Создание законов представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, имеющую своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. Возрастание роли и социальной ценности закона ставит его сегодня в положение важнейшего регулятора общественных отношений, призванного целенаправленно воздействовать на все основные сферы жизни общества. Законотворческую деятельность можно понимать как средство организации общества.

В каждом государстве законотворчество обладает своими особенностями, но везде  оно направлено на создание и совершенствование  единой, внутренне согласованной  и непротиворечивой системы норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные отношения.

Понимание различий между законами и подзаконными актами может быть полезно в плане перспективных оценок дальнейшего правового и политического развития российского общества, поскольку уровень развития законодательства и совершенствования законодательного процесса отражает основные тенденции в структуризации интересов общества.

По своей социальной сути законотворчество выступает как процесс возведения государственной воли в закон, ее оформления в различных юридических  актах, наконец, как процесс придания содержащимся в них правилам поведения - государственным велениям общеобязательного характера. Оно охватывает собой непосредственную деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению или дополнению нормативно-правовых актов.

Вышеизложенное подчеркивает актуальность выбранной темы.

  1. Законы и подзаконные акты

    1.  Понятие, признаки, виды законов

Закон - это обладающий высшей юридической  силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти (органом законодательной власти) или референдумом, выражающим волю народа, и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законы - первичные, основополагающие нормативные акты. Их высшая юридическая  сила состоит в том, что:

- все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им;

- они не нуждаются в каком-либо  утверждении другими органами;

- законы никто не вправе отменить, кроме органа, их издавшего.

Законы принимаются исключительно  органами законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов (п. 4 ст. 76 Конституции РФ). Другие ветви власти не могут законодательствовать: органы исполнительной власти должны заниматься организацией исполнения законов, а органы судебной власти - разрешать правовые конфликты.

В соответствии с п. 1 ст. 104 Конституции  РФ правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федераций, члены Совета Федерации, депутаты Государственной  Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ.

Кроме того, право законодательной  инициативы принадлежит Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему  Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

Законы являются актами высшей юридической  силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы. Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

1) Конституция

2) Федеральные конституционные  законы

3) Федеральные законы

4) Законы субъектов федерации.

Конституция является основным законом  государства. Она представляет собой  акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить  Конституции государства. Особое место  Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами:

- Конституция носит учредительный  характер, т.е. устанавливает основы  регулирования общественных отношений,  основы государственного, общественного  строя. Положения Конституции  находят свое развитие в отраслевом законодательстве.

- Конституция закрепляет иерархию  нормативно-правовых актов, их  соподчиненность, юридическую силу  того или иного акта.

Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами.

К сфере регулирования исключительно  законом, принимаемым на федеральном  уровне, относятся следующие вопросы:

основные права, свободы и обязанности  человека и гражданина, способы их охраны, юридическая ответственность и  иные меры принуждения по отношению к гражданам;

    общие вопросы федеративных  отношений в Российской Федерации;  порядок выборов Президента Российской  Федерации и Государственной  Думы, формирования Совета Федерации,  их правовой статус;

    порядок ратификации  и денонсации международных договоров  Российской Федерации;

    правовые основы экономического, социального и экологического  развития Российской Федерации;

    правовое положение средств  массовой информации; порядок формирования  и расходования федерального бюджета;

    федеральные налоги и  сборы;

    общие вопросы национальной  безопасности;

    порядок введения режима  чрезвычайного  и военного  положения;

    уголовная ответственность  и уголовный процесс, порядок  исполнения уголовных наказаний;

    судоустройство, прокурорский  надзор, адвокатура.

Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные  Конституцией и федеральными конституционными законами.

Федеральные законы подразделяются на две группы:

1) кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);

2) текущее законодательство.

Кодифицированные законодательные  акты обладают преимуществом по сравнению  с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.

Кодифицированные законы или Кодексы действуют в ранге федеральных законов. К ним относятся, например, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Земельный кодекс, Налоговый кодекс и другие. Современные кодексы отличает отраслевая специализация, то есть кодекс есть совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения и расположенных в порядке, отражающем систему данной отрасли права.

Обыкновенный (Федеральный) закон  принимается по любому из вопросов государственно-правового регулирования  вне зависимости от того, упоминает  его Конституция или нет.

В силу того, что Российская Федерация является федеративным государством, на уровне субъектов РФ также могут издаваться законы по предметам ведения, определенным в ст. 72 и 73 Конституции РФ. Законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В случае противоречия между названными законами действует федеральный закон.

Признаки закона:

1) принимается только органом  законодательной власти или референдумом;

2) порядок подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале закон должен  выражать волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической  силой, и все подзаконные акты  должны соответствовать ему и  ни в чем не противоречить;

5) регулирует наиболее  важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и  выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают  ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Классификация законов может проводиться  по различным основаниям:

по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный  закон, федеральный закон, закон  субъектов Федерации);

по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

по предмету правового  регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

по сроку действия (постоянные законы и временные);

по характеру (текущие и чрезвычайные);

по сферам действия (общефедеральные  и региональные);

по содержанию (экономические, бюджетные, социальные и т.п.);

по степени систематизации (обычные  и кодификационные - Гражданский  Кодекс РФ, Уголовный Кодекдс РФ и т.д.);

по значимости содержащихся в них  норм (конституционные и обыкновенные);

по объему регулирования - по кругу лиц - (общие и специальные);  общего действия (это акты, которые действуют на всех лиц, находящихся на территории данного государства, например, Конституция, кодексы РФ и др.);  специального действия (это акты, которые действуют только на отдельные категории субъектов, например, законы о военнослужащих, о беженцах и вынужденных переселенцах, о лицах, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и др.).

Действующие законы образуют систему  законодательства. Высшая юридическая  сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить  закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт.

Содержание закона образует первичные  нормы, которые в отдельных случаях  получают конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

    1. Понятие, виды подзаконных актов

Подзаконные акты — это акты органов  исполнительной власти, издаваемые во исполнение закона, которые базируются на его юридической силе и не могут ему противоречить.

Подзаконные нормативные акты также  являются разновидностью источников российского  права, изданы на основе и во исполнение федеральных конституционных и  федеральных законов. Им присущи определенные признаки:

1) они должны основываться на  законе, при этом обладать меньшей  юридической силой по сравнению  с ним;

2) должны быть изданы компетентным  органом;

3) они регулируют значительный  круг общественных отношений,  при этом направлены на решение текущих задач, число подзаконных актов превышает число законов;

4) служат основанием для правоприменительной  деятельности, но являются преимущественно  инструментом оперативного воздействия  на общественные отношения.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, и базируются на них. Несмотря на то. что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных  актов, расположенные по иерархии.

1. Указы Президента РФ.

Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и  федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8 - 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

В современный период сфера правового  регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы  издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

2. Постановления Правительства  РФ.

Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства  является то, что они могут быть приняты на основании и часто  во исполнение законов РФ, а также  указов Президента РФ.

3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов.

Эти акты, принимаемые на основе и  в соответствии с законами РФ, указами  Президента РФ, постановлениями Правительства  РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Федеральной службы безопасности и т.п.

Информация о работе Законы и подзаконные акты