Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления в Сахалинской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 09:04, реферат

Описание

Одна из главных функций любой конституции состоит в устройстве государственной власти, т.е. в создании определенной системы органов государственной власти. Создание такой системы предопределяет, что органы государственной власти действуют не обособленно друг от друга, а обеспечивают эффективность отправления функций государства, и прежде всего защиту прав человека во взаимодействии.

Работа состоит из  1 файл

Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления в Сахалинской области.docx

— 36.53 Кб (Скачать документ)

Значит, местное  самоуправление в Российской Федерации  – это система организации  и деятельности граждан, представляющая собой совокупность организационных  форм и институтов прямого волеизъявления, а также выборных и других органов  местного самоуправления, посредством  которых обеспечивается самостоятельное  решение населением вопросов местного значения.

Формами прямого  волеизъявления, посредством которых  граждане непосредственно осуществляют местное самоуправление, являются референдум, выборы, собрания (сходы) и др.

Особую роль в реализации местного самоуправления играет непосредственная демократия. Она включает различные формы  непосредственного волеизъявления населения или его групп, проживающих  в границах административно-территориальных  единиц, в которых осуществляется местное самоуправление.

Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований  собственной компетенцией в решении  вопросов местного значения. Их наименования разнообразны, они устанавливаются  уставами муниципальных образований  в соответствии с законами субъектов  РФ с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.

Структура определяется населением самостоятельно. Обычно эти  структуры в основном исходят  из общей схемы федеральных и  региональных органов власти, т.е. предусматривают  представительный орган и независимого главу муниципального образования, но закон допускает и подконтрольность главы представительному органу, и даже его вхождение в этот орган, что отражает прежние, «советские»  традиции.

Конституционный принцип самостоятельности органов  местного самоуправления означает, что  в пределах своей компетенции  они свободны в проявлении инициативы и в выборе решения. Принятое ими решение не требует какого-либо согласования или последующего утверждения государственным органом и тем более не может быть отменено в административном порядке, Но любой орган местного самоуправления действует на своей территории, которая одновременно является территорией субъекта Федерации и самой Федерации. Чтобы избежать столкновения правовых актов и конкретных действий органов власти всех уровней, необходима координация и сотрудничество.

Законодатель  не указывает субъектам РФ, как  должны именоваться образуемые в  них органы, поскольку эти органы образуются в субъектах РФ самостоятельно. Но он дает им ясно понять, что схема  основных органов и их взаимоотношений  должна соответствовать федеральной, т.е. включать органы, аналогичные Президенту, Федеральному Собранию и Правительству на федеральном уровне.

Системный подход к положениям ч. 2 ст. 11 позволяет увидеть и другую ее важную связь, а именно со ст. 10 Конституции РФ, которая закрепляет принцип разделения властей для организации государственной власти «в Российской Федерации». Следовательно, государственная власть в субъектах РФ должна строиться на разделении законодательной, исполнительной и судебной власти, а также на основе самостоятельности их органов.

Чтобы система  органов государственной власти субъектов РФ находилась в единстве с системой органов государственной  власти всей Федерации, она должна отвечать и другим основам конституционного строя, а именно соответствовать  республиканской форме правления, принципам правового, социального  и светского государства. Следовательно, ни один субъект РФ не вправе создавать  систему государственной власти на основе единоличной власти, каких-либо религиозных догматов, монархической  власти и т.п.

На каждом из указанных уровней органы государственной  власти действуют в соответствии со своими полномочиями, водораздел между  которыми позволяет установить ч. 3 ст. 11 Конституции РФ. Эта статья указывает, что разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется двумя путями: Конституцией РФ и договорами об этом (в том числе и Федеративным договором, если, разумеется, его положения не противоречат Конституции РФ). Следовательно, объем собственных полномочий – это и есть мера самостоятельности органов государственной власти субъектов РФ, но в том, что не охватывается «мерой», а, вернее, находится за ее пределами, эти органы находятся в подчиненном положении по отношению к федеральным органам. Такова конструкция единства государственной власти Российской Федерации, закрепленного в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ.

Деятельность  органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) государственная  и территориальная целостность  РФ;

2) распространение  суверенитета Российской Федерации  на всю ее территорию;

3) верховенство  Конституции РФ и федеральных  законов на всей территории  Российской Федерации;

4) единство системы  государственной власти;

5) разделение  государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

6) разграничение  предметов ведения и полномочий  между органами государственной  власти Российской Федерации  и органами государственной власти  субъектов РФ;

7) самостоятельное  осуществление органами государственной  власти субъектов РФ принадлежащих  им полномочий;

8) самостоятельное  осуществление своих полномочий  органами местного самоуправления.

Систему органов  государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной  власти субъекта РФ; иные органы государственной  власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена  должность высшего должностного лица субъекта РФ.

Органы государственной  власти субъектов РФ несут ответственность  за нарушение Конституции РФ, федеральных  конституционных законов и федеральных  законов, а также обеспечивают соответствие Конституции РФ, федеральным конституционным  законам и федеральным законам  принимаемых (принятых) ими конституций  и законов республик, уставов, законов  и иных нормативных правовых актов  краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими  деятельности. В случае принятия нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ несут ответственность.

При решении  вопросов организации государственной  власти подавляющее большинство  субъектов РФ закрепляют в конституциях и уставах принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также  самостоятельность каждой власти в  пределах своей компетенции.

Конституции и  уставы закрепляют в качестве основ  конституционного строя системы  органов государственной власти, в число которых входят президент  республики (глава государства, глава  республики) или губернатор других субъектов РФ (в некоторых республиках  единоличного главы государства  нет), законодательный (представительный) орган (с разными названиями), правительство (кабинет, администрация). В систему  органов государственной власти иногда отдельно включается конституционный  суд. И хотя в целом эта схема  за некоторыми исключениями, повторяет  федеральную, по форме системы органов  власти субъектов РФ все же очень  разнятся. Это объясняется тем, что  субъекты РФ, и особенно республики, стремятся внести в системы органов  власти региональную (национальную) специфику  или просто уйти от однообразия.

Определяя порядок  разграничения предметов ведения  и полномочий органов субъекта РФ и федеральных органов, конституции  и уставы чаще всего прямо исходят  из принципов, установленных Конституцией РФ, иногда при этом упоминая и Федеративный договор. Это в полной мере соответствует  ст. 73 Конституции РФ, согласно которой вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Судебная система  субъекта Федерации образуется без  указания на ее связь с судебной системой РФ.

Конституции и  уставы ряда субъектов РФ закрепляют создание конституционных или уставных судов как своих органов государственной  власти, т.е. вне какой-либо связи  с Конституционным Судом Российской Федерации, что соответствует Конституции  РФ и Федеральному конституционному закону.

Исполнительная  власть в субъектах РФ занимает ведущее  место в системе органов государственной  власти, она наделяется широкими полномочиями и регламентируется более подробно, чем исполнительная власть в Конституции  РФ. И хотя в конституциях и уставах  субъектов РФ главы об этой ветви  власти иногда следуют после глав о законодательной власти, исполнительная власть, неразрывно связанная с полномочиями главы государства, далеко не ограничивается отведенной ей ролью только исполнителя  законов и по своему политическому  весу превосходит законодательную  власть.

Формирование  системы органов исполнительной власти республики, края, области и  других субъектов РФ происходит в  соответствии с конституционными положениями, а также нормативными актами, определяющими  правовой статус республики, края, области  как субъектов РФ, правовой статус и организацию взаимодействия органов  власти. Такими

актами являются конституции, уставы краев и областей, схема управления, законы, а также  положения об отдельных органах  исполнительной власти республик, краев, областей, утверждаемые главой исполнительной власти субъекта РФ.

Как отмечалось, конституционный принцип равноправия  субъектов РФ не исключает разнообразия форм организации государственной  власти. Это особенно характерно для  органов исполнительной власти, организационные  формы которой различаются в  каждом регионе. Рассмотрим основные черты  систем органов исполнительной власти в республиках и других субъектах  РФ.

Федеральные законодательные  принципы. Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта) избирается гражданами, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими  активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании.

Высшим должностным  лицом может быть избран гражданин  Российской Федерации, обладающий пассивным  избирательным правом. Это лицо не может быть одновременно депутатом  законодательного органа, депутатом  представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме  преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Высшее должностное  лицо избирается на срок не более пяти лет и не может избираться на указанную  должность более двух сроков подряд. Наименование должности этого лица устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций.

Высшее должностное  лицо:

представляет  субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов  РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических  связей, при этом вправе подписывать  договоры и соглашения от имени субъекта РФ;

обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем  подписания законов или издания  специальных актов, либо отклоняет  законы, принятые законодательным органом;

формирует высший исполнительный орган государственной  власти в соответствии с законодательством  субъекта РФ;

вправе участвовать  в работе законодательного органа с  правом совещательного голоса.

Органы законодательной  власти субъектов Российской Федерации.

Законодательные (представительные) органы в субъектах  РФ олицетворяют народное представительство  и осуществляют главным образом  законодательные функции. Их положение  в системе органов государственной  власти определяется принципом разделения властей, который закреплен во всех конституциях и уставах. Однако в  вопросах компетенции и особенно во взаимоотношениях с исполнительной властью законодательные (представительные) органы различных субъектов РФ неодинаковы. Различия касаются и форм организации законодательного процесса, процедуры рассмотрения вопросов.

Право законодательной  инициативы в законодательном органе субъекта РФ принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного  органа), представительным органам  местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта РФ право законодательной  инициативы может быть предоставлено  иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим  на территории данного субъекта РФ.

Информация о работе Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления в Сахалинской области