Сущность административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 15:16, контрольная работа

Описание

Цель настоящей работы заключается в рассмотрении сущности административного права как отрасль права, отличие данной отрасли от других отраслей права и взаимодействие с ними, рассмотрении видов источников административного права, определении их сущности, установке и раскрытии существующих между ними связей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятие административного права как самостоятельной отрасли права..5
2. Отличие административного права от смежных отраслей права……….10
3. Источники административного права РФ…………………………………12
4. Задача………………………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………...17
Список использованных источников…………………………………………19

Работа состоит из  1 файл

право.doc

— 96.50 Кб (Скачать документ)

     С рядом норм уголовного права связано  содержание норм административного  права об ответственности за административные правонарушения. Так, КОАП устанавливает административную ответственность должностных лиц, а нормы уголовного законодательства — их уголовную ответственность.

     Отграничение  административного права от иных отраслей, которые, так или иначе  с ним связаны, характеризует его самостоятельное значение. Вместе с тем соотношение административного права со смежными отраслями права свидетельствует об их взаимосвязи в единой системе права.

     От  административного права как  отрасли права необходимо отличать административное законодательство, которое является составным элементом законодательства России. Если административное право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления, то под административным законодательством понимается система правовых актов, в которых эти нормы находят свое внешнее проявление.

     Особенности административного права (своеобразие  административно-правового метода регулирования) обусловлены спецификой государственного управления как юридически властной деятельности, которая осуществляется исполнительными и иными государственными органами.

     Как было отмечено выше, административное право регулирует все управленческие отношения, за исключением закрепленных в других отраслях права. Так, управленческую деятельность администраций предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, управленческие отношения, связанные с финансами, - финансовое право и т.д. [3, с.14].

     Таким образом, в юридической науке  принято считать, что отрасли права отличаются друг от друга предметом и методом правого регулирования, поэтому административное право отличается от смежных отраслей права в первую очередь по предмету, методу и функциям, а также частное право основано на принципе равенства участвующих в отношении субъектов. Административное право – это всегда отношения двух субъектов, один из которых обладает властными полномочиями.Многие отрасли права, в настоящее время признаваемые самостоятельными, ранее выделялись лишь в качестве подотраслей административного права; после того как их предмет был полностью сформирован, произошло выделение подотраслей административного права в самостоятельные отрасли российской системы права: земельное, аграрное, экологическое и т. д.  
 
 
 
 

      

  1. Источники административного права РФ
 
 

     К источникам административного права  относятся те нормативно-правовые акты органов государственной власти и государственного управления, которые содержат нормы административного права, например, Кодекс об административных правонарушениях или Положение о конкретном ведомстве. В последнем определяется компетенция данного органа по руководству отраслью. К источникам административного права не относят правовые акты ненормативного характера. Обширность, многообразие отношений предмета административно-правового регулирования влекут за собой большое число нормативных актов.

     Вследствие  этого является полезной их классификация, в особенности по признакам правовых свойств, а также форм правовых нормативных  актов.

     Правовые  свойства нормативных правовых актов, как известно, неодинаковы. Различаются акты с высшими юридическими свойствами (законы), подзаконные акты – нормативно-правовые акты самой различной субординации (акты управления), конкретизирующие законы др.

     Различают как чисто административные правовые источники, так и “смешанные” - многоотраслевые, в которых одновременно присутствуют нормы различных отраслей права (например, административного и гражданского, административного и уголовного и т.п.).

     В законодательном массиве административного  права следует выделять:

      - общеправовые законодательные  акты (прежде всего, Конституцию  России), отраслевые законодательные  акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП  РФ, ФЗ о системе государственной  службы и т.п.);

     - законодательные акты, относящиеся  к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.);

     - международные акты, действующие  в данной сфере правоотношений. Система источников административного права выглядит следующим образом.

     На федеральном уровне:

     а) Конституция РФ;

     б) общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ;

       в) постановления Конституционного  Суда РФ;

     г) федеральные конституционные законы;

     д) федеральные законы, включая законы РФ и РСФСР, кодексы РФ и основы законодательства РФ;

       е) нормативные указы Президента  РФ;

       ж) нормативные акты палат Федерального  Собрания РФ;

       з) нормативные постановления  Правительства РФ;

     и) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009 в ред. от 07.07.2006 г. «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» они издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений; издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается);

       к) нормативные акты некоторых  федеральных государственных органов  с особым статусом (например, Центральный банк РФ).

     На  региональном уровне:

     а) конституции (уставы) субъектов РФ;

     б) постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ;

       в) законы субъектов РФ;

     г) нормативные акты высших должностных  лиц субъектов РФ;

     д) нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной  власти субъектов РФ;

     е) нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной  власти субъектов РФ;

     ж) нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции;

     На  муниципальном (местном) уровне:

     а) уставы муниципальных образований;

     б) нормативные акты представительных органов муниципального образования;

     в) нормативные акты главы муниципального образования;

       г) нормативные акты местной  администрации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Задача.

      Калинин умер в то время, когда его супругой был предъявлен иск о расторжении  брака, однако дело судом рассмотрено  еще не было. Имеет ли супруга право на наследство?

     Решение: Отношения по наследованию  регулируются Гражданским кодексом РФ. В соответствии со ст. ст.1032.1056,1057-1063 ГК РФ, когда завещание отсутствует, имеет место наследование по закону, и наследники призываются к наследованию в порядке очередности, установленной ГК РФ. К числу наследников по закону относится супруга умершего Калинина. Так как дело не было рассмотрено в суде, то фактически они оставались мужем и женой. В соответствии со статьей 1142 п.1. ГК РФ наследниками первой очереди являются дети, супруг и родители. Таким образом, в соответствии со статьей 1150 ГК РФ: “Принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом”.

     Таким образом, супруга умершего Калинина имеет право на наследство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В заключении следует отметить, что  административное право - частица нашего общества. Все здесь взаимосвязано и постоянно взаимодействует. Спектр деятельности административного права очень широк, поэтому и его роль и значение для регулирования общественных отношений тоже велико.

     Административное  право - есть совокупность норм, регулирующих государственную деятельность в  области внутреннего управления и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между  властью и гражданами, а источники  административного права – это та самая основа, на которой все эти отношения строятся и развиваются.

     Источники административного права — это  внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются  в виду юридические акты различных  государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера). Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство.

     И как обобщение ко всему изложенному  в данной контрольной работе, хочется перечислить основные источники административного права. В первую очередь, главным источником являются законы, обладающие наивысшей юридической силой и обобщенно регулирующие наиболее значимые административно - правовые отношения. Указы Президента Российской Федерации, касающиеся вопросов организации государственного управления и других вопросов, отнесенных к предмету административного права. Решения местных представительных органов по вопросам местного управления, охраны порядка и другим, отнесенным к компетенции этих органов и прописанных законодательством. Акты управления составляют следующую весьма значительную группу источников административного права. Акты управления нормативного характера, в соответствии с принципом Конституции РФ (статья 55), могут распространяться на подчиненные органу предприятия и учреждения, и ни в коем случае не должны затрагивать прав граждан и их обязанностей. В Конституции РФ (статья 56) предусмотрен единственный случай, когда права и обязанности граждан могут устанавливаться органами управления (установление чрезвычайного положения).

 

     

   Список  использованных источников 

     Основная  литература:

  1. Зенин И.А. Правоведение: Учебно-методический комплекс. – 12-е изд. перераб. и доп. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 322 с.
  2. Малько А.В. Правоведение: учебник. – М.: КНОРУС, 2008. – 400 c.
  3. Рябцев Л.М. Административное право : Учбник / Л.М. Рябцев [и др.]; под общ.ред. Л.М. Рябцева. – Минск: Амалфея, 2011.-320с.
  4. Яковлев А.И. Основы правоведения. – 7-е изд.. – М.: Издательский центр "Академия". 2008. – 336 с.
  5. http: // www.consultant.ru;

    5  http: // www.pravo.by - законодательство РБ;

  1. http: // ncpi.gov.by - эталонный банк данных правовой информации;
  2. http: // www.allpravo.ru - законодательство РФ;
  3. http: // www.rusjur.ru - нормативные акты законодательства РФ.
  4. http://www.gkodeks.ru Гражданский кодекс: полный текст с последними изменениями.

Информация о работе Сущность административного права