Статус юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 20:46, курсовая работа

Описание

Целью исследования является рассмотрение коммерческих организаций, их деятельности, а также особенности их правового статуса при осуществлении ими прав и обязанностей.
Постановка цели определила возникновение задач, решение которых и составило содержание данной работы:
1. Определение понятия, признаков и особенностей юридического лица – коммерческой организации;
2. Рассмотрение отдельных видов коммерческих организаций;
3. Изучение процедур регистрации коммерческих организаций;
4. Рассмотрение оснований создания, реорганизации и прекращения деятельности коммерческих организаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО - ПРАВОВОГО СТАТУСА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ – КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………5
1.1 Понятие и признаки юридического лица………………………………5
1.2 Понятие и виды коммерческих организаций………………………….7
ГЛАВА II. АДМИНИСТРАТИВНО – ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ……………………………………………………………….15
2.1 Создание коммерческих организаций. Административные органы
осуществляющие регистрацию……………………………………………15
2.2 Реорганизация коммерческих организаций…………………………..22
2.3 Ликвидация коммерческих организаций……………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по административному праву.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

Вкладом в уставный капитал коммерческой организации  могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

2. Ограничение  имущественного риска учредителя  обособленным в целях создания  коммерческой организации имуществом  имеет особенно важное значение  в сфере предпринимательства,  так как освобождает учредителя от ответственности по обязательствам коммерческой организации. Учредители коммерческой организации несут лишь риск убытков, связанных с деятельностью коммерческой организации, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (например, п. 1 ст. 87 ГК). Коммерческие организации сами отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (ст. 56 ГК). Исключения из названного правила могут быть предусмотрены ГК либо учредителем в учредительных документах коммерческой организации. Так, Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества ( п. 5 ст. 115 ГК).

Обращает на себя внимание также правило п. 3 ст. 56 ГК: если несостоятельность (банкротство) коммерческой организации вызвана учредителями или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этой коммерческой организации указания либо иным образом имеют возможность определять ее действия, на таких лиц в случае  
 

недостаточности имущества коммерческой организации  может быть возложена субсидиарная ответственность по ее обязательствам7.

Приведенные и  другие исключительные правила не противоречат принципу самостоятельной имущественной  ответственности коммерческой организации, так как ответственность иных лиц по долгам коммерческой организации является лишь дополнительной (субсидиарной) к ответственности самой коммерческой организации.

3. Организация  управления обособленным имуществом  учредителя при создании им  коммерческой организации осуществляется  через органы управления коммерческой организации (единоличные и коллегиальные), ее структурные подразделения, в частности филиалы и представительства. Коммерческая организация приобретает права и принимает на себя обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. В определенных случаях, как уже отмечалось, коммерческая организация может приобретать права и принимать на себя обязанности через других лиц: коммерческих представителей ( ст.184 ГК), участников  (п.2 ст. 53 ГК).   

Порядок назначения или избрания органов управления коммерческой организации определяется законом и учредительными документами. Так, наиболее простая организация  управления характерна для государственных  и муниципальных унитарных предприятий. Здесь органом управления является единоличный руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным им органом и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК). Наиболее сложная организация управления характерна для акционерных обществ (ст. 103 ГК). Здесь создается многозвенная система органов управления  ( общее собрание акционеров, совет директоров, исполнительный орган) и контроля ( ревизионная комиссия), определенным образом и весьма строго распределяется между ними компетенция, что в конечном счете не только обеспечивает эффективную эксплуатацию имущества, но и гарантирует права акционеров и других кредиторов акционерного общества.

Организационную структуру коммерческих организаций  составляют их подразделения. Иногда это  имущественно и организационно обособленные  

подразделения – филиалы и представительства. Последние отличаются тем, что расположены  вне места нахождения коммерческой организации и осуществляют все  его функции или их часть (филиалы) либо представляют интересы коммерческой организации и осуществляют их защиту (представительства). Представительства и филиалы, а также другие подразделения коммерческой организации не являются юридическими лицами. Они действуют на основании утвержденных коммерческой организацией положений. Их руководители назначаются коммерческой организацией и действуют на основании доверенности коммерческой организации. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшей их коммерческой организации (ст. 55 ГК).

4. Коммерческие  организации создаются ради выступления в обороте от собственного имени независимо от учредителей. Обладая обособленным имуществом, организационной структурой для управления этим имуществом, коммерческая организация через свои органы управления или представителей участвует в рыночных отношениях, от своего имени приобретает и осуществляет права  и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. Органы коммерческой организации, ее филиалы и представительства, другие представители действуют от имени коммерческой организации.

Выступление в  экономическом обороте от своего имени, помимо прочего, обеспечивается индивидуализацией коммерческой организации  и ее товара. Во-первых, коммерческая организация имеет свое фирменное  наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму, а в предусмотренных законом случаях также на характер деятельности коммерческой организации. Фирменное наименование коммерческой организации указывается в ее учредительных документах и подлежит государственной регистрации одновременно с государственной регистрацией самой коммерческой организации. Использование фирменного наименования является исключительным правом коммерческой организации – правообладателя (ст. 54 ГК). Во-вторых, помимо фирменного наименования, индивидуализация коммерческой организации производится путем определения ее места нахождения. Место нахождения коммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации (ст. 54 ГК). Конкретный адрес коммерческой организации указывается в ее  

учредительных документах и привязан к месту нахождения ее постоянно действующего органа. В-третьих, индивидуализируется товар коммерческой организации. Это происходит путем использования производственной марки, товарного знака, знака обслуживания или наименования места происхождения товара.

Каков же порядок  учреждения коммерческой организации? Общий порядок учреждения коммерческой организации состоит в следующем. Коммерческая организация учреждается  по решению собственника (собственников) имущества или уполномоченного  им органа. В зависимости от избранной организационно-правовой формы коммерческой организации ее

учредительными  документами являются учредительный  договор, учредительный договор  и устав либо только устав (п. 1 ст. 52 ГК). В соответствующих учредительных  документах с учетом требований законодательства определяются правовой статус той или иной коммерческой организации и другие интересы учредителей в связи с созданием коммерческой организации. 

К коммерческим организациям, которые действуют  исключительно на основании учредительного договора, относятся полные товарищества и товарищества на вере. Общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью действуют на основе учредительного договора и устава. Исключение составляют хозяйственные общества, создаваемые одним учредителем. В этом случае учредительный договор не заключается, учредитель утверждает лишь устав. Остальные коммерческие организации ( акционерные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) действуют только на основании устава. В учредительных документах коммерческой организации определяется фирменное наименование коммерческой организации, место ее нахождения, порядок управления деятельностью коммерческой организации, а также содержатся другие сведения, предусмотренные специальными нормами ГК или специальными законами для коммерческих организаций соответствующего вида8. В  

учредительном договоре учредители фиксируют свою волю на создание коммерческой организации, определяют порядок совместной деятельности по ее созданию, условия передачи ей части своего имущества и участия в ее деятельности. В договоре определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью коммерческой организации, выхода участников из ее состава. Устав коммерческой организации определяет индивидуально-правовой статус коммерческой организации. В уставе в соответствии с общедозволительным началом правового регулирования может быть отражено все, что не противоречит действующему законодательству, но в соответствии с обязывающим началом правового регулирования в уставе должны быть определены сведения, предусмотренные п. 2 ст. 52 ГК, а также другие сведения, предусмотренные законом для коммерческих организаций соответствующего вида.

Коммерческая  организация считается созданной  и приобретает статус юридического лица со дня ее государственной регистрации (п.2 ст. 51 ГК). С этого момента возникает  правоспособность коммерческой организации, т. е. способность иметь гражданские права и нести обязанности. Коммерческая организация может быть ограничена в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано коммерческой организацией в суд. Разумеется, правоспособность коммерческой организации может быть ограничена не только законом, но и по воле учредителя (учредителей), имеющего возможность определить цели деятельности коммерческой организации в ее учредительных документах, что следует из п. 1 ст. 49 ГК.

     Государственная  регистрация фирм  

Государственная регистрация фирм - акт уполномоченного  федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о создании организации, и иных сведений о юридических лицах в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания. Организация считается созданной со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. 

Регистрация фирм осуществляется в соответствии с  Федеральным законом «О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей».

Государственная регистрация фирм осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". В городе Москва государственную регистрацию коммерческих организаций осуществляет Межрайонная Инспекция ФНС России № 46 по г. Москве.

За государственную  регистрацию фирмы уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах  и сборах. Размер государственной  пошлины составляет 2000 рублей.

Государственная регистрация фирмы осуществляется в срок не более чем пять рабочих  дней со дня представления документов в регистрирующий орган9.

Государственная регистрация фирмы осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно  или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при  его пересылке и описью вложения. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в  

соответствии  с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего  личность документа и идентификационный  номер налогоплательщика (при его  наличии).

При государственной  регистрации фирмы заявителями  могут являться следующие физические лица:

  • руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемой фирмы лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этой фирмы;
  • учредитель (учредители) организации при её создании;
  • руководитель организации, выступающего учредителем регистрируемой организации;
  • конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации организации;
  • иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Датой представления  документов при осуществлении государственной  регистрации является день их получения  регистрирующим органом. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.     

2.2 Реорганизация коммерческих  организаций

Информация о работе Статус юридического лица