Система административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:28, реферат

Описание

Цель написания реферата- это раскрыть понятие системы административного права
Задачи:
1. Дать понятие административного права.
2. Указать источники административного права
3. Проанализировать систему административного права

Содержание

Введение 3
Глава 1. Административное право как отрасль права 5
1.1. Понятие административного права 5
1.2. Предмет административного права 6
1.3. Источники административного права 10
Глава 2. Система административного права 17
Заключение 24
Список литературы 25

Работа состоит из  1 файл

система административного права.docx

— 101.37 Кб (Скачать документ)

      Следовательно, предметом административного  права являются отношения, возникающие  в процессе образования и деятельности  органов исполнительной власти, а также отношения между нею  и иными субъектами административного  права. 

    Можно определить следующие основные цели административно-правового регулирования: 1) создание условий для эффективной  деятельности исполнительной власти как  важного инструмента обеспечения  потребностей граждан, общества, государства; 2) обеспечение демократической правовой организации исполнительной власти; 3) создание в сфере управления условий  для реализации гражданами и их объединениями  предоставленных им прав и свобод; 4) обеспечение защиты граждан и  общества от административного произвола, злоупотреблений, некомпетентности и  т.п. служащих государственного аппарата.

    В зависимости от конкретных условий  возникновения управленческих отношений  можно также выделить внутренние и внешние функции административно-правового  регулирования:

    а) внутренние или внутрисистемные - это  отношения, связанные с формированием  управленческих структур, определением способов взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением обязанностей, прав и ответственности  между работниками аппарата управления и т.п. Сторонами в этих отношениях выступают соподчиненные исполнительные органы, а также должностные лица;

    б) внешние отношения - это отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему  исполнительной власти - на граждан, общественные отношения, коммерческие структуры, в  том числе - частные, и т.п.

      Наука административного права  различает, таким образом, индивидуальных  и коллективных субъектов права,  речь о которых пойдет ниже.

    В рамках своего предмета административное право создает определенный правовой режим организации и деятельности субъектов исполнительной власти (в  соответствии с их конституционным  назначением), а также поведения  всех иных участников регулируемых управленческих отношений. В этом заключается основное проявление служебной роли данной отрасли  российского права, ее регулятивная функция. Ей сопутствует и другая функция - правоохранительная (юрисдикционная), обеспечивающая как соблюдение установленного правового режима, так и защиту законных прав и интересов сторон в рамках регулируемых управленческих отношений.

    1. Источники административного  права

    Юридические нормы нуждаются во внешних формах своего выражения. Они должны быть оформлены  так, чтобы с ними могли познакомиться  люди, которым они адресованы. Нормы  права включаются как пункты, параграфы  в акты государственных органов. Такие акты, если они содержат правовые нормы, являются источниками права, внешними причинами его выражения.

    Источниками административного права являются  акты государственных органов, в  которых содержатся административно - правовые нормы.

    Важнейшей особенностью отрасли являются разнообразие и множество источников юридических  норм. Это детерминировано предметом  отрасли: разнообразием и большим  числом управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью исполнительной власти.

    Для правовой регламентации управления нужно большое число законов  и еще большее число конкретизирующих их подзаконов, нормативных актов.

    Существует  значительное число чисто административно - правовых источников. Но много “  смешанных” многоотраслевых, в которых  одновременно могут быть нормы разных отраслей права ( например, административного и уголовного).

    В зависимости от того, кем приняты  акты, содержащие нормы, а значит, и  по их юридической силе все источники  административного права нужно  разделить на несколько типов:

    I. Акты Советов народных депутатов;

-Законы ( Конституция РФ и Конституции республик, входящих в РФ, Основы законодательства, Законы, кодексы);

-Решения краевых,  областных, окружных, районных, городских и т.д.;

    II.  Акты государственной администрации;

-Указы, распоряжения Президента;

-Постановления, распоряжения Совета министров;

-Приказы, постановления министров, государственных комитетов и других ведомств;

-Постановления, распоряжения глав администраций;

-Приказы, постановления иных органов управления;

-Приказы руководителей государственных предприятий, учреждений.

    К этому классу нормативных актов  относятся также акты органов  исполнительной власти республик, входящих в РФ ( Президента, правительства, министерства и других органов республики).

    III. Союзные акты ( акты органов бывшего СССР). Существование третьего типа источников связано с тем, что вплоть да начала 1992 года  в числе источников административного права преобладали акты высших и центральных органов СССР. После распада СССР эти акты продолжают действовать на территории РФ при двух условиях:

  1. если еще не приняты соответствующие нормативные акты РФ.
  2. если они не противоречат российскому законодательству.

    IV. Международные акты. В соответствии с Конституцией РФ “ общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РФ и непосредственно порождают права и обязанности граждан РФ”. Международными актами, например, регулируются некоторые вопросы безвизового пересечения границ, таможенного контроля, дорожного движения.5

    Единого административного кодекса нет  и его невозможно создать.

    Во - первых, потому, что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которого требует правовое регулирование управления.

    Во - вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию правотворчества, лишение  органов исполнительной власти в  центре и на местах возможности регулирования  общественных отношений.

    В чем же заключается основная доминирующая роль источников права в формах выражения  административного права.

    Под источниками административного  права понимают различные формы  его выражения, в которых норма  административного права понимается как различные формы его выражения, в которых норма административного права проявляет все властно - регулирующие воздействия на общественные отношения.6

    Закрепление и утверждение источников права  происходит с помощью форм управленческой деятельности.

    Формы управленческой деятельности есть высшее практическое выражение конкретных действий, совершаемых органами государственного управления на основании источников административного права.

    Различные формы управленческой деятельности выражают, по существу, ее содержание, дают представление о том, как  практически решаются управленческие задачи, выполняются функции управления, т.е. как осуществляется сама управленческая деятельность.

    Так как органы государственного управления осуществляют свои функции непосредственно  от имени государства, формы их деятельности регламентируются правом. Административно - правовые нормы, которыми определяется правовое положение данного органа,  практически определяют все формы  его деятельности. Тем самым все  эти формы подчиняются интересам  и целям исполнительно - распорядительной деятельности.

    Конкретные  действия органов управления ( должностных лиц) разнообразны. В определенных случаях они влекут определенные юридические последствия. Это имеет место при установлении обязательных правил поведения, осуществления властно - распорядительных полномочий, административной юрисдикции ( например, положение административных взысканий) и т.п.

    Такого  рода действия всегда нуждаются в  юридическом высшем выражении, т.е.  в правовой форме. Другие действия органов  управления не нуждаются в такой  форме, являются организационными и  соответственно облекаются в неправовые формы. Их нередко называют организационными формами управленческой деятельности.

    Для правовых форм управленческой деятельности характерно то, что они всегда регламентируются правом (например, порядок издания юридических актов управления).

    Они могут влечь за собой возникновение  конкретных административно - правовых отношений (например, издание индивидуального акта управления).  Для неправовых форм административно - правовые нормы устанавливают лишь общую процедуру их совершения (например, порядок созыва и проведения различного рода конференций и совещаний).

    Неправовые  формы непосредственно не выступают  в роли юридического объекта, влекущего  за собой возникновение административно - правовых отношений.

    Издание правовых актов - специфическая форма  исполнительно - распорядительной деятельности, поскольку ее назначение - исполнение законов, а также решений Советов.

    В силу того, что закон содержит общие  нормы  и правила поведения, он не  в состоянии охранить все  стороны общественной жизни, заранее  урегулировать общественные отношения  с исчерпывающей полнотой. Поэтому  возникает необходимость в конкретизации  и детализации этих общих норм на стадии их исполнения.  Такого рода полномочия в соответствующем объеме представляются органами государственного управления. Осуществляемая ими по этому направлению деятельность характеризуется, как административное правотворчество, т.е. издание нормативных  актов на основе  и во исполнение законов. В некоторых случаях  в его содержание входит регулирование  управленческих общественных отношений, не урегулированных общими нормами  права.

    Издание ненормативных актов - основная юридическая  форма исполнительно - распорядительной деятельности. Ее сущность состоит  в том, что органы государственного управления в пределах своей компетенции  самостоятельно решают  с помощью  юридических средств конкретные дела, возникающих в последствие  юридической практики. Это - административное распорядительство, т.е. применение к конкрентным обстоятельствам прямых велений закона и других норм Российского права, прежде всего административного права. В этих целях издаются индивидуальные юридические акты.

    Административное  право охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной  и общественной жизни, что предопределяется многообразием практического проявления действующего в РФ механизма исполнительной власти.

    На  содержание административного права  существенное влияние оказывают  те процессы, которые происходят сейчас в России, прежде всего в экономической  области, что неизбежно сказывается  и на характере административно - правового регулирования.

    Однако, как очень четко отметил Г. Брэбан,  нет таких секторов общественной жизни, которые выпадали бы целиком из - под сферы “ административного правового контроля”. И ваше “ административное право есть право живое, глубоко укоренившееся в обществе, вошедшее в быт и сознание современного человека”.7

    Служебная роль административного права - “  юридического спутника” исполнительной власти - сохраняется в период реформации государственных институтов. И не сокращается, а наоборот, в так называемый переходный период массив подзаконных административно - правовых норм имел тенденцию к своему расширению. С большой долей достоверности можно утверждать: в условиях различия рыночных отношений соответствующим способом меняются формы и методы осуществления исполнительной власти. Такого рода изменения затрагивают прежде всего содержание административного права, не лишая его роли одного из необходимых и в новых условиях юридических регуляторов общественных отношений. В качестве такого рода процессов можно назвать, например, сокращение масштабности административно - правового регулирования, отнесенного к совместному ведению РФ и субъектов федерации; существенное возрастание роли региональных регуляторов; увеличение значимости норм - программ и рекомендательных норм, равно как и административно - правовых дозволений; “ выход” на всех уровнях государственной организации и т.п.

Информация о работе Система административного права