Шпаргалка по "Жилищному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:38, шпаргалка

Описание

ЖП-совокупность правовых норм, регулирующих отношения по использованию жилищного фонда. ЖП не является самостоятельной отраслью права и совпадает с понятием «жилищное законодательство». Основа ЖП – нормы гражданского (имущественные отношения найма и аренды жилых помещений (Ж/П), административного (организация охраны жилого фонда) и семейного права (права членов семьи собственников жилья).

Работа состоит из  1 файл

Ответы на ЖП.docx

— 86.44 Кб (Скачать документ)

Ответы на ЖП

  1. Понятие жилищного права, его предмет и метод. Место жилищного права в системе права.

 

ЖП-совокупность правовых норм, регулирующих отношения по использованию жилищного фонда. ЖП не является самостоятельной отраслью права и совпадает с понятием «жилищное законодательство». Основа ЖП – нормы гражданского (имущественные отношения найма и аренды жилых помещений (Ж/П), административного (организация охраны жилого фонда) и семейного права (права членов семьи собственников жилья).

Предметом регулирования любой науки являются те отношения, которые входят в состав её изучения. Вот и предметом ЖП являются те общественные отношения, которые связаны с жилищными вопросами, и направлены на возникновение, изменение и прекращение жилищных прав и обязанностей, а также гр. ПО,

Методом называется специфический для данной отрасли права способ (прием) правового регулирования. Метод ЖП – комплекс способов правового регулирования жилищных ПО в ЖП, вообще. В действительности, метод ЖП не конкретизирован, т. к. заимствуется из других отраслей права.

  1. Принципы жилищного права.

 

Система базовых идей, принципов, на основе которых строится подотрасль жилищного права:

1) неприкосновенность жилища. Этот принцип установлен в Конституции РФ и получил свое развитие в ст. 3 ЖК РФ. Он означает, что никто не может вторгаться в жилище без разрешения на то его владельца. Однако данный принцип ограничивается законодательно, например при проведении отдельных следственных действий;

2) недопустимость произвольного  лишения жилья. Этот принцип  означает, что закон жестко закрепляет  все случаи, когда гражданин может  быть выселен из жилого помещения,  и выселение по иным, кроме  законных, основаниям не допускается;

3) свобода выбора места жительства. Этот принцип заключается в  том, что любое лицо может  свободно проживать в любом  месте на территории РФ;

4) доступность жилого фонда.  Суть данного принципа — декларация  того, что каждый гражданин может  получить в пользование жилое  помещение;

5) целевое использование жилого  фонда. В соответствии со ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено  для проживания граждан. Использование  жилого помещения для осуществления  профессиональной или индивидуально$  предпринимательской деятельности  допускается, если это не нарушает  прав и интересов других граждан.  Так, в жилых помещениях недопустимо  размещать промышленные производства.

 

  1. Источники жилищного права (понятие, виды).

 

Источники жилищного права - это нормативные акты, изданные органами государственной и муниципальной власти Российской Федерации и содержащие правовые нормы, регулирующие жилищные правоотношения.

Источники жилищного права можно  подразделить на две большие группы:       

- законы Российской Федерации  и принятые в соответствии  с ними нормативные правовые  акты;      

- законы и другие нормативные  акты, принятые субъектами Федерации.       

 Охарактеризуем основные источники  жилищного права.      

1) Конституция России является  правовой основой жилищного законодательства: нормы, содержащиеся в Основном  законе страны, определяют содержание  других нормативных актов, регулирующих  жилищные правоотношения. Конституция  относит жилищное законодательство  к совместному ведению Федерации  и ее субъектов (п. "к" ч. 1 ст. 72), в отличие от гражданского законодательства, которое относится к исключительному ведению Российской Федерации*(15).      

2) Жилищный кодекс России от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ, вступивший в силу с 1 марта 2005 г. (опубликован в "Российской газете" 12 января 2005 г. N 1), знаменует собой новую эпоху в развитии жилищных отношений в нашей стране*(16).      

3) Согласно Закону РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", государственные и муниципальные органы могут бесплатно передавать в собственность граждан по их просьбе занимаемые ими жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Этот Закон содержит правила приватизации жилищного фонда России и является правовым основанием для изменения формы собственности па конкретное жилое помещение у конкретного лица.      

4) Градостроительный кодекс Российской  Федерации определяет систему  законодательства о градостроительстве, регулирует вопросы обеспечения  права граждан на благоприятную  среду жизнедеятельности, на выбор  места жительства в пределах  России при осуществлении градостроительной  деятельности, на соблюдение требований  охраны окружающей природной  среды, экологической безопасности  и санитарных правил. Градостроительный  кодекс регулирует также вопросы  застройки территорий городских  и сельских поселений, устанавливает  государственные градостроительные  нормативы и правила, контроль  над градостроительной деятельностью,  ответственность за нарушение  законодательства России о градостроительстве.       

5) Закон РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", будучи административно-правовым актом, является и источником гражданского права, поскольку обязывает граждан регистрироваться по месту проживания и ограничивает возможность их пребывания на некоторых территориях страны.      

6) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и принятая на основании этого Закона и в соответствии с ним Инструкция о порядке государственной регистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения*(17).      

7) Важнейшим источником жилищного  права является Гражданский кодекс, в частности, глава 35 "Наем жилого помещения" (ст. 671-688 ГК РФ).      

8) Кодекс об административных  правонарушениях (КоАП РФ) содержит  нормы об ответственности за  административные правонарушения  в области охраны собственности,  в частности, за нарушение правил  пользования этими помещениями,  содержания и ремонта жилых  домов или помещений, нормативов  обеспечения населения коммунальными  услугами (ст. 7.21-7.23 КоАП РФ).      

9) Земельный кодекс России от 25 октября 2001 г.*(18) (ЗК РФ) регулирует правовое положение, в частности, земель поселений, т.е. земель, используемых и предназначенных для застройки и развития городских и сельских поселений. В статье 83 ЗК РФ специально указывается, что правила землепользования и застройки городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются и изменяются законами этих субъектов.      

 Земельный кодекс устанавливает  институт зонирования территорий, который предусматривает, в частности,  установление жилой территориальной  зоны в составе земель поселений  (ч. 1 ст. 85). Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой, малоэтажной смешанной и многоэтажной смешанной жилой застройки, а также для иных видов застройки согласно градостроительным регламентам (ч. 5 ст. 85 ЗК РФ).      

 Законодательную деятельность  субъекты Федерации ведут путем  принятия отдельных нормативных  актов, например:      

- Положения о порядке и условиях  передачи государственного и  муниципального жилищных фондов  в собственность граждан в  г. Москве (утверждено постановлением Правительства г. Москвы от 27 августа 1991 г.);      

- решения "О приватизации  жилищных помещений", принятого  Санкт-Петербургским городским Советом  народных депутатов 27 октября  1992 г.;      

- решения от 24 мая 1993 г. "Об условиях и порядке приватизации жилья в городе Санкт-Петербурге".      

 Многочисленность и разнообразие  подобных актов затрудняют решение  конкретных жилищных вопросов*(19).       

 К числу источников жилищного  права следует относить и постановления  пленумов Верховных Судов СССР  и Российской Федерации.      

 Особое место в жилищном  законодательстве стали занимать  международно-правовые акты после  того, как Конституция определила, что общепризнанные принципы  и нормы международного права  и международные договоры Российской  Федерации являются составной  частью правовой системы России (ч. 4 ст. 15). В Конституцию вошли нормы о жилищных правах, заимствованные из Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.*(20)      

 Конституционные нормы о  жилищных правах, в свою очередь,  стали основой для разработки  других нормативных актов по  жилищному праву.

 

  1. Действие жилищного законодательства в пространстве, времени и по кругу лиц

Новшество ЖК РФ заключается в том, что в ст. 6 определены пределы действия жилищного законодательства во времени. Общепринятым правилом считается то, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения их в действие (принцип немедленного действия закона). Наличие у нормативного правового акта обратной силы означает возможность его применения к отношениям, возникшим до вступления этого акта в силу (введения в действие). Как правило, правовые акты, образующие российскую правовую систему, не обладают обратной силой. Данные правила обязательны для определения пределов действия во времени не только федеральных законов, актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Они являются едиными и для актов жилищного законодательства, принятых в установленном порядке субъектами РФ и органами местного самоуправления. 
Также установленные нормы актуальны и для жилищных отношений, носящих длительный характер. К жилищным отношениям, возникшим до введения в действие нового акта жилищного законодательства, применимы нормативные правовые акты, ранее регулировавшие эти отношения. В случаях когда в рамках существующих жилищных правоотношений у их субъектов после введения в действие нового нормативного акта возникают определенные права и обязанности, эти права и обязанности осуществляются по правилам, предусмотренным новым законодательным актом. 
Если дата вступления нормативного правового акта в силу не указана в нем самом или в акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида, то применительно к федеральным конституционным законам, федеральным законам, а также актам Президента РФ, Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти: 
0   федеральные и федеральные конституционные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими указанными законами не определен иной порядок их вступления в силу; 0   нормативные акты Президента РФ, акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Официальным опубликованием федеральных конституционных законов, федеральных законов считается первая публикация их полных текстов в «Парламентской газете», «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. 
Определяя действия закона в пространстве, следует руководствоваться следующим принципом. Действие жилищного законодательства распространяется на всю территорию Российской Федерации (федеральное законодательство) или территорию субъекта РФ (жилищное законодательства субъекта РФ). 
Действие закона также может быть ограничено и по кругу лиц, что означает его ограниченное действие только в отношении отдельных категорий граждан: военнослужащих, «чернобыльцев», инвалидов, беженцев, вынужденных переселенцев и т.д., которым соответствующими законодательными и иными нормативными правовым актами предусматриваются различные виды социальных гарантий в форме разного рода льгот и компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг. 
К категории лица, имеющего право на льготы, принадлежат инвалиды и участники ВОВ, а также приравненные к ним лица; участники афганской войны — воины-интернационалисты; военнослужащие, уволенные в запас или отставку; инвалиды первой и второй групп (за исключением лиц, ставших инвалидами в результате совершенного ими преступления); и многие другие категории граждан и лиц, нуждающиеся в особой социальной защите со стороны органов государственной власти и местных исполнительных органов.

 

5. Правомочия Российской  Федерации, субъектов Российской  Федерации и органов местного  самоуправления в области жилищных  отношений

1. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:

1) учет муниципального жилищного  фонда;

2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена  семьи, и стоимости имущества,  находящегося в собственности  членов семьи и подлежащего  налогообложению, в целях признания  граждан малоимущими и предоставления  им по договорам социального  найма жилых помещений муниципального  жилищного фонда;

3) ведение в установленном порядке  учета граждан в качестве нуждающихся  в жилых помещениях, предоставляемых  по договорам социального найма;

4) определение порядка предоставления  жилых помещений муниципального  специализированного жилищного  фонда;

5) предоставление в установленном  порядке малоимущим гражданам  по договорам социального найма  жилых помещений муниципального  жилищного фонда;

6) принятие в установленном порядке  решений о переводе жилых помещений  в нежилые помещения и нежилых  помещений в жилые помещения;

7) согласование переустройства  и перепланировки жилых помещений;

8) признание в установленном  порядке жилых помещений муниципального  жилищного фонда непригодными  для проживания;

9) осуществление контроля за  использованием и сохранностью  муниципального жилищного фонда,  соответствием жилых помещений  данного фонда установленным  санитарным и техническим правилам  и нормам, иным требованиям законодательства;

 

К полномочиям органов  государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся:

(в ред. Федерального закона  от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

1) определение порядка государственного  учета жилищных фондов;

2) установление требований к  жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества  собственников помещений в многоквартирных  домах;

3) определение оснований признания  малоимущих граждан нуждающимися  в жилых помещениях, предоставляемых  по договорам социального найма;

4) определение порядка предоставления  малоимущим гражданам по договорам  социального найма жилых помещений  муниципального жилищного фонда;

5) определение иных категорий  граждан в целях предоставления  им жилых помещений жилищного  фонда Российской Федерации;

Информация о работе Шпаргалка по "Жилищному праву"