Шпаргалка по конституционному (государственному) праву России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 08:16, шпаргалка

Описание

Конституционное право РФ – отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной сферах и т. д., обеспечивающая реализацию конституционных норм через осуществление конституционного контроля.

Работа состоит из  1 файл

кп шпаргалка.docx

— 222.82 Кб (Скачать документ)

Федеральными законами устанавливаются ограничения в  сфере распространения массовой информации. Не допускается распространение: 1) сведений для совершения уголовно наказуемых деяний, составляющих государственную  или иную специально охраняемую законом  тайну, для осуществления экстремистской деятельности, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости; 2) в средствах массовой информации скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих  вредное влияние на их здоровье; 3) в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях  сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств  и психотропных веществ, а также  их пропаганды.

32. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ПО КОНСТИТУЦИИ РФ

Система социально-экономических прав и  свобод личности в РФ включает в себя: 1) право собственности и его гарантии; 2) социальное обеспечение; 3) гарантии в сфере труда.

Право частной собственности  устанавливается конституцией РФ и  включает в себя право владения, пользования и распоряжения имуществом.

Частная собственность  может быть: 1) единоличной; 2) общей (совместной, долевой).

Гарантии частной  собственности устанавливаются  Конституцией РФ. В соответствии с  ними собственность охраняется государством независимо от ее формы (государственная  или частная) и никто не может  быть лишен своего имущества, иначе  как по решению суда. Допускается  принудительное отчуждение собственности  у граждан только в общественных и государственных целях и  только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Близким к праву  собственности является право граждан  на свободное использование своих  способностей и имущества для  предпринимательской и иной не запрещенной  законом экономической деятельности. Государство гарантирует это  право при условии соблюдения антимонопольного законодательства.

Социальное  обеспечение в РФ – специальные, установленные законодательством РФ и субъектов РФ (в этом случае финансирование социального обеспечения осуществляется из средств бюджета субъекта РФ) государственные пособия, пенсии и иные выплаты, предоставляемые нуждающимся слоям населения.

Право на социальное обеспечение принадлежит каждому  лицу, законно находящемуся на территории РФ: 1) по достижении им определенного  возраста;

2) в случае болезни, инвалидности; 3) потери кормильца; 4) воспитания детей; 5) в иных случаях.

Право на труд также  можно отнести к социально-экономическим  правам граждан в РФ. Каждый гражданин  вправе свободно распоряжается своими трудовыми способностями, выбирать род занятий, деятельности и профессию. Работодатели обязаны обеспечить условия  труда, соответствующие требованиям  безопасности и гигиены. Труд граждан  рФ должен оплачиваться в размере и форме, установленных трудовым договором, но не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Не допускаются: 1) принуждение к труду; 2) дискриминация  в сфере труда по признакам  расы, пола, национальности и др.

Конституционные гарантии в сфере труда: 1) разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров разрешенными федеральными законами способами; 2) право  на забастовку; 3) право на отдых; 4) восьмичасовой  рабочий день; 5) выходные дни; 6) ежегодный  оплачиваемый отпуск и др.

Конституционные культурные права включают в себя право на: 1) образование, его общедоступность и бесплатность независимо от уровня; 2) свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания;

3) доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни страны; 4) охрану интеллектуальной собственности.

Особенности социально-экономических и культурных прав: 1) они одновременно являются и правами, и гарантиями; 2) конкретизируются в специальном законодательстве; 3) преследуют общесоциальные цели.

33. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЛИЧНОСТИ В РФ

Конституционно-правовой статус граждан РФ складывается не только из прав и свобод, но и их обязанностей перед РФ. Различаются обязанности  перед РФ человека и гражданина. Так, только обязанности граждан  РФ являются официально признанными  и закрепляются в Конституции  РФ и федеральных законах.

Признаки конституционных обязанностей граждан РФ: 1) они имеют своей целью охрану, защиту и развитие социальных ценностей; 2) обеспечивают реализацию личных и общественных интересов; 3) имеют высшую юридическую силу.

Виды конституционных обязанностей: 1) общие конституционные обязанности (соблюдение Конституции РФ и федерального законодательства, сохранение нормальной окружающей среды на территории РФ, сохранение исторического и культурного наследия, памятников истории, культуры и природы); 2) специальные конституционные обязанности(взаимные обязанности родителей и детей, уплата установленных законодательством налогов и сборов, воинская обязанность).

Общие обязанности  несут все лица, находящиеся на территории РФ. Эти обязанности обеспечивают сохранение нормального общежития  в РФ.

Выполнение  общих обязанностей обеспечивается: 1) мерами воспитательного воздействия; 2) в крайних случаях нормами уголовного и административного права.

Специальные обязанности возлагаются только на граждан РФ, отдельные категории граждан. В зависимости от этого и устанавливаются обязанности отдельных категорий граждан. Например, родительские обязанности установлены только для граждан-родителей, обязанность уплачивать налоги лежит на гражданах-налогоплательщиках и т. д. Исполнение этих специальных обязанностей обеспечивается нормами специального законодательства (налогового, семейного) и установленной федеральными законами ответственностью. Особой гражданской обязанностью является воинская обязанность всех граждан РФ мужского пола старше 18 лет, если они не относятся к категории лиц, освобожденных от этой обязанности по состоянию здоровья и иным обстоятельствам.

Воинская  обязанность граждан РФ включает в себя: 1) воинский учет; 2) обязательную подготовку к военной службе; 3) призыв на военную службу; 4) прохождение военной службы по призыву; 5) пребывание в запасе; 6) призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Граждане РФ могут  исполнять воинский долг путем добровольного  поступления на военную службу. Гражданам  РФ предоставлено право заменить военную службу альтернативной гражданской службой.

На военную службу не призываются граждане РФ: 1) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения  свободы, ареста или лишения свободы; 2) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; 3) в отношении которых ведется  дознание либо предварительное следствие  или уголовное дело передано в  суд.

Граждане РФ могут  быть освобождены от прохождения  военной службы по основаниям, указанным  в ФЗ от 28 марта 1998 г. 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с последними изменениями от 22 февраля 2004 г.). Призыв на военную службу граждан РФ может быть отстрочен в случаях, установленных федеральным законодательством.

34. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ОСНОВНЫХ ПРАВ, СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ

Конституционно-правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ (гл. 2 Конституции): 1) права и свободы человека и гражданина принадлежат всем в равном объеме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; 2) ограничение прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности запрещается в любой форме; 3) основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; 4) осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Иные гарантии конституционных прав и свобод личности в РФ устанавливаются федеральными законами. Например:

1) ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает основные гарантии конституционного права граждан РФ на участие в выборах и референдумах.

В соответствии с  этим Законом выборы и все референдумы  в РФ проводятся на основе всеобщего  равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право  на участие в выборах может  ограничиваться только в соответствии с федеральными законами и только в качестве установленных мер  ответственности либо в случае ограничения  дееспособности;

2) ФЗ от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Закон РФ от 22 декабря 1992 г. 4180-I «О трансплантации органов и(или)тканей человека», Закон РФ от 2 июля 1992 г. 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» гарантируют права человека и гражданина на неприкосновенность.

В соответствии с  этими законами ограничение права  на личную неприкосновенность возможно только на основании соответствующего акта суда о задержании или содержании под стражей либо содержании в  специальном лечебном учреждении. Не допускается трансплантация органов  и тканей от живого донора или трупа, если нет доказательств, что другие медицинские средства не могут гарантировать  сохранения жизни больного либо восстановления его здоровья;

3) ФЗ от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «Об образовании» конкретизируются гарантии реализации всеобщего права на образование.

Согласно этому  Закону право на образование является неотъемлемым конституционным правом всех граждан РФ, а также лиц, не являющихся гражданами, но законно  находящихся на территории РФ. В  это право входит право на бесплатное общее образование, конкурсное бесплатное высшее образование и др.

Никто не может быть лишен права на образование независимо от каких бы то ни было обстоятельств, включая и психическое развитие, т. е. государство обеспечивает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

В РФ не допускается  ограничение этих и других прав и  свобод личности в какой бы то ни было форме.

35. ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РФ

В РФ защитой прав и свобод граждан, их соблюдения государственными органами власти, органами местного самоуправления и должностными лицами занимается Уполномоченный по правам человека в РФ.

Субъекты РФ вправе учреждать должность Уполномоченного  по правам человека в соответствующем  субъекте РФ.

Уполномоченный  по правам человека в РФ назначается  на должность и освобождается  от должности Государственной Думой  ФС РФ.

Его деятельность независима, он неподотчетен каким-либо государственным  органам власти РФ и субъектов  РФ и должностным лицам.

Введение режима чрезвычайного или военного положения  на всей территории РФ либо на ее части  не прекращает, не приостанавливает деятельности и не влечет ограничения компетенции  Уполномоченного по правам человека в РФ или в субъекте РФ.

Уполномоченный  по правам человека для осуществления  своей деятельности формирует аппарат  Уполномоченного по правам человека. Финансирование этого аппарата производится из средств бюджета соответствующего субъекта РФ, где осуществляет свои полномочия Уполномоченный по правам человека.

В пределах своей компетенции Уполномоченный по правам человека в РФ: 1) рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства; 2) рассматривает жалобы на решения или действия государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, если заявитель опротестовывает решения суда либо административного органа, в котором он ранее обжаловал эти решения или действия; 3) не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ; 4) принимает необходимые меры по защите прав человека по собственной инициативе в случае, если ему поступила информация о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

Уполномоченный  по правам человека в случае установления факта нарушения прав заявителя  обязан принять необходимые меры по устранению этих нарушений, например: 1) направить государственному органу власти, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях которых обнаружено нарушение прав и свобод граждан, заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых  мер восстановления этих прав и свобод; 2) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе по рассмотрению этой жалобы; 3) направить жалобу должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; 4) обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан и т. п.

Информация о работе Шпаргалка по конституционному (государственному) праву России