Шпаргалка по конституционному (государственному) праву России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 08:16, шпаргалка

Описание

Конституционное право РФ – отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной сферах и т. д., обеспечивающая реализацию конституционных норм через осуществление конституционного контроля.

Работа состоит из  1 файл

кп шпаргалка.docx

— 222.82 Кб (Скачать документ)

57. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ

Голосование на выборах  в Государственную Думу РФ или  Президента РФ всегда осуществляется с 8 до 20 часов по местному времени в день проведения выборов.

О времени и месте  голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного голосования – не позднее чем за 5 дней до дня досрочного голосования.

Голосование проводится тайно в специально оборудованных кабинах для тайного голосования. Избиратель голосует лично, никто не может присутствовать в помещении для голосования одновременно с избирателем. Не допускается принуждение кого бы то ни было голосовать за того или иного кандидата, а также угрозы в любой форме за выражение мнения гражданина.

Каждому избирателю для голосования выдается избирательный  бюллетень, в котором указаны  фамилии и сведения о зарегистрированных Центральной избирательной комиссией  кандидатах и имеется строка «против всех федеральных списков кандидатов». В нем избиратель ставит напротив фамилии одного кандидата отметку.

Избиратели голосуют в тех избирательных участках, где они внесены в списки избирателей. Если гражданин не может в день выборов проголосовать на своем  избирательном участке, он может  получить открепительное удостоверение  у избирательной комиссии, в списках  которой он зарегистрирован, и проголосовать  на ближайшем избирательном участке, где будет находиться в день голосования.

Подсчет голосов избирателей осуществляется с 20 ч по местному времени в день голосования участковыми избирательными комиссиями.

Далее определение  результатов выборов осуществляется путем суммирования голосов в  поступивших протоколах об итогах голосования  соответственно:

1) территориальными избирательными комиссиями;

2) окружными избирательными комиссиями; 3) Центральной избирательной комиссией.

Каждая избирательная  комиссия составляет протокол об итогах голосования, который подписывается  членами комиссии с правом решающего  голоса и направляется в вышестоящую  избирательную комиссию.

Протоколы об итогах голосования предоставляются для  ознакомления: 1) избирателям; 2) зарегистрированным кандидатам; 3) их доверенным лицам; 4) уполномоченным представителям зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных  блоков; 5) наблюдателям РФ и иностранным (международным) наблюдателям; 6) представителям средств массовой информации.

В результате подсчета голосов по общефедеральному избирательному округу Центральная избирательная  комиссия РФ составляет протокол о  распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу, не позднее чем через 2 недели после  дня голосования объявляет в  средствах массовой информации окончательные  общие результаты выборов.

Общие результаты выборов и данные о числе голосов избирателей, полученных каждым из зарегистрированных кандидатов, федеральных списков кандидатов, и числе голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, против всех федеральных списков кандидатов, должны быть официально опубликованы в течение 3 недель со дня голосования.

58. ПРИЗНАНИЕ ВЫБОРОВ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ И НЕСОСТОЯВШИМИСЯ

В результате подсчета голосов избирателей, принявших  участие в выборах, Центральная  избирательная комиссия РФ может  признать выборы по федеральному избирательному округу (либо по иному избирательному округу) несостоявшимися.

Это возможно в следующих  случаях: 1) если в выборах по федеральному избирательному округу приняло участие  менее 25 % избирателей, включенных в списки избирателей; 2) если ни один федеральный список кандидатов не получил 7 % и более голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, т. е. ни один список кандидатов не был допущен к распределению депутатских мандатов; 3))если в распределении депутатских мандатов могут претендовать федеральные списки кандидатов, получившие в совокупности 50 % или менее голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу.

Недействительными результаты выборов по федеральному избирательному округу признаются:

1) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;

2) в случае, если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем часть от общего числа внесенных в них избирателей на момент окончания голосования в федеральном избирательном округе, либо если итоги голосования по федеральному избирательному округу признаны недействительными не менее чем в 1/3 одномандатных избирательных округов; 3) по решению суда (в случае нарушения избирательных прав граждан либо процедуры выборов).

Окружные (территориальные, участковые) избирательные комиссии могут признать выборы по соответствующему избирательному округу несостоявшимися в случаях: 1) если в выборах приняло участие менее 25 % от числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования; 2) если число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Окружные (территориальные, участковые) избирательные комиссии признают выборы недействительными: 1) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; 2) по решению суда (оно выносится немедленно по обращению гражданина в случае обнаружения нарушения его избирательных прав).

По одномандатному избирательному округу выборы признаются недействительными Центральной  избирательной комиссией РФ в  случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования, определении результатов  выборов нарушения не позволяют  с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Во всех этих случаях  избирательные комиссии определяют число избирателей, принявших участие  в голосовании по соответствующему избирательному округу, по числу избирательных  бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования.

59. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ОБЩЕФЕДЕРАЛЬНОМУ ИЗБИРАТЕЛЬНОМУ ОКРУГУ

Сразу же после окончания  голосования (в тот же день после 20 ч по местному времени) участковые избирательные комиссии начинают подсчет голосов избирателей по числу бюллетеней, опущенных в урну, и заносят результаты такого подсчета в протокол.

Подсчет сумм голосов, поданных за списки кандидатов и составление  протоколов соответствующей избирательной  комиссии, осуществляют непосредственно  члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Все  протоколы по результатам голосования  подписываются всеми членами  с правом решающего голоса соответствующей  избирательной комиссии.

Протоколы с результатами голосования по избирательным участкам направляются в территориальные  избирательные комиссии, которые  в свою очередь суммируют полученные результаты и составляют протоколы  по итогам голосования по территориальным  избирательным участкам. Протоколы  территориальных избирательных  комиссий об итогах голосования направляются в окружные избирательные комиссии не позднее чем на 5-й день со дня голосования, где определяются результаты выборов по одномандатному избирательному округу и устанавливаются итоги голосования по федеральному избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа.

Окружная избирательная  комиссия составляет протокол об итогах голосования по федеральному избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа.

Эти протоколы об итогах голосования по федеральному избирательному округу направляются в  Центральную избирательную комиссию РФ.

На основании  этих протоколов путем суммирования результатов голосования по федеральному избирательному округу Центральная  избирательная комиссия РФ определяет результаты выборов по общефедеральному избирательному округу.

На основании  протокола об итогах голосования  по общефедеральному избирательному округу Центральная избирательная комиссия составляет протокол о распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу между политическими партиями, избирательными блоками, в котором указывает: 1) наименования политических партий, избирательных блоков, федеральные списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов, и число депутатских мандатов, причитающихся каждому из них; 2) наименования региональных групп кандидатов федеральных списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, и число депутатских мандатов, причитающихся каждой из них; 3) фамилии, имена и отчества зарегистрированных кандидатов, избранных депутатами, из каждого федерального списка кандидатов.

К распределению  депутатских мандатов допускаются  зарегистрированные федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил  более 7 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу. На основании протокола Центральной избирательной комиссии РФ о распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу не позднее чем через 2 недели после дня голосования объявляются общие результаты выборов, а также результаты распределения депутатских мандатов по партийным спискам.

60. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ И ЕДИНСТВО СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: РЕАЛИЗАЦИЯ В РФ

«Государственная  власть в Российской Федерации осуществляется...» (ст. 10 Конституции рФ) (одна власть, а не три власти) на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Принципы системы органов государственной власти РФ: 1) разделение властей; 2) единство органов государственной власти.

В РФ выделяются ветви власти: 1) законодательная (Федеральное Собрание РФ); 2) исполнительная (Правительство РФ); 3) судебная (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции и т. д.).

Президент РФ является главой государства и не относится  ни к одной из ветвей власти, но его  полномочия наиболее близки к исполнительной.

Глава государства  в РФ является как бы противовесом между законодательной и исполнительной властью. Он сдерживает путем применения согласительных и принудительных мер  Федеральное Собрание РФ в случае, если то выразило недоверие Правительству  РФ, в свою очередь Федеральное  Собрание вправе отрешить Президента РФ от занимаемой должности, если политика, диктуемая им Правительству РФ, не отвечает интересам России и является преступной.

Разделение властей  означает разграничение органов  власти в их компетенции, но существует в условиях единой системы органов  власти и при наличии взаимодействия этих органов, взаимного контроля, «сдержек и противовесов».

Поэтому можно выделить черты разделения властей: 1) самостоятельность и независимость ветвей власти в осуществлении своих полномочий, установленных Конституцией РФ; 2) наличие взаимодействия и взаимного контроля законодательной, исполнительной и судебной властей.

Взаимодействие  властей: 1) законодательная власть издает законы, на основании которых действуют исполнительная и судебная власти, осуществляет бюджетный контроль, назначает или утверждает должностных лиц исполнительной и судебной властей; 2) исполнительная (в лице Президента РФ) утверждает и публикует принятые законы, вносит в парламент проекты законов, назначает судей, осуществляет право помилования и т. д., влияя тем самым на законодательную и судебную власть; 3) судебная применяет законы и толкует Конституцию РФ, может признать законы, акты правительства или их отдельные предписания недействующими в силу их несоответствия Конституции или законам, осуществляя таким образом контроль за решениями, принимаемыми органами государственной власти.

Каждая из ветвей власти самостоятельна и независима в пределах своей компетенции, но не может вмешиваться в деятельность иной власти, т. е. не вправе нарушать самостоятельность и независимость других органов власти.

Единство государственной  власти выражается в единстве природы  власти: все ветви получают свои полномочия только от народа России, так  как только он является единственным носителем государственной власти в РФ.

Единство органов  государственной власти также предполагает, что их компетенция, порядок формирования, формы взаимного контроля и взаимодействия установлены Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами. Компетенция, порядок формирования и т. п. установлены для всех уровней власти: федерального и субъектов РФ.

61. ПРЕЗИДЕНТ РФ КАК ГЛАВА ГОСУДАРСТВА, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Президент РФ – глава российского государства. Он представляет российское государство во взаимоотношениях с иностранными государствами и субъектами РФ.

Президент РФ избирается путем всеобщего, равного и тайного  голосования. Срок полномочий Президента РФ равен 4 годам. Одно и то же лицо не может быть избрано более 2 сроков подряд.

Президентом РФ может  быть избран гражданин РФ, достигший 35-летнего возраста и постоянно  проживающий на территории РФ не менее 10 лет, в пользу которого на выборах  Президента России проголосовало большинство  граждан РФ, достигших возраста избирательного права.

Информация о работе Шпаргалка по конституционному (государственному) праву России