Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:03, контрольная работа
Среди всех факторов роста товарооборота самыми динамичными и доступными являются факторы внутреннего характера ? совершенствование маркетинга на предприятии, выработка оптимальной ценовой политики, обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников. Наиболее приемлемым предлагается следующий план действий.
Введение …………………………………………………………………...
Глава 1. Сущность товарооборота ……………………………………….
1.1. Роль товарооборота и его значение в экономике страны ………….
1.2. Состав и структура товарооборота общественного питания ……..
1.3. Факторы, влияющие на товарооборот ………………………………
1.4. Методика анализа товарооборота …………………………………...
Глава 2. Анализ товарооборота и выпуска продукции предприятия ….
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия …..
2.2. Общий анализ показателей товарооборота …………………………
2.3. Расчёт факторов, влияющих на товарооборот ……………………..
Глава 3. Пути роста товарооборота …………………………………….
3.1. Товарное обеспечение и маркетинговые мероприятия ?
пути увеличения товарооборота …….........................................
3.2. Повышение производительности труда ……………………………
3.3. Совершенствование планирования - путь увеличения
товарооборота …………………………………………………..
Заключение ………………………………………………………………..
Приложения ……………………………………………………………….
Список использованных источников ……………………………………
Из данных таблицы видно, что размах колебаний роста рознич-ного товарооборота по месяцам еще больше, чем по кварталам. Темп роста това-рооборота колеблется от 110,1 % (апрель) до 124,0% (март).
Самыми напряженными периодами реализации товаров в каждом квартале являются последние месяцы квартала. Например, рост обо-рота в целом за первый квартал составил 116,9%, а в марте - 124,0%, за второй квартал - соответственно 117,3% и 123,7%, за третий квар-тал - 119,05 и 119,5% и за четвертый квартал - 120,2% и 122,0%.
Эта напряженность в работе последних месяцев квартала ведет к неравномерному удовлетворению спроса потребителей на товары. При-чинами этого были недостатки в снабжении товарами, в организации торговли, в рекламе и др.
Анализ розничного товарооборота по товарным группам.
Таблица 7.
Розничный товарооборот ТЭУП «Горизонт»
по товарным группам за 2001-2002 г.г.
| Товарные группы | 2001 год | 2002 год | 2002г. в % к 2001г. | ||||||
| сумма млн. руб. | удельный вес, % | в действующих ценах | в сопостави-мых ценах | в сопоставимых цепях ценах | в действующих ценах | ||||
| сумма млн. руб. | удельный вес ,% | сумма тыс. руб. | удельный вес, % | ||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
| Мясо и птица | 372,1 | 14,2 | 447,0 | 14,4 | 376,2 | 14,0 | 120.1 | 101,2 | |
| Колбасные изделия | 340,8 | 13,0 | 403,4 | 13,0 | 342,7 | 12,8 | 118,4 | 100,6 | |
| Рыба | 76.1 | 2,9 | 90,3 | 2,9 | 77,3 | 2,8 | 118,7 | 101.6 | |
| Хлеб и хлебобулочные изделия | 97.0 | 3,7 | 114,9 | 3,2 | 98,8 | 3,2 | 118.5 | 101,9 | |
| Плоды, фрукты, ягоды, арбузы, дыни | 214,8 | 8,2 | 248.7 | 8,0 | 212,2 | 7,9 | 115,8 | 98.8 | |
| Пиццы | 68,2 | 2,6 | 80,9 | 2,6 | 69,8 | 2,6 | 118,6 | 102.3 | |
| Табачные изделия | 81.3 | 3,1 | 99,3 | 3,2 | 84,0 | 3,2 | 122,1 | 103,3 | |
| Кондитерские изделия | 157,3 | 6,0 | 186,8 | 6,0 | 160,5 | 5,9 | 118.8 | 102.0 | |
| Пиво | 117,9 | 4,5 | 136,6 | 4,4 | 117,5 | 4.4 | 115,9 | 99,5 | |
| Мороженое | 62,7 | 2,4 | 74,7 | 2,4 | 64,2 | 2.4 | 119,1 | 102,4 | |
| Водка и ликероводочные изделия | 314,4 | 12,0 | 375,7 | 12,1 | 323,5 | 12,1 | 119.5 | 102,9 | |
| Вина, шампанское, коньяк | 283,0 | 10,8 | 329,3 | 10.4 | 281,2 | 10,5 | 116.4 | 99,4 | |
| Прочие продовольственные товары | 264,7 | 10,1 | 321,8 | 10,4 | 304,8 | 11,4 | 121,6 | 115,1 | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
| Непродовольст-венные товары | 170,4 | 6,5 | 195,8 | 6,3 | 168,3 | 6,3 | 114,9 | 98,8 | |
| Всего товаров | 2620,7 | 100,0 | 3105,2 | 100,0 | 2681,5 | 100,0 | 118,5 . „ | 102,3 | |
Розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным группам. Особенно значительный рост достигнут по реали-зации мяса и птицы, рыбы и рыбопродуктов, кондитерских изделий, ликероводочных изделий и прочих продовольственных то-варов.
Однако в сопоставимых ценах темпы роста товарооборота по то-варным группам значительно ниже, и это говорит о том, что большой заслуги предприятия в росте суммы товарооборота нет, так как она растет за счет увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на отдельные товары и товарные группы ресторан заботится мало. Сни-зился физический объем товарооборота (количество реализованных товаров) но таким товарным группам хлебобулочные изделия ? на 0,5%, непродовольственные товары - на 1,2%, вина, шампанское, коньяк ? на 0,6%.
Неравномерность развития розничного 
товарооборота в ассорти-
2.3. Расчёт факторов, влияющих на товарооборот.
На развитие розничного товарооборота 
предприятия общественного 
обеспеченность трудовыми 
торговых работников;
состояние и эффективность использования материальны технической базы предприятия.
Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.
По ресторану «Горизонт» данные о движении товарных ресурсов приведены в таблице 8.
Таблица 8.
Продуктовый баланс по ТЭУП «Горизонт» за 2001 -2002 г.г.
(суммы в млн. руб.)
| Показатели | 2001 год | 2002 год | Отклонение в сумме (+,-) | Влияние на изменение товарооборота (+,-) | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Запасы товаров на начало года | 209,2 | 243,0 | +33,8 | +33,8 | |
| Поступление товаров | 2656,3 | 3169,3 | +513,0 | +513,0 | |
| Прочее выбытие товаров | 1.8 | 1,0 | -0,8 | +0,8 | |
| Запасы товаров на конец года | 243,0 | 306,1 | +63,1 | -63,1 | |
| Величина товарооборота предприятия | 2620,7 | 3105,2 | +484,5 | +484,5 | |
Розничный товарооборот предприятия возрос в 2002 году по сравнению с 2001 годом на 484,5 млн. руб. за счет завышенных товар-ах запасов на начало года (+33,8 млн. руб.), роста поступления товаров в ресторан (+513,0 млн. руб.) и уменьшения прочего выбытия това-ров (+0,8 млн. руб.). Но возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (-63,1 млн. руб.).
Недостатком использования поступающих в предприятие товар-ных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в ресторан товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности от-грузки товаров поставщиками, связанными с рестораном договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в ресторан в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров в ресторане, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь.
В предприятии в 2002 году прочее выбытие товаров снизилось по сравнению с 2001 годом на 0,8 млн. руб. Прочее выбытие товаров включило товарные потери, бой, лом, недостачу товаров. Следует на-звать работу ресторана по снижению прочего выбытия товаров в 2002 году положительной.
Показатели товарного баланса по товарным группам приведены в таблице 8.
Большое влияние на динамику розничного 
товарооборота оказывает 
Таблица 11.
Показатели эффективности 
| Показатели | 2001 | 2002 | Отклоне- ние (+,-) | 2002 г. в % к 2001 г. | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Торговая площадь, м2 | 400 | 420 | +20 | 105,0 | |
| Количество рабочих дней за год | 324 | 319 | -5 | 98,5 | |
| Средняя продолжительность рабочего дня, час | 11,6 | 11,5 | -0,1 | 99,1 | |
| Выработка на 1м2 тор-говой площади за час работы, руб. | 174,3 | 201,5 | +27,2 | 115,6 | |
| Розничный товарооборот в действующих ценах, млн. руб. | 2620,7 | 3105,2 | +484,5 | 118,5 | |
Из данных таблицы видно, что в 2002 году возросла торговая площадь ресторана за счет проведенной реконструкции, переоборудо-вания и лучшей планировки торгового зала, оптимального размещения в нем товаров. Прирост составил 20 кв. метров или 5,0%.
Количество рабочих дней в году сократилось с 324 дней в 2001 году до 319 дней в 2002году. Это произошло в результате нарушения сроков проведения реконструкции, которая затянулась из-за недостат-ка строительных материалов, несвоевременного поступления оборудо-вания. Сократилась и средняя продолжительность рабочего дня на 0,1 часа.
Выработка на один квадратный метр торговой 
площади за час работы составила 
в 2002 году 201,5 рублей против 174,3 рублей 
в 2001 году. Это свидетельствует о 
повышении эффективности 
Все эти факторы оказали влияние на динамику развития рознич-ного товарооборота (см. таблицу 12.).
Таблица 12.
Расчет влияния показателей 
эффективности использования 
| Показатели | 2000 год | Цепная подстановка | 2002 год | |||
| торговая площадь | число рабочих дней | средняя продолжи-тельность рабочего дня | ||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
| Фактическая полезная площадь, кв.м. | 400 | 420 | 420 | 420 | 420 | |
| Фактическое число рабочих дней | 324 | 324 | 319 | 319 | 319 | |
| Фактическая средняя продолжительность рабочего дня, час | 11,6 | 11,6 | 11,6 | 11,5 | 11,5 | |
| Фактическая выработка на 1 кв.м. полезной площади за час работы, руб. | 174,3 | 174,3 | 174,3 | 174,3 | 201,5 | |
| Розничный товарооборот в действующих ценах за год, млн. руб. | 2620,7 | 2751,4 | 2708,9 | 2685,6 | 3105,2 | |
Из данных таблицы следует, что на динамику товарооборота предприятия повлияли следующие факторы:
Ш рост торговой площади: 2751,4 - 2620,7 = + 130,7 млн. руб.
Ш уменьшение количества рабочих дней: 2708,9 - 2751,4 = - 42,5 тыс. руб,
Ш уменьшение продолжитель-ности рабочего дня: 2685,6 - 2708,9 = - 23,3 млн. руб.
Ш повышение выработки на 1 кв. метр торговой площади за час работы 3105,2 - 2685,6 = + 419,6 млн. руб.
Итого: 3105,2 - 2620,7 = + 484,5 млн. руб.
Использование материально-технической базы позволяло предприятию добиться роста товарооборота в 2002 году на 550,3 млн. руб. (130,7 +419,6), но в результате нарушения режима работы предприятия розничный товарооборот уменьшился на 65,8 млн. руб. (42,5+23,3). В совокупности эти факторы обеспечили прирост товарооборота в 2002 году на 484,5 млн. руб.
В ТЭУП «Горизонт», как показал анализ доку-ментального оформления и учета розничной продажи товаров, бухгал-терский учет ведется в соответствии с законодательными актами, нор-мативно-методическими документами и инструктивными материалами. Данные бухгалтерского учета дают разнообразную экономическую информацию для проведения всестороннего и глубокого анализа хо-зяйственно-финансовой деятельности предприятия, что позволяет ут-верждать о тесной связи между бухгалтерским счетом и анализом хо-зяйственной деятельности на данном предприятии.
Проведенный на основе данных бухгалтерского учета анализ ди-намики развития розничного товарооборота ТЭУП «Горизонт» за 2000-2002 гг. позволяет сделать следующие выводы:
Ш розничный товарооборот предприятия из года в год увеличивается, темпы роста его высокие;
Ш достигнут рост товарооборота по всем отделам предприятия и по всем товарным группам которыми торгует предприятие;
Ш прирост товарооборота, в основном, достигнут за счет эффективного использования всех видов ресурсов: товарных, трудовых и др.
Вместе с этим предприятие не использовало всех возможностей роста товарооборота в 2002 году. Так, объем розничного товарообо-рота мог бы возрасти за счет:
Ш улучшения обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов на 63,1 млн. руб.;
Ш повышения эффективности использования труда на 70,4 млн. руб.;
Ш повышения эффективности использования материально-технической базы предприятия на 68,8 млн. руб.
Таким образом, неиспользованные резервы роста товарооборота составили 202,3 млн. руб.
Глава 3. Пути роста товарооборота
3.1. Товарное обеспечение и маркетинговые мероприятия ?
пути увеличения товарооборота
Как известно, существует ряд факторов, влияющих на эффективность реализации блюд, а также на динамику и величину товарооборота на предприятии общественного питания. Все эти факторы можно разделить на две группы.
Информация о работе Роль товарооборота и его значение в экономике страны