Реализация исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 11:32, контрольная работа

Описание

Государственная власть не реализуется сама по себе. Она всегда воплощается в конкретных действиях различного рода, выражающих ее содержание и направленность и совершаемых ее субъектами, то есть соответствующими государственными органами.
Конституция РФ 1993 года ввела в оборот понятие «исполнительная власть». Теперь конституционные нормы содержат ряд общих положений, из содержания которых можно получить известное представление как о самой исполнительной власти, так и о реализующих ее органах.

Содержание

Вопрос 1.Понятие и виды форм реализации исполнительной власти………...3
Вопрос 2. Организационно-правовые формы федеральных органов исполнительной власти…………………………………………………………..6
Вопрос 3. Принудительные меры административно-предупредительного воздействия………………………………………………………………………..6
Вопрос 4. Общий вопрос………………………………………………………..10
Список литературы……………………………………………………………..20

Работа состоит из  1 файл

АП Контра.docx

— 47.46 Кб (Скачать документ)

минестерство  ОБРАЗОВАНИя и науки

федеральное Государственное  бюджетное 

образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА»

(МГЮА ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА)

 

ФИЛИАЛ МГЮА ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА В Г. ВОЛОГДЕ

 

 

кафедра административного  права 

 

 

 

 

 

 

 

контрольная работа

по административному  праву

 

вариант 2

 

 

 

 

 

 

 

                                                              Проверил: Соколова Ольга Сергеевна

         Выполнил: студентка 2 курса 1 группы

                                                     заочной формы обучения, ОЦП             

                                          Кукушкина Татьяна Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вологда  2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Вопрос 1.Понятие и виды форм реализации исполнительной власти………...3

Вопрос 2. Организационно-правовые формы федеральных органов исполнительной власти…………………………………………………………..6

Вопрос 3. Принудительные меры административно-предупредительного воздействия………………………………………………………………………..6

Вопрос 4. Общий вопрос………………………………………………………..10

Список литературы……………………………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 1.Понятие и виды форм реализации исполнительной власти

Государственная власть не реализуется сама по себе. Она всегда воплощается в конкретных действиях  различного рода, выражающих ее содержание и направленность и совершаемых  ее субъектами, то есть соответствующими государственными органами.

Конституция РФ 1993 года  ввела  в оборот понятие «исполнительная власть». Теперь конституционные нормы содержат ряд общих положений, из содержания которых можно получить известное представление как о самой исполнительной власти, так и о реализующих ее органах.

Исполнительная  власть – это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти (законодательной и судебной) и состоящая в осуществлении специально созданными органами государственной  власти особых функций и установленной законом компетенции [3].

Особое значение приобретают  формы реализации исполнительной власти.

Применительно к исполнительной власти форма является способом выражения  ее государственно-правового содержания, то есть всех тех качеств (прежде всего  юридических), которые характеризуют  ее как специфическую ветвь единой государственной власти. Иными словами  формы осуществления исполнительной власти – это внешне выраженные действия, совершаемые исполнительными  органами (должностными лицами) в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности в рамках их компетенции  и вызывающие определенные последствия. Выделяют следующие формы осуществления исполнительной власти:

  • правовые
  • неправовые (организационные)

Правовые и неправовые формы различаются по характеру  вызываемых последствий - правовые формы  влекут за собой четко выраженные юридические последствия, а неправовые формы прямых юридических последствий  не влекут [1,2,6].

По существу, весь процесс  реализации государственной исполнительной власти во всем многообразии его элементов  и стадий получает свое целенаправленное развитие благодаря использованию  правовых актов управления, которые  определяют организационные формы, методы, пределы и правила действия как субъектов исполнительной власти, так и подчиненных (или подвластных) им объектов. Иными словами, правовые акты управления — это важнейшее средство реализации государственной исполнительной власти, без которого невозможно представить себе реальный процесс осуществления ее задач и функций.

Правовые формы осуществления  исполнительной деятельности классифицируются по содержанию, цели использования, способу  выражения.

По содержанию выделяют правотворческую  и правоприменительную формы  осуществления исполнительной власти [5].

Правотворческая управленческая деятельность заключается в создании, изменении, отмене и усовершенствовании правовых норм, т. е. издании        нормативных актов.

По юридическому содержанию эти правовые акты делятся:

1) нормативные акты – устанавливающие, изменяющие и отменяющие юридические нормы, они не обращены к юридическим лицам. Нормативные акты управления непосредственно выражают регулятивную функцию административного права. Именно в них содержатся общеобязательные правила поведения, рассчитанные на многократное, длительное применение без указания конкретного (персонифицированного) адресата. Поэтому нормативные акты управления используются органами государственной исполнительной власти в качестве средства, с помощью которого не только устанавливаются новые правила поведения (правовые нормы), но и обеспечивается процесс включения этих норм в общую систему правовых средств, регулирующих общественные отношения, возникающие в области управленческой, правоохранительной и правообеспечительной деятельности.

2) индивидуальные акты – это решение субъектов административной власти по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам. Индивидуальные акты органов государственной исполнительной власти имеют ярко выраженный правоприменительный характер. Они направлены на разрешение индивидуально-конкретных дел и регулирование поведения персонально определенных адресатов, которые являются участниками административно-правовых отношений. Отличительными признаками индивидуальных актов управления являются: во-первых, их персонифицированный характер; во-вторых, направленность на разрешение четко определенного, конкретного вопроса и, в-третьих, юридические последствия, выражающиеся в упорядочении конкретных общественных отношений, которые складываются в сфере реализации государственной исполнительной власти. Для любого административно-правового отношения индивидуальный акт управления выступает как побудительный стимул и непосредственное основание возникновения и развития, поскольку реализация исполнительной власти вне индивидуального (поднормативного) регулирования возникающих при этом отношений в принципе невозможна.

3) смешанные – акты, в которых содержатся нормы права и правоприменительные решения.

Если издается нормативный  акт управления, который правильно  отражает назревшие общественные потребности, то возникает прочная основа для  целенаправленного упорядочивающего воздействия органов государственной исполнительной власти на подчиненные и подвластные им объекты, создаются условия для гармоничного взаимодействия различных правовых средств, используемых в процессе реализации государственной исполнительной власти. В это же время принятие несовершенного нормативного акта, в котором обнаруживается несогласованность с экономическими и иными социальными потребностями, или имеются недостатки юридического оформления, обычно вызывает коллизии в правоприменительном процессе, ведет к нарушению законности, субъективных прав и интересов участников административно-правовых отношений. Отсюда вытекает, что нормативные и индивидуальные акты управления в качестве особых инструментов реализации государственной исполнительной власти должны использоваться в неразрывном единстве. В этом единстве коренятся гарантии их эффективного воздействия на ход и результаты различных социальных процессов. Кроме того, на его основе обеспечивается целенаправленное осуществление всех организационных и административно-властных действий, направленных на исполнение требований нормативных и индивидуальных актов управления, в том числе в рамках так называемой административно-обеспечительной деятельности.

Итак, в общей системе  средств реализации исполнительной власти нормативные и индивидуальные акты управления могут быть выделены в качестве особого конституирующего и организующего начала. Они не только определяют содержание, формы  и функциональное назначение различных  правовых и организационных средств, но и обеспечивают их активное использование  для упорядочения и развития управленческих отношений, способствуют совершенствованию  всего процесса осуществления управленческой, правоохранительной и правообеспечительной деятельности. На этом основании можно сделать общий вывод о том, что нормативные и индивидуальные акты управления являются важнейшим средством реализации государственной исполнительной власти, которые занимают центральное место и играют доминирующую роль в системе всех остальных организационных и правовых средств ее осуществления.

Правотворческая деятельность коллегиальных органов управления осуществляется следующим образом:

•  принимается решение о разработке проекта управленческого нормативного акта;

•  создается текст проекта;

• проект проходит стадии предварительного обсуждения, доработки, согласования, одобрения соответствующими органами;

•  организуется обсуждение проекта в правотворческом органе;

•  проект утверждается и опубликовывается.

Процедура принятия нормативных  актов единоначальными органами более простая - руководитель органа исполнительной власти после подготовки проекта может сразу утвердить его.

Нормативные акты непосредственно  выражают регулятивную функцию административного  права. В них содержатся административно-правовые нормы, регулирующие однотипные управленческие общественные отношения путем установления определенных правил должного поведения  в сфере государственного управления, рассчитанных на длительное применение (исполнение) и не имеющих конкретного, то есть персонифицированного адресата (например, нормы, содержащиеся в правилах дорожного движения, в санитарно-гигиенических  правилах и т.п., распространяются на всех, кто так или иначе совершает определенные действия в названных областях). Нормативные акты управления, будучи органически включенными в правовую базу осуществления государственной исполнительной власти, оказываются в фокусе нормативно-правового воздействия государственных органов на все виды общественных отношений, которые возникают в процессе управленческой, правоохранительной и правообеспечительной деятельности. 

В настоящее время используются следующие официальные наименования правовых актов управления:

- указы и распоряжения Президента РФ (ст.90 Конституции РФ);

- постановления и распоряжения Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ);

-   постановления, приказы, распоряжения, инструкции, правила, положения, уставы, издающиеся федеральными органами исполнительной власти;

- указы (постановления) и распоряжения высшего должностного лица субъекта РФ [3].

В зависимости от характера  компетенции государственных органов, которые издают правовые акты управления, действия этих актов в пространстве и во времени, а также в зависимости  от особенностей их юридических свойств, правовые акты управления подразделяются на ряд видов (или групп). В частности, в зависимости от особенностей компетенции  органов государственной исполнительной власти, которые издают правовые акты управления, можно выделить акты органов  общей, отраслевой и межотраслевой (функциональной) компетенции. Первые — регулируют общественные отношения  во всех сферах реализации государственной  исполнительной власти (например, Постановления  Кабинета Министров Украины); вторые — отношения в какой-либо специальной  сфере управленческой, правоохранительной или правообеспечительной деятельности (например, приказ или инструкция отраслевого министерства, ведомства); и, наконец, третьи — регулируют отношения, возникающие в процессе осуществления одной или нескольких функций в пределах всех (либо определенной группы) отраслей управленческой или правоохранительной деятельности (например, приказ Антимонопольного комитета, инструкция Министерства финансов и т.п.).

Нормативные акты управления являются наиболее емким выражением процесса реализации исполнительной власти.

Правоприменительная деятельность органов и должностных лиц  исполнительной власти заключается  в разрешении конкретных управленческих дел на основе соответствующих правовых норм.

Правоприменительная деятельность включает:

•   установление фактических обстоятельств дела;

  выбор соответствующей нормы права, которую можно применить для решения определенного вопроса;

•   толкование правовой нормы;

•   принятие индивидуального акта;

•   исполнение акта применения нормы права [4].

По целям использования  различают внутренние (решение организационно-штатных  вопросов, руководство сотрудниками, управление структурными подразделениями  внутри органа) и внешние (обеспечение  выполнения функций, возложенных на орган) правовые формы управленческой деятельности.

Информация о работе Реализация исполнительной власти