Проблемы теории конституционного права Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:34, реферат

Описание

Наука конституционного права является составной частью юридической науки, которая, в свою очередь, входит в систему общественных наук. Для конституционного права как науки присущи свой предмет, источники, специфический подход к его изучению. Наука конституционно¬го права относится к числу отраслевых юридических наук.

Содержание

1. Понятие и предмет Конституционного права Республики Казахстан как науки, его соотношение с отраслью права. 3
2. Методология науки Конституционного права. 5
3. Задачи науки Конституционного права в современный период. 6
4. Источники науки Конституционного права. 8
5. Понятие, предмет, задачи дисциплины конституционного права РК. 10
Литература: 15

Работа состоит из  1 файл

Проблемы теории конституционного права Республики Казахстан как юридическая наука и учебная дисциплина-контрольная.doc

— 80.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и  предмет Конституционного права  Республики Казахстан как науки,  его соотношение с отраслью  права.

 

Наука конституционного права является составной частью юридической науки, которая, в свою очередь, входит в систему общественных наук. Для конституционного права как науки присущи свой предмет, источники, специфический подход к его изучению. Наука конституционного права относится к числу отраслевых юридических наук.

Наука конституционного права - система научных знаний о закономерностях развития:

1. Государственно-правовых  отношений, представленных в институтах  конституционного строя; 

1. Волевых общественных  отношений, с которыми связано  осуществление государственной власти.

Наука конституционного права представляет собой систему знаний. В систему науки конституционного права входят:

1. Знание о конституционном  праве как отрасли права; 

2. Знания о сущности  Конституции РК - ее структуре  и содержании;

3. Знания об основах  конституционного строя РК и  их отношении с господствующими в обществе отношениями;

4. Знания о правах  и свободах человека и гражданина  РК;

5. Знания о национально-государственном  и административно-территориальном  устройстве РК;

6. Знания о системе  органов власти РК, местном государственном 
управлении и самоуправлении.

Указанные объекты выступают  предметом научного исследования и  изучаются исходя из научных методологических принципов с использованием различных методов: исторических, логических, сравнительно-правового, системного, статистического, конкретно-социологического и др.

В ее составе имеются  относительно обособленные комплексы  теоретических положений, представляющих выводы, сделанные на основе познания сущности и закономерностей развития общественных отношений. Эти теоретические комплексы не только связаны между собой в силу единства предмета отрасли, но и находятся в определенном соподчинении, то есть одни теоретические положения служат основой для других.

К их числу относятся  теории разделения властей, парламентаризма, президентства, избирательной системы, гражданства, суверенитета, народовластия, гражданского общества, политического плюрализма. Каждая из этих теорий формируется самостоятельно, но в то же время испытывают влияние друг на друга.

Формулируя теоретические  выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие основы научного познания.

Итак, можно  сделать следующий вывод.

Рассмотрение  конституционного права как науки  позволяет исследовать и изучать Конституционное право как ведущую отрасль права Казахстана, представляющей  собой совокупность правовых норм, регулирующих основы взаимоотношений человека и государства, устройства государства и организации государственной власти путем закрепления в Конституции Республики Казахстан и конституционном законодательстве основ конституционного строя, основ правового статуса человека и гражданина, основ организации системы государственной власти и местного самоуправления.

Отдельное место  занимает Конституция (Основной Закон) Республики Казахстан, которая является одновременно и источником и предметом конституционно-правового регулирования.

В качестве предмета регулирования Конституция РК выступает  как концентрированное внешнее  выражение связи человека и государства. устройства государства и организации государственной власти. имеющее огромное значение для нормального существования этих отношений и требующее поэтому повышенного внимания со стороны конституционного права.

Таким образом, конституционное право - это отрасль казахстанского права, представляющая собой систему правовых норм, регламентирующих определенные общественные отношения. Критериями же разделения массива правовых норм на отрасли служат два основных признака: предмет и метод правового регулирования.

2. Методология  науки Конституционного права.

 

Методы конституционного права, как совокупность приемов  и способов регулирования конституционно-правовых отношений.

 Различают:

1. Метод обязывания. Применяется как в отношении государственных органов, так и в отношении физических лиц во всех сферах их деятельности (ст.ст.6, 18 Конституции Республики Казахстан) .

2. Метод запрещения. Применяется преимущественно в отношении государственных органов, общественных образований, в ограниченных случаях применяется в отношении граждан (п.3 ст.39 Конституции Республики Казахстан).

3. Метод дозволения. Применяется для установления статуса человека и гражданина (ст.21 Конституции Республики Казахстан), также при определении полномочий государственных органов (п.4 ст.53 Конституции Республики Казахстан).

4. Метод признания, т.е. признание естественных прав человека (п.2 ст.12 Конституции Республики Казахстан).

 

3. Задачи науки  Конституционного права в современный  период.

 

В Конституцию РК 1995 г. уже дважды были внесены изменения и дополнения – в 1998 г. и в 2007 г. Изменения (большие или малые) уже затронули 45 из 98 статей Конституции РК 1995 г. (причем в некоторые статьи уже дважды вносились изменения).

В 2007 г. было начато преобразование формы государства из президентской республики в президентско-парламентскую. Напомним основные итоги конституционной реформы 2007 г. с точки зрения эволюции формы государства:

"1. Встройка в систему  высших государственных органов  основных элементов многопартийной  системы и интеграция государственной системы с партийными механизмами формирования значительной и решающей части законодательного органа – Мажилиса Парламента РК, его деятельности.

Особое значение имеет  переход на более продвинутую  и широко распространенную в зарубежных странах пропорциональную избирательную систему, на которую незадолго до этого перешла и России, и которая получила развитие также на Украине. Важное значение в перспективе должны иметь выработка и апробация, совершенствование прогрессивных механизмов оптимального учета остатков голосов избирателей (голосов, отданных за партии, не прошедшие в Парламент, например, распределение их в той или иной пропорции между партиями, участвовавшими в выборах, но уже с учетом дополнительных критериев) с соответствующей корректировкой законодательства…

2. Укрепление статуса  Парламента… Эти изменения при  определенных условиях могут  иметь главное значение для  последующей эволюции формы государства… 

3. Важным элементом  реформы является некоторое ограничение  власти Акимов на местах и формирование новой взаимосвязи, некоторых противовесов в отношениях местных исполнительных органов (в данном случае Акимов) и местных представительных органов (маслихатов). Тем самым укрепляется единство всей системы государственной власти – как исполнительной, так и представительной, законодательной…

4. В порядке противовеса  усилению Парламента осуществлено  системное укрепление статуса  и власти Президента, особенно  Первого Президента Республики. Фактически укрепляется и статус  Администрации Президента…

Увеличено количество назначаемых  Президентом парламентариев и конституционно закреплено формирование им Ассамблеи  народа Казахстана, которая впервые  получила представительство в Парламенте...

5. В порядке противовеса  усилению Парламента РК несколько  укреплены также и полномочия Конституционного Совета РК в отношении актов Парламента РК (его Палат)...

6. Положение о том,  что теперь Сенат Парламента  РК может выполнять функции  Парламента в целом по принятию  конституционных законов и законов  в период временного отсутствия Мажилиса Парламента РК, вызванного досрочным прекращением его полномочий (п. 5) ст. 55 Конституции РК в ред. 2007 г.), может рассматриваться также как антикризисная норма. Но она имеет двойное значение – и поддержание функционирования Парламента в форме малого его варианта, и в то же время – это определенная сдержка в некоторых ситуациях в отношении Мажилиса Парламента… В связи с этим укрепляется статус и Сената Парламента РК.

7. Получили развитие  некоторые элементы правовой  системы, которые могут оказать позитивное влияние на состояние с правами и свободами человека (вопросы смертной казни и санкционирование ареста судом)…

…К резервам конституционного развития можно отнести и возможность  усилить в перспективе экологическую  направленность деятельности государства как одну из его конституционных характеристик, конституционную институциализацию уполномоченного по правам человека, дальнейшее расширение прав Парламента и Конституционного Совета, дальнейшую реформу судебной власти, в частности, путем выведения ее из зоны прямого влияния местной исполнительной власти за счет создания окружных судов, некоторое перераспределение полномочий между Президентом и Правительством, дифференциацию в перспективе местного государственного управления и местного самоуправления и т.д. При этом, данные изменения должны проводиться по мере созревания необходимых условий (но и без запаздывания)"

4. Источники  науки Конституционного права.

 

Под источником права понимаются формы, в которых  выражаются нормы права. В Конституции Республики Казахстан 1995 года в п.1 ст.4 перечисляются источники конституционного права. Нужно заметить, что не все формы нормативно-правовых актов, указанных в Конституции, являются ее источниками. Одни нормативные акты содержат нормы только конституционного права, другие - нормы различных отраслей права.

В зависимости  от формы, все источники конституционного права подразделяются на различные виды:

1. Конституция Республики Казахстан - основной источник конституционного права.</h4>

2. Конституционные законы. Их принятие и перечень предусмотрены Конституцией (например, ст.92 Конституции). Принимаются по важнейшим для государства вопросам, специально оговоренным в Конституции, и в более сложном по сравнению с обычными законами порядке. Принимаются 2/3 голосов от общего числа депутатов.

3. Обычные законы принимаются, как правило, депутатами Парламента Республики Казахстан простым большинством голосов - 50% + 1 голос

Необычные законы вносят изменения и дополнения в  Конституцию, принятые Парламентом  большинством голосов депутатов  каждой из Палат Парламента Республики, и законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, принятые референдумом.

4. Постановления Палат Парламента РК.

5.Указы Президента  РК, в свою очередь, подразделяются  на:

a. Указы, имеющие силу конституционного закона;

b. Указы, имеющие силу закона;

c. Подзаконные нормативные указы.

Но не все  нормативные указы Президента являются источником конституционного права, ими могут быть только указы, которые содержат конституционно-правовые нормы.

6. Декларация о государственном суверенитете от 25 октября 1991 года, провозглашающая принципы суверенитета, закрепленные в Законе о государственной независимости Республики Казахстан, в Конституциях 1993 г. и 1995г. и других конституционных актах.

7. Постановления Правительства Республики Казахстан, акты министерств и ведомств, которые содержат в себе нормативные предписания, нормы права.

8. Решения Конституционного Совета Республики Казахстан.

9. Нормативно-правовые акты местных представительных органов и органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы (решения, уставы, положения) . Носят локальный характер.

10. Международные договоры, ратифицированные на межгосударственном уровне.

При коллизии норм внутригосударственного права и  норм международного права приоритет отдается последним.

 

 

 

5. Понятие, предмет,  задачи дисциплины конституционного  права РК.

 

Термин «конституционное право» употребляется в нескольких смыслах: во-первых, как отрасль национального права, во-вторых, как отрасль научного знания (наука), в-третьих, как учебная дисциплина.

В целом, конституционное  право – это ведущая отрасль  национальной правовой системы, представленная совокупностью правовых норм, определяющих:   а) основы конституционного строя, б) правовое положение человека и гражданина и в) закрепляющих государственное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления.

Конституционное право  –  одна из отраслей системы права Республики Казахстан. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах.

Информация о работе Проблемы теории конституционного права Республики Казахстан