Предприятия и учреждения как субъекты административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 00:56, контрольная работа

Описание

Целью написания данной курсовой работы является определение сущности предприятий и учреждений как субъектов административного права. Цель курсовой работы определяет следующие задачи:
1. Определение понятия, видов, полномочий субъектов административного права в целом;
2. Изучение сущности предприятий и учреждений как субъектов административного права;
3. Исследование основ административно-правового положения предприятий и учреждений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Субъекты административного права: понятие, виды, полномочия…..4
1.1 Предприятия и учреждения как субъекты административного права...7
1.2 Основы административно-правового положения предприятий, учреждений…12
Заключение…………………………………………………………………..16
Список использованной литературы……………………………….………18

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬН адм право 2.doc

— 79.50 Кб (Скачать документ)

Учреждения тоже делятся  на виды. По роду деятельности различают  учреждения:

- хозяйственные (хозяйственные  министерства и ведомства, их  органы на местах и т.д.);

- социальной  сферы (образовательные, научные,  здравоохранения и др.);

- внешнеполитические (системы Министерства иностранных  дел, консульские учреждения);

- внешнеэкономические; 

- правоохранительные (система правосудия, система прокуратуры,  милиции и другие правоохранительные системы);

По формам собственности  учреждения, как и предприятия, подразделяются на: государственные, муниципальные, кооперативные, частные и т.д.

Некоммерческой  организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в  качестве основной цели своей деятельности и не распределяющую полученную прибыль между участниками.

Большинство негосударственных  некоммерческих организаций созданы  для решения тех же самых задач, с которыми повседневно имеют  дело государственные и муниципальные органы. Это забота о малообеспеченных, больных, социально неблагополучных гражданах, содействие воспитанию и образованию детей и подростков, сохранение и развитие культуры, реальная защита прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, и многое другое из того, что не может быть обеспечено на чисто коммерческой, рыночной основе.

Некоммерческие  организации могут создаваться  для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных  и управленческих целей, в целях  охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Перечень важнейших  форм некоммерческих организаций предусмотрен Гражданским кодексом и Законом  «О некоммерческих организациях». Некоммерческие организации могут создаваться  в форме общественных или религиозных  организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Предприятия и  учреждения являются субъектами административного права. Они вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права в связи с осуществлением своих функций.

Нормы права, определяющие административно-правовой статус предприятий и учреждений, устанавливают:

- общий порядок  их взаимоотношений с исполнительными  органами государственной власти;

- государственную  регистрацию предприятий и учреждений;

- по отдельным  видам деятельности – государственное  лицензирование, нормирование, техническое регулирование, контроль и надзор и т.п.

- общеобязательный  порядок ведения и представления  бухгалтерской и статистической  отчетности государственным органам,  необходимый для налогообложения  и ведения общегосударственной экономической информации.

Административно-правовой статус государственных предприятий  и учреждений имеет свои особенности. К особенностям административно-правового  статуса предприятий и учреждений относится, прежде всего, то, что они  являются собственностью государства.

Руководство государственными предприятиями и учреждениями осуществляют должностные лица, назначаемые компетентными  государственными органами и обладающие государственно-властными полномочиями. Порядок образования и ликвидации предприятий и учреждений регламентируется законодательством. Они могут быть созданы по решению собственника или уполномоченного органа.

Муниципальные предприятия и учреждения – основанные на собственности муниципальной, т.е. органов местного самоуправления.

1.2 ОСНОВЫ  АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ

Содержание  административно-правового статуса  предприятий, учреждений в основном зависит от следующих обстоятельств:

1) является он  частью государственного механизма  или нет; 

2) каким видом  деятельности он занимается (хозяйственной, культурно-воспитательной и т. д.);

3) является он  самостоятельной организационной  единицей или включен в более  сложную организационную структуру.

Правовой статус предприятий и учреждений определяется нормами ряда отраслей права, но преимущественно административным правом, гражданским правом и трудовым правом.

Административно-правовой статус государственных предприятий  и учреждений характеризуется рядом  особенностей. Они образуются и ликвидируются  органами государственной власти, которые утверждают их устав, назначают их руководителей, контролируют их деятельность, определяют их заказы.

В административно-правовом статусе государственных субъектов  можно выделить три главных блока:

а) целевой;

б) структурно-организационный;

в) компетенционный (компетенцию).

Первым элементом  административно-правового статуса  государственного коллективного субъекта являются его цели, задачи и функции, закрепленные юридически. Цель в данном случае можно понимать как обеспечение  определенной социальной потребности, которая в положениях, уставах и иных управленческих актах конкретизируется в перечне задач и выполняемых функций.

Все задачи, которые  ставятся перед структурными единицами  государственного механизма, можно  объединить в три группы:

1) производственные, конкретизирующие ту цель, ради которой она создана (выпускать продукцию, учить, лечить, контролировать и т. д.);

2) экономико-экологические,  закрепляющие обязанности бережно  использовать природные и другие  ресурсы, обеспечивать сохранность окружающей среды и государственного имущества;

3) социальные, нацеливающие  на заботу о коллективе работников  и его членах, создание благоприятных  условий для трудовой деятельности, организацию культурно-бытового  обслуживания, улучшение материального  благосостояния своих рабочих, служащих и их семей.

Второй –  организационно-структурный – компонент  правового статуса сам является довольно сложной системой. В него входит нормативное регулирование  порядка образования, легализации, реорганизации, ликвидации субъектов, их подчиненности и передачи из ведения одних организаций в подчинение других, установления и изменения их организационных структур, права на организационное самоопределение, процедур деятельности и права на официальные символы.

У негосударственных предприятиях, в редких случаях, имеются все те элементы статуса, что и у государственных (целевого, организационного, компетенционного блоков), чаще всего – лишь некоторые из них.

Минимальный объем  административно-правового статуса  негосударственного коллективного субъекта включает в себя право на государственное признание, наименование, право самостоятельно вступать в административно-правовые отношения с государственными органами.

Негосударственные предприятия и учреждения самостоятельны в организации своей деятельности и реализации продукции и услуг. Законодательство запрещает какое-либо вмешательство государства в их хозяйственную деятельность. Управление ими осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями.

Правовой статус учреждений отличается большим диапазоном их прав и обязанностей, а потому в решении данного вопроса  законодательство пошло по пути установления правового статуса учреждений по отраслям.

Например, Закон  РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона от 20 июля 2000 г. № 102-ФЗ устанавливает систему образовательных учреждений (ст. 12) – дошкольные, общеобразовательные, профессиональные и др., и определяет основы их правового статуса. На базе Закона в специальных нормативных актах определяется полный, исчерпывающий правовой статус общеобразовательного учреждения.

Аналогичным образом  решается вопрос о правовом статусе  учреждений в других отраслях. Например, военно-учебные заведения внутренних войск создаются по решению Правительства Российской Федерации, равно как и учебные заведения для подготовки сотрудников милиции.

Предприятия (учреждения) независимо от видов собственности  и организационно-правовых форм, обязаны  соблюдать законы и иные административно-правовые акты (законодательство об охране окружающей среды, земельное законодательство, правила безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нормы и т.д.).

Уполномоченные  государственные органы осуществляют контроль за соблюдением соответствующего законодательства и в этой части могут вмешиваться в деятельность предприятий, применять к его нарушителям меры принудительного воздействия, предусмотренные законодательством, вплоть до закрытия предприятия.

Предприятия и  учреждения как юридические лица несут административную ответственность в соответствии с КоАП РФ. В отношении их руководителей и служащих может быть применена такая мера административной ответственности как дисквалификация. Она заключается в лишении права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в состав директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом и иную управленческую деятельность, в случаях предусмотренных законом.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, субъект административного права – это участник общественных отношений, обладающий определенными правами и обязанностями, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей. В административном праве его нормы реализуются гражданами, государственными органами, общественными объединениями и другими, которые и являются субъектами административного права, т.е. носителями конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормах административного права.

По своему административно-правовому  статусу субъекты административного права делятся на две группы: физические лица и организации. Физические липа в свою очередь охватывают три вида субъектов: гражданин России, иностранный гражданин и лицо без гражданства.

Организации как  субъекты административного права, прежде всего, надо разделить на государственные и негосударственные. Различие их состоит в том, что государственные организации:

1) выполняют  задачи, функции и полномочия, порученные  им государством;

2) они базируются  на государственной собственности;

3) управляются  государством.

К числу государственных  организаций относятся органы государственного аппарата – представительные, исполнительные, судебные, органы прокуратуры и др., государственные предприятия, учреждения и организации – производственные, культуры, массовой информации, учреждения здравоохранения и т.д.

Организации негосударственные  отличаются тем, что они не выполняют  задач и функций государства, хотя могут и способствовать этому. Они не финансируются государством и не испытывают на себе непосредственного государственного управления. К таким организациям можно отнести объединения граждан – профсоюзы, спортивные общества, творческие союзы, партии, религиозные организации и т.д., а также коммерческие организации – частные, кооперативные, акционерные, смешанные и др.

Также, предприятия  и учреждения являются коллективными (коллегиальными) субъектами административного  права. Они вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права. В отличие от органов исполнительной власти они не осуществляют руководство, а выполняют функции в экономической, социально-культурной и иных сферах для удовлетворения материальных, духовных и других потребностей граждан, общества и государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что в  государственном управлении принимают  участие различные субъекты административного  права, наделенные соответствующими правами  и обязанностями, которые позволяют  им активно участвовать в общественной жизни, удовлетворять свои материальные и социально-культурные потребности.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты

1.    Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья. – М.: Проспект, 2005. – 448 с.

2.    Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru

Информация о работе Предприятия и учреждения как субъекты административного права