Предмет административно-правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:23, контрольная работа

Описание

Слово «норма» происходит от латинского социальной нормы «norma», что означает правило, образец, стандарт. На протяжении многих веков, чтобы жить в обществе, люди вырабатывали определенные правила. Эти правила были разнообразны: они касались вопросов взаимоотношений в семье, в кругу друзей и знакомых, поведения в общественном месте, на работе и т. д. Все созданные людьми правила можно условно разделить на две группы. Первую группу составляют правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и природными ресурсами.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….….3
Предмет и метод административного права…………………………………….... 4
Вывод…………………………………………………………………………….….21
Список используемой литературы …………………………………………..…..25

Работа состоит из  1 файл

готовое на печать !!!.doc

— 112.00 Кб (Скачать документ)

Не претендуя на полноту охвата явления и бесспорность формулировок, признавая определенную альтернативность при решении вопроса об определении предмета этой отрасли права, сформулирую названный предмет следующим образом: это общественные отношения в сфере исполнительной власти, сложные и многоструктурные по своим взаимосвязям с другими отраслями российского права, в которых все более доминируют связи гражданина и административного права, регулируется административно-правовая часть статуса гражданина и общественных объединений, контроль судов всех видов за деятельностью органов исполнительной власти и иных субъектов административного пращ повышение ответственности названных органов и административных учреждений, контроль за ними со стороны представительных учреждений, а также органов прокуратуры, других контрольно-надзорных, и инстанций.[6]

Это один из обновленных вариантов, который, как и любое определение несколько условно, но имеет резервы для модификации

Опираясь на приведенные выше и другие труды теоретиков права и административистов, можно сформулировать основное содержание методов административного права (административно-правового регулирования общественных отношений в сфере исполнительной власти).

Первое. Административно-правовой метод предполагает неравенство сторон — участников административно-правовых отношений, т. е. отношения власти—подчинения, субординационные по характеру. Сравнение административно-правового метода и гражданско-правового метода позволяет четче выявить особенности каждого из них. Гражданско-правовой метод предполагает равенство субъектов отношений, и то время как административно-правовой метод исходит из неравенства субъектов управленческих отношений, что связано с подчинением одной стороны другой.

Второе. Механизму административно-правового регулирования присущи правовые средства, т. е. предписания. Одной стороне регулируемых отношений предоставлен определенный объем юридических полномочий (по терминологии Ю. М. Козлова), адресуемых другой стороне. Последняя обязана подчиниться предписаниям, исходящим от носителя распорядительных прав.

Третье. Административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявлений одного из участников отношения.

Четвертое. Можно выделить следующие моменты: установление определенного порядка действий — предписание соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренных данной административно-правовой нормой;

Таким образом, дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий.

Разрешительный метод является довольно перспективным. Такова в целом общая характеристика метода административного права, позволяющая (хотя и в мозаичной форме) коснуться некоторых его особенностей и специфических черт. Разумеется, эта в целом самая общая характеристика метода (методов) в административном праве носит фрагментарный, мозаичный характер, имеет значительный потенциал для углубления, развертывания, вовлечения иных элементов, критериев и признаков.


Вывод

 

Административное право, будучи самостоятельной отраслью российского права, является по своему характеру фундаментальным правом, тесно взаимосвязанным с другими отраслями права, и во многих случаях наряду с другими правовыми отраслями служит фундаментом для возникновения и функционирования многих уже сложившихся или сравнительно новых отраслей права либо правовых образований, совокупностей, в первую очередь таких как финансовое право, трудовое право, а также налоговое право и ряд других.

Характерная особенность административного права — тесное взаимодействие с другими отраслями российского права.

Необходимо подчеркнуть взаимодействие с конституционным правом, его основополагающий характер для развития и эффективного функционирования административного права. Многие нормы конституционного права (в первую очередь Конституция РФ), являются юридической основой административного права. Даже при схематичном взгляде эта органическая взаимосвязь очевидна.

Поскольку конституционное право — ведущая отрасль российского права, оно закрепляет принципы организации и деятельности исполнительной власти, ее систему, место, правовые основы субъектов государственной власти — законодательной, судебной. Эти взаимосвязи в той или иной степени регламентируются ст. 3, 5, 10, 11, 71—72, 83—88, 102-103,111, особенно ст. 117,125 Конституции РФ.

Тесное взаимодействие норм конституционного права и административного права отчетливо проявляется в ч. 2 ст. 85, согласно которой Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательством РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. [7]

Глубокая связь административного права с финансово-кредитным правом наблюдается, в частности, в конституционном праве (например, назначение на должность Председателя Центрального банка РФ, принятие Государственной Думой Закона о федеральном бюджете и обязательное рассмотрение этого закона в Совете Федерации).

В нормах административного права находят свои начала нормы и положения финансового права. В частности, это видно из Положения I о Министерстве финансов, которое является одновременно источником административного и финансового права. Например, для развития финансового права чрезвычайно важной является функция федерального органа исполнительной власти по изданию методических указаний, инструкций и других документов по вопросам организации работы финансовых органов и осуществления ими своих функций.

К сказанному относительно взаимосвязей административного и финансового права нужно добавить следующее. Финансовое право регулирует отношения в сфере финансовой деятельности. При этом финансовое право широко применяет метод прямого приказа, характерный для административно-правового регулирования. Как отмечалось, нормы, регулирующие статус финансовых органов (Министерство финансов, Финансовое управление и т.д.), являются одновременно нормами и административного, и финансового права. Организация деятельности финансовых органов определяется административным правом, которое преимущественно регулирует управленческие отношения в сфере финансов, в то время как финансовое право — сами финансовые отношения, являющиеся особой разновидностью экономических отношений.

Административное право тесно связано с гражданским и трудовым правом. Например, административное право и гражданское право нередко регулируют одни и те же отношения, но применяют разные методы регулирования. Довольно часто это бывают имущественные отношения. Что касается различий в методах их регулирования, то здесь характерно юридическое равенство воли сторон; отсюда широкое применение договорных форм. Административно-правовой метод предполагает неравенство воли сторон: воля одной обычно главенствует над волей другой. В административно-правовых отношениях одна сторона обычно наделена государственно-властными полномочиями по отношению ко второй: именно она (первая сторона) принимает управленческие решения, осуществляет государственный контроль за действиями другой, может в предусмотренных законом случаях применить к ней принуждение.

Нормы административного права, регулирующие государственную службу, и нормы трудового права, определяющие порядок приема и прохождения этой службы, тесно пересекаются, подчас трудно пронести границу между ними. Некоторые стороны статуса государственных служащих (проведение конкурсов и аттестаций, присвоение классных чинов и рангов, введенных применительно к сферам и отраслям vправления) регламентируются нормами административного права.[8]

Весьма глубока и органична связь административного права с таможенным правом - новой комплексной правовой отраслью. Организация управления таможенным делом, статус и система таможенных органов, ответственность за административные правонарушения, и другие моменты, связанные с таможенной деятельностью, регулируются нормами административно-правового характера.

Многогранна связь между административным правом и налоговым правом. Установление основ налоговой системы РФ, статус, организации налоговой службы, положение о классных чинах работников Государственной налоговой службы и ряд других аспектов налогового дела и налогового права регулируются нормами административного права.

Таким образом, отчетливо видна и проявляется многосторонняя глубокая связь административного права со многими отраслями российского права — конституционным, гражданским, финансовым, трудовым, таможенным, налоговым. Эта взаимосвязь норм различных отраслей права является закономерным явлением, отражающим сложный процесс формирования и функционирования правовой системы, в том числе административного права России, в новых социально-экономических и политических условиях.

 


Список используемой литературы

 

1.   Румынина В.В.Основы права, 2006г. Москва«Форум»87,256

2.   Миронов А.Н.Административное право, Москва, ИД «Форум»-инфра –М,2008г.,22,302

3.   Б.Н. Габричидзе,А.Г. Чернявский. Административное право России, Москва» Проспект»,2008г,34, 670

4.   Шохин В. М. и др. Российское административное право. М., 1996. С. 35

5.   Габричидзе Б. Н., Елисеев Б. П. Российское административное право. М., 1988 . С. 8—9; Габричидзе Б.Н, Чернявский А,Г. Административное право Российской Федерации. М., 2001. С. 13-35

6.   Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право. М., 2000. С. 5—6.

7.   Бахрах Д.Н. О предмете административного права // Государство и право. 2003. № 10. С. 32.



[1] Румынина В.В.Основы права, 2006г. Москва«Форум»87,256

[2]   Бахрах Д.Н. О предмете административного права // Государство и право. 2003. № 10. С. 32.

[3]    Козлов Ю. М., Попов Л. Л. Административное право. М., 2000. С. 5—6.

[4]     Габричидзе Б. Н., Елисеев Б. П. Российское административное право. М., 1988 . С. 8—9; Габричидзе Б. Н, Чернявский А, Г. Административное право Российской Федерации. М., 2001. С. 13-35

[5] Б.Н.Габричидзе,А.Г.Чернявский.Административное право России,моска»Проспект»,2008г,34,670

[6] Шохин В. М. и др. Российское административное право. М., 1996. С. 35.

[7] Румынина В.В..Основы права, 2006г. Москва«Форум»87,256

[8] Миронов А.Н.Административное право, Москва,ИД «Форум»-инфра –М,2008г.,22,302


Информация о работе Предмет административно-правового регулирования