Правовые основы административного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:46, контрольная работа

Описание

В настоящей работе отстаивается идея формирования в Российской Федерации специализированных административных судов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА
1.1. Понятие и сущность административного процесса
1.2. Принципы административного процесса
2.ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
2.1. Понятие и признаки административного правонарушения
2.2. Порядок производства по делам об административных правонарушениях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

Контра апр.docx

— 59.65 Кб (Скачать документ)

Субъективная сторона  административного правонарушения включает вину правонарушителя, мотивы совершения правонарушения и его цель. Вина правонарушителя является основным элементом субъективной стороны административного правонарушения и выражается в форме умысла или неосторожности.

Данное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его  совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Указанное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

В качестве критерия деления  административных правонарушений на виды выступает родовой объект, то есть общественные отношения в конкретной области государственной и общественной жизни, государственного управления. Формально виды административных правонарушений, в зависимости от родового объекта, объединены в КоАП в главы раздела II Особенной части.

На основе данного критерия можно выделить следующие виды административных правонарушений:

1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан  (Глава 5. ст.ст. 5.1-5.44).

2. Административные правонарушения, посягающие на здоровье,  санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (Глава 6. ст.ст. 6.1-6.14).

3. Административные правонарушения  в области охраны собственности (Глава 7. ст.ст. 7.1-7.28).

4. Административные правонарушения  в области охраны окружающей природной среды и природопользования (Глава 8. ст.ст. 8.1-8.40)

5. Административные правонарушения  в промышленности, строительстве  и энергетике (Глава 9. ст.ст. 9.1-9.14)

6. Административные правонарушения  в сельском хозяйстве, 
ветеринарии и мелиорации земель (Глава 10. ст.ст. 10.1-10.14). 
          7. Административные правонарушения на транспорте (Глава 11. ст.ст. 11.1-11.29).

8. Административные правонарушения  в области дорожного движения (Глава 12. ст.ст. 12.1-12.36).

9. Административные правонарушения  в области связи и информации (Глава 13. ст.ст. 13.1-13.24).

10. Административные правонарушения  в области предпринимательской деятельности (Глава 14. ст.ст. 14.1-14.25).

11. Административные правонарушения  в области финансов, налогов и  сборов, рынка ценных бумаг (Глава  15. ст.ст. 15.1 – 15.26)

12. Административные правонарушения    в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (Глава 16. ст.ст. 16.1-16.22)

13. Административные правонарушения,  посягающие на институты государственной власти (Глава 17. ст.ст. 17.1-17.13)

14. Административные правонарушения  в области защиты Государственной  границы Российской Федерации  и обеспечения режима пребывания  иностранных граждан или лиц  без гражданства на территории  Российской Федерации (Глава 18. ст.ст. 18.1-18.14).

15. Административные правонарушения  против порядка управления (Глава 19. ст.ст. 19.1-19.25)

16. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (Глава 20. ст.ст. 20.1-20.27).

17. Административные правонарушения  в области воинского учета  (Глава 21. ст.ст. 21.1-21.7).

 

2.2. Порядок производства  по делам об административных  правонарушениях

Производство по делам  об административных правонарушениях – это  один из видов административно-юрисдикционного производства. Задачами этого производства являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется КоАП.

В соответствии с главой 25  КоАП участниками производства по делам об административных правонарушениях  являются: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физического лица; законные представители юридического лица; защитник; представитель; свидетель; понятой; специалист; эксперт; переводчик; прокурор.

Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим  лицом, рассматривается с участием его законного представителя  или защитника. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц, о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Для оказания юридической  помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему – представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью.

В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания.

Понятой, то есть любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, может быть привлечено должностным  лицом, в производстве которого находится  дело об административном правонарушении, в случаях, предусмотренных КоАП. Число понятых должно быть не менее двух.

Присутствие понятых обязательно  при применении мер обеспечения  производства по делам об административных правонарушениях - личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице; осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов; досмотре транспортного средства; изъятии вещей и документов; аресте товаров, транспортных средств и иных вещей; задержании транспортного средства; аресте товаров, транспортных средств и иных вещей.

В качестве специалиста для  участия в производстве по делу об административном правонарушении может  быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. Специалист предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений.

В качестве эксперта может  быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

В качестве переводчика может  быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении. Переводчик назначается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении. Переводчик обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выполнить полно и точно порученный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подписью. Переводчик предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода.

Прокурор вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом.

В процессе производства по делам об административных правонарушениях важную роль играет определение обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении (предмет доказывания), а также сбор и оценка доказательств.

Согласно КоАП предметом  доказывания по любому делу об административном правонарушении является:

1) наличие события административного  правонарушения;

2) виновность лица в  совершении административного правонарушения;

3) обстоятельства, смягчающие  административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

4) характер и размер  ущерба, причиненного административным правонарушением;

5) обстоятельства, исключающие  производство по делу об административном правонарушении;

6) иные обстоятельства, имеющие  значение для правильного 
разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела6. Использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.

По характеру связи  между доказательствами и фактом, подлежащим установлению, доказательства подразделяются на прямые и косвенные. Прямые доказательства однозначно подтверждают или опровергают существование любого из обстоятельств, подлежащих доказыванию. Значение прямого доказательства однозначно в толковании и все вопросы сводятся только к оценке его достоверности. Косвенные доказательства устанавливают промежуточные факты. С помощью этих фактов может быть выяснено обстоятельство, имеющее непосредственное отношение к предмету доказывания.

Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы. Вещественные доказательства в случае необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу об административном правонарушении. О наличии вещественных доказательств делается запись в протоколе об административном правонарушении (или в ином протоколе).

К доказательствам согласно КоАП относятся и показания специальных технических средств. Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку. Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении.

КоАП устанавливает порядок  поэтапного продвижения дела об административном правонарушении. Этапы прохождения  дела об  административном  правонарушении  именуются  стадиями производства. Они отграничиваются друг от друга  итоговым процессуальным решением и  различаются конкретными задачами, кругом органов и лиц, участвующих в производстве по делу, а также процессуальными действиями. Стадии производства по делам об административных правонарушениях осуществляются в логической последовательности и составляют систему производства. В соответствии с КоАП (главы 28-30) можно выделить следующие стадии производства по делам об административных правонарушениях:

-возбуждение дела об административном правонарушении;

-рассмотрение дела об административном правонарушении;

-пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

Возбуждение дела об административном правонарушении7.

Возбуждение дела об административном правонарушении является самостоятельной стадией производства по делам об административных правонарушениях и представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на установление факта административного правонарушения, а также определения подведомственности (подсудности). Возбуждение дела об административном правонарушении включает процессуальную деятельность по получению информации об административном правонарушении, ее оформлении и регистрации. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное  обнаружение  должностными  лицами, 
уполномоченными составлять протоколы об административных 
правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных  органов, а также из 
других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления  физических и юридических лиц,  а 
также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Информация о работе Правовые основы административного процесса