Правовое положение государственного служащего: права, обязанности, гарантии и ограничения

Автор работы: M***********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 01:32, контрольная работа

Описание

Цели и задачи работы. Основная цель данной работы состоит в исследовании правового положения государственных служащих. Для этого в работе решаются следующие задачи:
1. Даётся понятие государственного служащего.
2. Исследуются права и обязанности государственного служащего.
3. Изучаются гарантии и ограничения деятельности государственного служащего.

Содержание

Введение…………………..……………………….………………….…………………..3
1. Правовое положение государственного служащего …………………………........5
1.1. Понятие государственного служащего………………………..……………...…….5
1.2. Права и гарантии государственного служащего……………………..………….…7
1.3. Обязанности государственного служащего………………………..………...…….9
1.5. Ограничения в деятельности государственного служащего.................................11
Заключение…………..………………….……………………………………………….15
Литература……..………………….……………………………………………………..16

Работа состоит из  1 файл

Административное право право Права госслужащих.doc

— 94.00 Кб (Скачать документ)

     САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 
 
 

     Кафедра государственно-правовых дисциплин 
 
 
 
 
 

     контрольная РАБОТА 

     по дисциплине: «Административное право»

     тема: «Правовое положение государственного служащего: права, обязанности, гарантии и ограничения» 
 
 
 
 

                     Выполнил: студент

                     2 курса, 114 группы

                     заочной формы обучения,

                     Молодинский Владимир Валерьевич Научный руководитель:

                     кандидат  юридических наук, доцент,

                     Басов Семён Леонидович 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

     Санкт-Петербург

     2010 

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение…………………..……………………….………………….…………………..3

1.   Правовое положение государственного служащего …………………………........5

1.1. Понятие государственного служащего………………………..……………...…….5

1.2. Права и гарантии государственного служащего……………………..………….…7

1.3. Обязанности государственного служащего………………………..………...…….9

1.5. Ограничения в деятельности государственного служащего.................................11

Заключение…………..………………….……………………………………………….15

Литература……..………………….……………………………………………………..16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В Российской Федерации в настоящее  время уделяется особое внимание развитию законодательства о государственной  службе, как на федеральном, так и  на региональном уровнях. Прежде всего  это обусловлено теми изменениями, которые произошли и происходят в нашем обществе и государстве. В декабре 1993 года была принята новая Конституция - основной закон страны. Кардинально изменилась структура, функции органов государственной власти. Проводимые реформы привели к изменению роли и самого государственного аппарата и государственных служащих. Встала необходимость повышения эффективности функций государственного аппарата, обеспечения профессионализма государственных служащих, изучения новых аспектов и проблем государственной службы в целом.

     31июля 1995 года был принят Федеральный  закон №119-ФЗ «Об основах государственной  службы Российской Федерации», который  является основополагающим федеральным  актом в правовой базе, регламентирующей  сферу государственно-служебных отношений. Федеральными законами от 18.02.99 № 35-ФЗ и от 07.11.2000 № 135-ФЗ в него были внесены изменения.

     Актуальность  темы определяется тем, что эффективное  функционирование государственного аппарата России возможно только при укомплектовании кадрами надлежащей компетенции и высокой квалификации.

     Отсутствие  единой научной концепции государственного управления обществом в переходный период существенно затруднило развитие российской государственности на новых  правовых принципах и формирование государственной службы.

     Именно  государство посредством законов, правительственных программ и функционирования своего аппарата придает десяткам миллионов  людей возможную целенаправленность, согласованность и позитивную результативность. Российской Федерации нужно сильное государство, способное обеспечить в обществе, с одной стороны, свободу, многообразие взглядов и политических сил, широкое самоуправление, а с другой - общественный порядок, безопасность, надлежащую кооперацию труда, правовое урегулирование общественных связей, соблюдение законов.

     Цели  и задачи работы. Основная цель данной работы состоит в исследовании правового положения государственных служащих. Для этого в работе решаются следующие задачи:

         1. Даётся понятие государственного служащего.

         2. Исследуются права и обязанности государственного служащего.

         3. Изучаются гарантии и ограничения деятельности государственного служащего.

     Объект  исследования – правовое положение государственных служащих.

     Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением правового положения государственных служащих.

 

      1. Правовое положение государственного служащего 

     1.1. Понятие государственного служащего 

     Основным  действующим лицом на поле государственной  службы является должностное лицо. Государственный служащий - лицо, реализующее своей деятельностью функции государства.

     Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению  исполнения полномочий государственных  органов. При этом к государственной  службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности лишь определенных категорий, обозначенных в самом законе. То есть не все лица, занимающие должности в государственных органах, исполняют обязанности, относящиеся к государственной службе1.

     В связи с этим, должности в государственных органах подразделяются на государственные и негосударственные, что с точки зрения сущности государства является нонсенсом2.

Основными моментами правового положения государственного служащего являются:

     а) порядок получение от государства полномочий государственного служащего на совершение властных действий от лица государства;

     б) механизм реализации государственным  служащим должностных функций от лица государства;

     в) обеспечение действий служащего, как  исполнителя воли государства, государственным принуждением;

     г) ответственность государственного служащего, в том числе прекращение  полномочий, компенсация ущерба обществу.

     Под государственным служащим понимается:

  • Физическое лицо, обычно гражданин данного государства.
  • Лицо, замещающее должность в государственном аппарате.
  • Лицо, наделённое государственно-властными полномочиями в соответствии со своей должностью.

         В отличие от других служащих, он имеет полномочия, а не права (правами можно пользоваться или нет, а от должностных обязанностей невозможно уклоняться, полномочия сочетают в себе и права, и обязанности).

  • Лицо, выполняющее функции государства, действующее от лица государства.
  • Лицо, действующее на возмездной основе; профессионально, получающее основной источник своего дохода от деятельности на государственной службе. Бесплатное выполнение государственных функций говорило бы об имущественной состоятельности, экономической независимости от бюджета субъекта управления и, таким образом, о частном распоряжении публичным интересом.
  • Действия государственного служащего обеспечены правом государственного принуждения. Эти признаки государственного служащего в современном законодательстве РФ имеют определенную специфику правового регулирования3.

     Ряд административно-правовых отношений по законодательству Российской Федерации осуществляется с участием в качестве властной стороны специально указанных в законодательстве отдельных должностных лиц. Должностное лицо является одной из разновидностей государственных служащих4.

     Понятие государственного служащего определяется функциями государства. Если государство выполняет ту или иную деятельность, прямо определяемую сущностью, классовой структурой, идеологическими постулатами (например, религиозными) данного государства, следовательно, эту деятельность от имени государства выполняют государственные служащие. Страны англосаксонской системы права не закрепляют изначально перечень государственных дел, но в случае противоречий по их оценке суд признает эти действия подлежащими защите правом или не признает таковыми; в первом случае они становятся включенными в государственную сферу деятельности и защищаются государственным аппаратом, во втором - они остаются проявлениями случайностей, не возводимых государством в ранг защищаемых правом и не регулирующих общественные отношения.

     Термин  «гражданская служба» появился в середине Х1Х века в системе английской колониальной администрации в Индии. Разбухший колониальный аппарат Вест-Индской компании был разделен на гражданскую службу и военную службу5.

     Важным  вопросом является установление круга  лиц, подпадающих под понятие  государственного служащего. Включаются ли в их число только гражданские  служащие исполнительного аппарата государственной власти, или сюда должны включаться и военизированные и другие службы, работающие по уставам, президент, министры, депутаты и ряд других должностей государственной службы6.

     Государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

     Государственные служащие федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, признаются государственными служащими Российской Федерации.

     Доктрина  нейтральности государственного служащего  распространена в странах, где существует многопартийность. Она признается для того, чтобы обеспечить несменяемость опытных государственных служащих в условиях смены правящей партии в зависимости от результатов очередных выборов. Противоположным принципом является принцип лояльности, когда лучшим служащим признается лицо, верное победившему на выборах лицу.

     Социальная  значимость государственного служащего  такова, что законодательство содержит ряд мер для поддержания его  авторитета. 

     1.2. Права и гарантии государственного служащего 

     Государственный служащий имеет право на:

     1) обеспечение надлежащих организационно-технических  условий, необходимых для исполнения  должностных обязанностей;

     2) ознакомление с должностным регламентом  и иными документами, определяющими  его права и обязанности по  замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста7;

     3) отдых, обеспечиваемый установлением  нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

     4) оплату труда и другие выплаты  в соответствии с настоящим  Федеральным законом, иными нормативными  правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом8;

     5) получение в установленном порядке  информации и материалов, необходимых  для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений  о совершенствовании деятельности  государственного органа9;

Информация о работе Правовое положение государственного служащего: права, обязанности, гарантии и ограничения