Правовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:59, курсовая работа

Описание

Правовая культура – это один из основных рычагов формирования дисциплины, организованности, без которых не могут быть решены задачи, стоящие перед общенародным государством в современных условиях. Право наряду с моралью, нравственностью, традициями, религией, является основным социальным регулятором в обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Понятие правовой культуры. Ее место в общей системе культур…...5
Глава 2.Структура правовой культуры……………………………………...…12
Глава 3. Классификация правовой культуры…………………………………..20
Глава 4. Функции правовой культуры………………………………………….26
Глава 5. Взаимосвязь правовой культуры с другими видами культур…........29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………...35

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya1_-_Pravovaya_kultura.doc

— 151.00 Кб (Скачать документ)

Правовая культура общества - это основная часть созданных им духовных ценностей. Ее особенности определяются уровнем общественного правосознания, характером действующего законодательства и прочностью существующего в стране правопорядка. Ни одно общество не может существовать без взаимодействия его членов друг с другом, с социальными группами, с самим обществом. В процессе этого взаимодействия происходит столкновение различных интересов, мотивов, воли участников социального общения. Общество уже не может упорядочить свою деятельность посредством находившихся в его распоряжении институционных механизмов – норм морали, обычаев, традиций. Право выдвигается на одно из первых мест в качестве наиболее эффективного средства, при помощи которого координируется взаимодействие, регулируется деятельность людей как представителей  различных общественных классов. Общественная необходимость в праве, возникающая на определенном этапе развития общества в конечном итоге предопределяет становление господствующих в данном обществе правоотношений, способов правового регулирования и форм взаимодействия субъектов общественных отношений.

Уровень правовой культуры личности и правовой культуры общества не всегда совпадают: часто правовая культура личности оказывается выше существующей общественной правовой культуры. Примером служат высокообразованные в правовой сфере люди. В то же время уровень правовой культуры правонарушителей оказывается более низким по сравнению с признанной в обществе правовой организацией жизни.

Правовую культуру классифицируют по формирующему признаку, считая, что каждая из исторических эпох предопределила определенный уровень правовой культуры рабовладельческой, феодальной, буржуазной и современной правовых систем. Рабовладельческая правовая культура сохранила рабу жизнь при обстоятельствах, которые в рабовладельческий период обрекали его на смерть, приблизила его к субъекту права в имущественных отношениях, формально уровняла в правоотношениях всех свободных людей, узаконила наиболее выдающиеся достижения юридической науки на уровне конкретных исков, создала законы и другие правовые источники как основу взаимоотношений субъектов права, заложила основы системы международного права.

Феодальная правовая культура юридически гарантировала крепостному крестьянину  право на жизнь, расширила по сравнению с рабом возможность участия в правоотношениях, укоренила судебный прецедент как гибкий, отвечающий тогдашнему правосознанию и потребностям жизни источник права, создала городское право как регулятивную основу самоуправления городов, создала укрупненные систематизированные нормативно-правовые акты, канонизировала церковное право, возвеличила роль правовых принципов в русле применения толкования источников права.

Буржуазная правовая культура провозгласила  всех людей свободными и равноправными субъектами права, объявила частную собственность священной и неприкосновенной, служащей гарантией прав и свобод человека, создала писаные Конституции в качестве основных законов государства и общества.

Современная правовая культура расширяет  юридические права и свободы человека во всех жизненно важных сферах, возводит их в ранг международно-правовых, обеспечивает механизм их реализации, устанавливает примат международного права перед правом национальным, ориентирует правовую регламентацию на универсальную социальную защищенность, особую заботу о слабых, больных, инвалидах, детях, на достойную материальную обеспеченность всех граждан, на развитие науки, культуры, образования, здравоохранения.

Еще одним критерием для классификации  рассматриваемого понятия является критерий нации. Каждая национальная правовая система вносит свой вклад во всемерную правовую культуру. Например, в Англии с принятием в 1215 году Великой хартии вольностей, в которой провозглашалось отделение судебной власти от короля были заложены основы разделения властей.  Нидерландская правовая культура дала миру институт омбудсмена – уполномоченного по правам человека, юридическую дискреционность – благоусмотрительность, сочетание гибкости и юридической определенности.

Некоторые исследователи правовой культуры разграничивают в ней внешнюю правовую культуру, под которой понимается перечень разделяемых в обществе позиций и ценностей, как-то: уважительное отношение к законам и их соблюдение и внутреннюю правовую культуру, которая развивается в рамках какой-либо профессии.

В различных государствах и общностях  на разных этапах исторического развития правовая культура, как и культура в целом также находится на различных уровнях. На ее развитие влияет политическая система, ее режим, господствующая идеология, юридическая наука, юридическая практика, юридическое образование, правовое воспитание. В конечном счете, развитие правовой культуры предопределяется уровнем экономической системы, материальными и экологическими условиями жизни людей.

Неуклонное повышение всемирной правовой культуры отнюдь не означает, что этот процесс осуществляется во всех без исключения странах. Например, диктаторский политический режим, обычно сопровождающийся неуважительным отношением к праву, не только тормозит, но и отбрасывает назад правовую культуру данного общества. Поэтому при общем всемирном процессе повышения правовой культуры ее состояние в конкретной стране может быть различным. Правовая культура периодически находится на высоком, среднем и низком уровне своего развития.

Уровень правовой культуры отдельного человека также может находиться на высоком, среднем и низком уровнях. Это зависит от комплекса факторов, таких как персональное правовое воспитание и образование, интеллектуальные способности, профессиональная деятельность, материальные условия и образ жизни.

Многие ученые классифицируют уровни правовой культуры на теоретический, профессиональный и обыденный.

На обыденном уровне  право  воспринимается в пределах здравого смысла ограниченного рамками повседневных потребностей жизни при соприкосновении их с правовым упорядоченьем. Другими словами, обыденный уровень представляет собой постижение и усвоение норм права простым человеком с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей.

Теоретический уровень правовой культуры отражается в монографиях, брошюрах, статьях, тезисах, учебниках, научных и научно-практических комментариях, в работе различного рода конференций, преподавании юридический дисциплин в учебных заведениях, а также в рациональной системе правового воспитания.

Теоретический уровень отличается масштабностью и фундаментальностью в исследовании проблем, а также достоверностью познания правовых явлений и процессов, прежде всего принципов права, закономерностей его развития и функционирования на основе плюралистической методологии.

Профессиональная правовая культура воплощается в профессии юриста. Она складывается у юристов, занимающихся различного рода правовой деятельностью. У юристов на основе имеющейся у них теоретической юридической подготовке в процессе каждодневной правовой деятельности вырабатывается профессиональный уровень в соответствующей правотворческой и правореализующей сфере. Профессиональная правовая культура олицетворяется фундаментальной подготовленностью юристов, позволяющей эффективно реализовать правовые ценности в ходе подготовки и понятия конкретных правовых актов как нормативного, так и правоприменительного характера в духе воплощения сущности права.

Профессиональная правовая культура – это правовые ценности, выработанные юристами-практиками на базе достижений юриспруденции, особенно ее прикладного аспекта. В зависимости  от вида правовой юридической деятельности можно выделить и виды профессиональной правовой культуры: судебная правовая культура, прокурорская правовая культура, адвокатская правовая культура.

 

 

ГЛАВА 4. ФУНКЦИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Функции правовой культуры осуществляются в единстве идеологических (рациональных) и социально-психологических (эмоциональных) компонентов.

В большинстве источников выделяют следующие функции правовой культуры:

    • познавательно-преобразовательная;
    • ценностно-нормативная;
    • праворегулятивная;
    • коммуникативная;
    • воспитательная.

Первая функция концентрирует  в себе несколько взаимосвязанных  моментов: познание явлений правовой жизни, осознание и оценка их личности. На обыденном уровне правовая культура рассматривается как форма человеческого познания правовых явлений. В юридической литературе процесс формирования правовой культуры представляется как процесс накопления юридических знаний о праве вообще, о конкретных правах и обязанностях субъектов права. Познавательно-преобразовательная функция включает не только познание явлений правового порядка, но и осознание, осмысление прав, свобод, обязанностей личности. Правовая жизнь осмысливается сначала на уровне социальной психологии. Однако, когда правовая идеология становится достоянием личности и психическое отражение, вытекающее из общения людей и их практического опыта, подкрепляется научным, обоснованным осознанием, достигается наиболее точное отражение явлений правовой жизни.

Само по себе  осознание личностью  своих прав и свобод, обязанностей и ответственности еще не формирует  отношения к правовой жизни общества. Осознание прав, свобод, обязанностей, ответственности, а через них  и других явлений правовой действительности связано с их оценкой. Индивид в соответствии со своими потребностями и интересами либо сознательно согласует поведение с обозначенным в праве образцом, либо совершает внешнее правомерные действия, не опирающиеся на внутреннюю мотивацию, либо откланяется от предлагаемого правовой нормой варианта поведения. Позитивная оценка предлагаемого нормой поведения лежит в основе правомерных поступков. Негативная, соответственно – в основе проступков и правонарушений.

Второй функцией правовой культуры является выработка ценностно-нормативной ориентации.

Правовая культура позволяет координировать общественные и личные цели, интересы, мотивы. Поведение индивида в правовой области определяется взаимодействием и соответствием общественных и личных начал, а также характером интересов, целей и мотивов личности. Выполняя требования норм права или нарушая их, осуществляя права и выполняя обязанности, человек может руководствоваться различными мотивами, целями, интересами, которые лежат в основе ценностно-нормативной ориентации личности, определяющей уровень правовой культуры и ее регулятивную роль. На формирование правовых ценностей оказывала влияние как идеологические, так и психологические компоненты. Ценностные ориентиры правовой идеологии активно воздействуют на поведение личности в правовой среде. Знание прав и обязанностей, их  оценка личностью, готовность к активному осуществлению, формирующиеся через идеологию, стимулируют социально активное поведение. Тем самым утверждаются в реальной жизни эталоны поведения, признанного правом ценным, полезным и желательным.

Психологические компоненты правовой культуры также участвуют в выработке ценностно-нормативной ориентации, в регуляции поведения людей. Так, правовые эмоции отрицательного характера, неразвитость правовых чувств могут вызвать негативное к правам и обязанностям, а через них – к праву и его требованиям. Для правовой культуры характерны позитивные психологические настроения, правовые навыки и привычки, которые способствуют правовому и социально-активному правовому поведению.

Праворегулятивная функция определяет реальное правовое поведение, поведение в сфере укрепления законности, правопорядка, правовых основ государственной и общественной жизни. Праворегулятивная функция позволяет конкретно рассмотреть и проанализировать правовую культуру в механизме реализации прав, свобод и обязанностей граждан. Права и обязанности выражают представления  о должном, законном, справедливом, определяют наиболее существенные правила поведения. В категориях прав и обязанностей  отражается правовая действительность. Явления правовой жизни опосредуются, в свою очередь, в результате действия  нормативных предписаний и выбора личностью отношения к правам и обязанностям, реализуемым в практической деятельности.

Коммуникативная функция правовой культуры выражается в процессе общения людей, которое возникает с целью достижения индивидами определенных целей и удовлетворения разнообразных  потребностей. В процессе коммуникации между индивидами осуществляется обмен правовыми нормами и ценностями, в ходе которого некоторые люди изменяют свое отношение к правовым нормам и праву в целом, усваивают новые способы защиты своих прав и свобод.

Воспитательная функция, то есть функция  формирования у граждан навыков правомерного и социально активного поведения в сферах правотворчества, правоприменения, правоохранительной деятельности, является одной из наиболее важных функций правовой культуры. Она интегративна по своему характеру, так как объединяет в себе те функции правовой культуры, которые способствуют совершенствованию личных качеств человека, например, информационную, ценностную, познавательную и  коммуникативную.

 

 

 

 

ГЛАВА 5. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ С ДРУГИМИ ВИДАМИ КУЛЬТУР

 

Одним из важнейших социальных институтов, оказывающих влияние на развитие правовой культуры, является политика, а, следовательно, и политическая культура, как исторически сложившаяся система политических отношений, отражающих политическую и юридическую компетентность граждан, общественных и политических деятелей и их политическое поведение.

Информация о работе Правовая культура