Правоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:37, контрольная работа

Описание

Важнейшим критерием перемен, происходящих в России, было и остается состояние судебной власти. Не случайно одним из первых шагов в обновлении основ российской государственности стала судебная реформа. Концепция судебной реформы была утверждена Верховным Советом РСФСР еще в 1991 году.Как сказано в ней, одна из главных задач реформы состоит в утверждении судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
1. Понятие и основные признаки судебной власти……………………………4
2. Судебная система……………………………………………………………..9
Заключение………………………………………………………….13
Список использованных источников……………………………14

Работа состоит из  1 файл

Правоохранительные органы 2.doc

— 71.00 Кб (Скачать документ)

     Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Верховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов автономных округов и автономной области, городских судов Москвы и Санкт-Петербурга, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят военные суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды гарнизонов, округов, флотов. К ней также относятся и мировые судьи, порядок назначения которых и компетенция законом пока не определены. Система судов общей юрисдикции является централизованной - возглавляется Верховным Судом РФ, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам. Организуются суды, входящие в эту систему, либо в соответствии с административно-территориальным делением государства - так называемые общие суды (в их число входят 21 Верховный суд республик, 6 краевых судов, 49 областных, 2 городских (Москвы и Санкт-Петербурга), 1 суд автономной области, 10 судов автономных округов, 2456 районных или равных им судов), либо в соответствии с дислокацией Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований - военные суды.

     Система арбитражных судов включает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов Российской Федерации. Возглавляется она Высшим Арбитражным Судом РФ, т. е. тоже является централизованной. Суды, входящие в эту систему, действуют как в пределах административно-территориальных образований, так и вне их границ.

     Одной из важных характеристик судебной системы  является понятие «судебное звено», которое лежит в основе подразделения судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.

     Суды общей юрисдикции, как общие, так и военные, подразделяются на три звена. Первое звено общих судов составляют районные (городские) суды. Второе звено образуют Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов. Первым звеном военных судов являются военные суды армий, флотилий, гарнизонов. Вторым - военные суды видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, групп войск. Высшим, третьим звеном как для общих, так и для военных судов является Верховный Суд РФ, в составе которого действует Военная коллегия.

     Система арбитражных судов состоит тоже из трех звеньев.

Первое  звено составляют арбитражные суды республик, областей, краев, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Второе  звено - федеральные арбитражные суды округов.

И третье звено - Высший Арбитражный Суд РФ.

     Понятие «судебная инстанция» относится  к основным характеристикам судебной системы. На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной компетенции, при которой один суд - вышестоящий - имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения.

     В соответствии с процессуальной компетенцией суды разделяются на суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции.

В суде первой инстанции дело слушается  по существу, исследуются доказательства и выносится решение именем государства. В судах общей юрисдикции судом первой инстанции может быть любой суд, входящий в систему этих судов, как районный, так и Верховный Суд РФ.

     Суд второй (кассационной) инстанции проверяет  не вступившие в законную силу приговоры и решения судов первой инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или протеста прокурора. Суд кассационной инстанции вправе отменить приговор, решение суда первой инстанции или в определенных пределах изменить их. В системе судов обшей юрисдикции областные, краевые и иные равные им суды являются кассационной инстанцией по отношению к районным судам, а Верховный Суд РФ - к судам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним.

     Суд надзорной инстанции проверяет  приговоры и решения судов  первой инстанции, вступившие в законную силу, а также решения кассационной инстанции и нижестоящей надзорной инстанции. Проверка осуществляется на основании протеста управомоченных прокуроров или председателей судов (или их заместителей). Суды второго звена судов обшей юрисдикции могут выступать в качестве и кассационной, и надзорной инстанций. Верховный Суд РФ также является и кассационной, и высшей надзорной инстанцией.

     В системе арбитражных судов суды первого звена выступают не только в качестве судов первой инстанции, но и повторно рассматривают их в  апелляционном порядке. Федеральный арбитражный суд округа проверяет в кассационном порядке судебные акты арбитражных судов первого звена по делам, рассмотренным в первой и апелляционной инстанциях. Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные законом к его исключительной компетенции, и проверяет в порядке надзора судебные акты других арбитражных судов РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     В настоящее время идет планомерное  регулирование и «настройка»  всех ветвей власти и в первую очередь  исполнительной власти. Законодательная  власть, как наиболее молодая в том виде, в котором она на современный период существует, более-менее отвечает требованиям демократических основ государства. Много сделано и в сфере судебной власти (взять к примеру принятый уголовно-процессуальный кодекс РФ или постепенное реформирование самой судебной системы).  Тем не менее, необходимо провести большую работу в целях повышения «качества» работы органов судебной власти.

     Для этого необходимо обеспечить реальную независимость судей, материально-техническую базу для органов осуществляющих правосудие, а самое главное привести в соответствие с сегодняшними требованиями нормативно-правовую базу. Основой которой и послужит Конституция Российской Федерации, которая хотя и дала основополагающие принципы работы судебной власти, но не может регламентировать все аспекты работы органов правосудия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников 

1.Конституция  Российской Федерации. Комментарий.  М.: Юрид.лит., 1994г.

2.Федеральный  конституционный закон «О судебной  системе Российской Федерации» № 1-ФКЗ от 31 декабря 1996 г. // Федеральное законодательство. М., 1997.

3.Федеральный  конституционный закон «О Конституционном  Суде Российской Федерации». Принят  Государственной Думой 24 июня 1994 г. и одобрен Советом Федерации 12 июля 1994 г. // Вестник Конституционного Суда российской Федерации. 1995. № 1.

4.Федеральный  конституционный закон «Об арбитражных  судах в Российской Федерации», Арбитражный  Процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: «Ось-89» , 1995г.

5.Комментарий  к Конституции Российской Федерации. «Юридическая литература». М.: 1994г.

6.Авдонан  В.С., Карпов Е.А. и др. Правоохранительные  органы / М.. 1998.

7.Андреева  Т. ФКЗ «Об арбитражных судах  в РФ»// Хозяйство и право, №  9, 1995г.

8.Братко  А.Г. Правоохранительная система  (вопросы теории). М., 1991.

9.Баглай  М.В. Конституционное право Российской  Федерации. Учебник. М.: 2001г.

10.Гуценко  К.Ф., Ковалева М.А. Правоохранительные  органы. М., 1998.

11.Жуйков  В. Новая Конституция и судебная  власть в Российской Федерации  // Российская юстиция. 1994. № 1.

12.Правоохранительные органы Российской Федерации / Под ред. В.П. Божьева. М., 1997.

13.Туманов В.А., Вицин С.Е. Система судов общей юрисдикции: настоящее и будущее // Российская юстиция. 1998. № 10.

14.Учебник «Арбитражный процесс» под ред. Проф. Треумникова М.К. «Зерцало» Москва, 1995г.

 

Информация о работе Правоохранительные органы