Понятие регионального планирования и его основные особенности в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:03, реферат

Описание

Территориальные аспекты в деятельности органов государственной власти, в их социально-экономической политике присутствуют во многих странах мира, особенно с большой территорией и неизбежными различиями в уровне социально-экономического развития регионов. При этом как в зарубежной, так и отечественной науке и практике общепризнанных определений регионального планирования и региональной политики не сложилось, равно как и не сложилось однозначного толкования соотношения регионального планирования и региональной политики.

Работа состоит из  1 файл

Понятие регионального планирования и его основные особенности.docx

— 14.22 Кб (Скачать документ)

Понятие регионального планирования и его  основные особенности

в современной  России

Территориальные аспекты  в деятельности органов государственной  власти, в их социально-экономической политике присутствуют во многих странах мира, особенно с большой территорией и неизбежными различиями в уровне социально-экономического развития регионов. При этом как в зарубежной, так и отечественной науке и практике общепризнанных определений регионального планирования и региональной политики не сложилось, равно как и не сложилось однозначного толкования соотношения регионального планирования и региональной политики. В ряде случаев под региональным планированием подразумеваются не только разработка планов

регионального развития, но и меры по их реализации (т.е. региональное планирование включает в себя региональную политику), в других случаях региональное планирование рассматривается как методологическая основа для региональной политики.

Обобщая имеющиеся определения, применительно к России можно  предложить следующее (подразумевающее широкое понимание регионального планирования):

государственное региональное планирование – это регулирование  территориального развития при взаимодействии федеральных и региональных органов власти путем перераспределения государственных бюджетных средств, реализации мер административного регулирования, координации реализации инвестиционной деятельности.

Переход к рыночной экономике  в России неизбежно означал отказ  от советской системы директивного территориального (регионального) планирования. Однако индикативное (рекомендательное) региональное планирование как одна из форм государственного регулирования экономики свойственно и странам с рыночной экономикой и существует в них уже на протяжении многих десятилетий. К сожалению, в России за прошедшие годы реформ так и не сложилась новая система регионального планирования, аналогичная региональному планированию в зарубежных странах. То же самое можно сказать и применительно к региональной политике.

Основными особенностями  государственного регионального планирования и федеральной социально-экономической политики в территориальном разрезе в современной России являются следующие.

Во-первых, слабость законодательной  базы, регулирующей вопросы регионального планирования и регионального развития. К настоящему времени приняты единичные документы по этому вопросу. Можно назвать Указ Президента Российской Федерации № 806 от 3 июня 1996 г. «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации», Федеральный закон № 115 от 20 июля 1995 г. (в редакции от 9 июля 1999 г.) «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». В российском законодательстве не предусмотрена единая система государственного планирования регионального развития, необходимая для координации действий федеральных и региональных

органов власти; не определены сколько-нибудь четко цели и задачи региональной политики. Одной из ключевых причин подобной ситуации является отсутствие какого-либо консенсуса в обществе по поводу того, какой должна быть федеральная региональная политика.

Во-вторых, отсутствие на практике должного внимания к территориальным  аспектам социально-экономического развития. В Программе развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), в действующих отраслевых программах региональный разрез представлен минимальным набором учтенных аспектов и отсутствием конкретных предложений по развитию территорий, что затрудняет планирование социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

В-третьих, пока еще очень  скудный инструментарий регулирования  экономического развития регионов на федеральном уровне (по сравнению с другими странами мира). Федеральная региональная политика вплоть до настоящего времени остается нацеленной на решение преимущественно социальных и политических, а не экономических задач. Только начали появляться механизмы финансирования с участием средств федерального бюджета производственной инфраструктуры – инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов в реальном секторе экономике. Это Инвестиционный фонд РФ, особые экономические зоны. Вообще отсутствуют специальные федеральные меры поддержки инвестиций в проблемных регионах, такие как налоговые льготы, инвестиционные субсидии, льготное кредитование.

Таким образом, система регионального  планирования в России нуждается  в пересмотре

с учетом как уже имеющегося российского и мирового опыта, так  и современных российских реалий.


Информация о работе Понятие регионального планирования и его основные особенности в современной России