Понятие, основные принципы и виды государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:06, реферат

Описание

Тема нашего реферата достаточно объемна и требует хорошего изучения не только литературы по данной проблеме, но и законодательства, с учетом последних изменений и дополнений. Актуальность выбранной темы заключается в том, что, во-первых, мы сталкиваемся с государственными служащими практически каждый день, поэтому необходимо иметь четкое представление о правовой природе института государственной службы. Во-вторых, в настоящее время в нашей стране активно проводится административная реформа, и для того, что вникнуть в самую ее суть, первым шагом должно быть изучение ее составляющих. На основании вышесказанного можно определить, что целью нашего реферата является выяснение самого понятия государственной службы, его сущности, принципов и, на наш взгляд, самое важное – видов государственной службы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ…..........................................................................4
2. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ..................................................................8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 15

Работа состоит из  1 файл

государственная служба.doc

— 60.50 Кб (Скачать документ)


Оглавление

 

 

ВВЕДЕНИЕ              3

1. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ…..........................................................................4

2. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ..................................................................8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ              15

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема нашего реферата - «Понятие, основные принципы и виды государственной службы» достаточно объемна и требует хорошего изучения не только литературы по данной проблеме, но и законодательства, с учетом последних изменений и дополнений. Актуальность выбранной темы заключается в том, что, во-первых, мы сталкиваемся с государственными служащими практически каждый день, поэтому необходимо иметь четкое представление о правовой природе института государственной службы. Во-вторых, в настоящее время в нашей стране активно проводится административная реформа, и для того, что вникнуть в  самую ее суть, первым шагом должно быть изучение ее составляющих. На основании вышесказанного можно определить, что целью нашего реферата является выяснение самого понятия государственной службы, его сущности, принципов и, на наш взгляд, самое важное – видов государственной службы.

Прежде чем начать подробное исследование, считаем целесообразным дать определение изучаемого нами объекта. Итак, государственная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

•              Российской Федерации;

•              Федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов ( далее – федеральные государственные органы);

•              Субъектов Российской Федерации;

•              органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации ( далее – государственные органы субъектов федерации);

•              лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее – лица, замещающие государственные должности РФ);

•              лиц, заменяющих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ (далее – лица, замещающие государственные должности субъектов РФ)  .

Такое определение дается в статье 1 ФЗ «О системе государственной службы РФ

1.              ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

Наличие разновидностей государственной службы обусловлено действием принципов федерализма и разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Современная государственная служба организуется и осуществляется с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государственной деятельности. Поэтому к государственной службе относят военную службу, службу в органах внутренних дел, в таможенных и налоговых органах и тд. Правое регулирование этих и других специализированных видов государственной службы характеризуется системностью, охватывая службу в органах всех уровней и службу в соответствующих отелях (сферах) в целом. 

В соответствии с ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» рассматриваемая нами служба делится на:

•              Государственную гражданскую службу (федеральная государственная гражданская служба и государственная гражданская служба субъекта РФ);

•              Военную службу;

•              Правоохранительную службу.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Государственная гражданская служба – вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

Военная служба – вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и( или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Правоохранительная служба – вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Для военной и правоохранительной службы характерен ряд признаков:

- ее содержание – обеспечение безопасности граждан, общества и государства, защита основных прав граждан публичных интересов, материальных ценностей, охрана общественного порядка;

- свой профессиональный долг эти служащие обязаны выполнять даже в условиях повышенного риска для собственной жизни и здоровья, причем во многих случаях с оружием в руках;

- наличие специальных правовых актов, регулирующих организацию и прохождение службы, правовое положение служащих;

- наличие системы специальных званий и внешней атрибутики (форменной одежды, служебных знаков, погон);

- проведение специальных обязательных занятий в служебное время (огневая, строевая, физическая подготовка), обязанность служащих участвовать в сборах, учениях, соревнованиях и иных плановых мероприятиях;

- более строгая дисциплина и единоначалие, которые предполагают установление строжайшей персональной ответственности за выполнение служебных обязанностей;

- повышенные требования как при приеме, так и при прохождении службы (по возрасту, медицинским показаниям и так далее);

- особые правила привлечения к юридической ответственности.

На государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком РФ и достигшие возраста, установленного федеральным Законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

Федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту.

Условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия устанавливаются в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы.

В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы контракт может заключаться с гражданином: на неопределенный срок; на определенный срок; на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.

Федеральным законом о виде государственной службы определяется предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида.

Прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства (события) в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Основания прекращения государственной службы, в том числе основания увольнения в запас или в отставку государственного служащего, устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы.

              2.ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

Принципы государственной службы - это основные, концептуальные начала и догмы, положения и устои, на которых покоится, держится вся система государственной власти.

Вопрос о принципах государственной службы является важнейшим в структуре института государственной службы, правовой системы РФ. Термин «принципы государственной службы» указывает на основополагающие черты, сущностные характеристики, важнейшее содержание и значение самой государственной службы, а также на главнейшие юридические положения в структуре этого правового института. Изучение принципов государственной службы дает ответ на вопросы, что является главном в институте государственной службы, что постоянно сопутствует системе государственно0служебных отношений. Принципы государственной службы- это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов . Принципы государственной службы закрепляются в главных федеральных законах – «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года №79-ФЗ.

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

•              федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы). Россия является федеративным государством — государственная власть осуществляется в ней не только федеральными государственными органами, но и органами государственной власти субъектов РФ. Принцип единства системы государственной власти в России должен обеспечивать единство самой государственной службы и государственно-служебных правоотношений. Государственная служба должна организовываться и функционировать в соответствии с разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Государственные служащие решают задачи и осуществляют функции только тех государственных органов и только в тех пределах, которые устанавливаются Конституцией РФ и иными законодательными актами. Например, федеральная государственная служба позволяет реализовывать компетенцию государственных органов РФ по установленным предметам ведения и направлениям;

•              законность. Государственный служащий обязан выполнять все свои действия только в пределах компетенции государственного органа, в котором он занимает государственную должность, и в соответствии с законодательством РФ; он вправе осуществлять полномочия в пределах предоставленных ему прав согласно должностным обязанностям. Государственный служащий должен выполнять установленные для него законодательством обязанности, правильно использовать предоставленные ему права, соблюдать определенные законами ограничения и запреты по государственной службе. Он имеет право принимать только конкретные правовые акты управления, обеспечивая при этом в обязательном порядке соответствие управленческих решений требованиям законности, целесообразности и эффективности. Правовые акты управления должны соответствовать всем требованиям, предъявляемым к такого рода нормативным правовым документам. Верховенство федеральных законов предполагает строгое и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции РФ и федеральным законам всех нормативных правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов;

•              приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты. Конституция РФ провозглашает высшей ценностью права и свободы человека и гражданина. Сущность принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина состоит в создании условий для активного участия самого населения в государственном управлении и в организации такой деятельности государственного аппарата, которая гарантировала бы права и законные интересы каждого гражданина в социальной, экономической и всех других сферах жизни. Государственные служащие всех органов государственной власти, осуществляя правоприменение и исполняя соответствующие полномочия, руководствуются прежде всего необходимостью признания, обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

•              равный доступ граждан к государственной службе. Часть 4 ст. 32 Конституции РФ определяет государственную службу как наиболее важный институт непосредственного участия граждан в управлении делами государства. Принцип равного доступа к государственной службе означает равное право граждан на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, без какой-либо дискриминации;

•              единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

•              взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы. Государственная и муниципальная служба являются видами единой публичной службы, имеют похожее правовое регулирование, одинаковую практическую значимость для общества. Поэтому и их развитие должно происходить во взаимосвязи;

•              открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих объективное информирование общества о деятельности государственных служащих. Государственный служащий обязан соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

•              профессионализм и компетентность государственных служащих. Этот принцип заключается в том, что государственный служащий исполняет должностные обязанности на профессиональной основе, то есть выполняет основную работу, за которую получает денежное содержание. У государственного служащего предусматривается наличие одной специализации соответствующего профессионального образования. Одна из основных обязанностей гражданского служащего - поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

•              защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц. Обеспечению принципа защиты государственных служащих служат установленные законом государственные гарантии служащих. Например, государственному служащему гарантируется его защита и защита членов его семьи от насилия. Угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение хотелось бы прежде всего указать, какими нормативно-правовыми актами регулируется институт государственной службы Российской Федерации в настоящее время. К ним относятся  Конституция Российской Федерации;  Конституции республик, являющихся субъектами РФ, в которых наряду с принципами государственной службы устанавливаются и некоторые другие важные положения государственно-служебного характера; Уставы субъектов РФ, содержащие нормы о государственной службе субъектов Федерации; специальные ФКЗ и ФЗ, а также иные законодательные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения в сфере государственной службы или в какой-то степени относящиеся к институту государственной служб. (Например, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202-1 в редакции Федеральных законов от 28.11.2009 №303-ФЗ); указы и распоряжения Президента РФ (Например, Указ Президента РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» от 12.08.2002 №885 в редакции Указов Президента РФ от 16.07.2009 №814); НПА Правительства РФ по вопросам государственной службы (Например, Анкета гражданина РФ, изъявившего желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 №667-р); НПА, издаваемые федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, службами, агентствами); постановления Конституционного Суда РФ.

Информация о работе Понятие, основные принципы и виды государственной службы