Понятие местного управления и самоуправления в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:02, доклад

Описание

Правовое регулирование местного управления и самоуправления в Республике Беларусь осуществляется Конституцией Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями), Законом от 20 февраля 1991 года № 617-12 « О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» в редакции Закона от 10 января 2000 года №362-3 с изменениями и дополнениями.

Местное управление – это форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения (ст.1 Закона).

Местное управление в Республике Беларусь – это форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлечённых средств.

Работа состоит из  1 файл

САП - Местное управление и самоуправление РБ.docx

— 28.94 Кб (Скачать документ)

     Понятие местного управления и самоуправления в Республике Беларусь

     Правовое  регулирование местного управления и самоуправления в Республике Беларусь осуществляется Конституцией Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями), Законом от 20 февраля 1991 года № 617-12 « О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» в редакции Закона от 10 января 2000 года №362-3 с изменениями и дополнениями.

     Местное управление – это форма организации  и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения (ст.1 Закона).

     Местное управление в Республике Беларусь –  это форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения  непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов  населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлечённых средств.

     Местное управление обычно реализуется через  органы, которые назначаются вышестоящими властными структурами. В отличие  от местного управления местное самоуправление представляет собой деятельность населения  местной административной единицы  для самостоятельного решения как  непосредственно, так и через  избираемые им органы вопросов местного значения (ст. 1 Закона о местном управлении и самоуправлении).

     Местное самоуправление является важнейшим  элементом существования и развития государства, в котором обеспечивается реальное народовластие. Развитие местного самоуправления способствует решению  социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения данной административно-территориальной единицы.

     В силу того, что местное самоуправление является формой организации граждан  для решения стоящих перед  ним задач, оно способствует приближению  власти к населению с учетом существующих местных условий и особенностей. Можно утверждать, что местное  самоуправление является властью, создаваемой  населением.

     Принципы  местного управления и самоуправления

     Местные Советы депутатов и другие органы территориально общественного самоуправления создаются непосредственно гражданами и руководителями местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими местными Советами депутатов (ст.118,119 Конституции Республики Беларусь).

     Главной целью местного управления и самоуправления в РБ является решение актуальных социальных, экономических, политических и культурных проблем местного значения для повышения уровня и качества жизни населения.

     Единая  система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит  из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов  и местных администраций.

     Исполнительные  комитеты подразделяются на три уровня:

  • Первичный - сельские, поселковые, городские(городов районного подчинения);
  • Базовый - городские(городов областного подчинения),районные;
  • Областной уровень - областные и Минский городской(обладающий особым статусом как столица Республики Беларусь).

     Они входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления.

     В состав исполнительного комитета входят:

  • Председатель исполнительного комитета;
  • Его заместители;
  • Управляющий делами (секретарь);
  • Члены исполнительного комитета.

     Отличительным признаком организации управленческой власти на местах является отсутствие параллельных структур (представителей центральной власти и органов  управления, формируемых на местном  уровне).

     Председатель  областного исполнительного комитета назначается Президентом Республики Беларусь и утверждается областным  Советом (ст. 10 Закона о местном управлении и самоуправлении).

     Исполнительный  комитет ответственен перед соответствующим Советам по вопросам, отнесённым к компетенции Совета.

     Ст.3 закона закрепляет систему местного самоуправления и формы прямого  участия граждан в государственных  и общественных делах. В систему местного самоуправления включаются местные Советы депутатов и органы территориального местного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые уличные, квартальные

     Согласно  закону административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются области, районы, сельсоветы, а также  города и поселки городского типа, в которых созданы местные  Советы депутатов, исполнительные и  распорядительные органы. Советы самостоятельно образуют свои органы, определяют их структуру и полномочия, устанавливают расходы на их содержание в соответствии с Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь. В областных (Минском городском), районном, городском (города областного подчинения) Советах создаются президиумы. Работу городского (города районного подчинения), поселкового и сельского Советов организует председатель соответствующего Совета.

     В состав президиума Совета входит председатель Совета, его заместитель (заместители), председатели постоянных комиссий Совета. По решению Совета в состав президиума могут входить иные депутаты Совета. Председатели постоянных комиссий, входящие в состав президиума, исполняют свои обязанности, не порывая с основной служебной или производственной деятельностью. Основной формой деятельности президиума Совета является заседание.

     Председатель  Совета избирается из числа депутатов  на сессии соответствующего Совета путем  тайного голосования и исполняет свои обязанности до открытия первой сессии Совета нового созыва организует работу по созыву сессий Совета, сообщает депутатам.

     Исполнительным  и распорядительным органом на территории района в городе является местная  администрация с правами юридического лица. Местные администрации входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления. В состав местной администрации  входят глава местной администрации, его заместители и члены местной  администрации. Глава местной администрации  назначается на должность и освобождается  от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном  им порядке. Решения местной администрации  принимаются простым большинством голосов от установленного состава  местной администрации.

     Структура и штатная численность местной  администрации утверждаются городским  исполнительным комитетом.

     Местная администрация: обеспечивает на соответствующей  территории соблюдение Конституции  Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь и выполнение решений вышестоящих  исполнительных комитетов и Советов, принятых в пределах их компетенции; разрабатывает и вносит на рассмотрение городского исполнительного комитета схему управления территорией и  ее развития, предложения о структуре  и штатной численности местной  администрации; рассматривает обращения граждан; решает иные вопросы в соответствии с законодательством.

     В соответствии со ст.6 Закона «О местном  управлении и самоуправлении» граждане, проживающие на соответствующей  территории, осуществляют местное управление и самоуправление через Советы, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и  другие формы прямого участия  в государственных и общественных делах. Не допускаются какие-либо ограничения  прав граждан на участие в местном  управлении и самоуправлении, за исключением  случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и Законами Республики Беларусь. Не допускается ограничение  полномочий органов местного управления и самоуправления, за исключением  случаев, предусмотренных Законом  «О местном управлении и самоуправлении», иными законами РБ, декретами и указами Президента РБ. 

Компетенция председателя исполкома

1. Председатель исполкома в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и другими законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь и распоряжениями Премьер-министра Республики Беларусь, нормативными правовыми актами республиканских органов государственного управления, а также решениями вышестоящих исполкомов, распоряжениями их председателей, решениями соответствующих исполкома и Совета и других государственных органов, принятыми в соответствии с их компетенцией.

2. Председатель  исполкома в пределах своей  компетенции в порядке, установленном  законодательством:

2.1. возглавляет  исполком, руководит его работой,  обеспечивает взаимодействие с  соответствующим Советом;

2.2. представляет  исполком во взаимоотношениях  с другими государственными органами, иными организациями и гражданами;

2.3. утверждает  структуру и штаты исполкома,  его структурных подразделений;

2.4. назначает  на должности и освобождает  от должностей работников соответствующего  исполкома, заключает (продлевает, расторгает) трудовые договоры (контракты)  с работниками исполкома, в  отношении которых является нанимателем,  в том числе с персоналом  по охране и обслуживанию зданий, применяет к указанным работникам  меры поощрения, дисциплинарного  взыскания;

2.5. осуществляет  общее руководство деятельностью  организаций, имущество которых  находится в коммунальной собственности  соответствующей административно-территориальной  единицы, назначает на должности,  отстраняет от работы и освобождает  от должностей их руководителей,  заключает (продлевает, расторгает) с ними трудовые договоры (контракты), применяет к ним меры поощрения,  дисциплинарного взыскания;

2.6. назначает  представителей государства в  органах управления хозяйственных  обществ, акции (доли в уставном  фонде) которых находятся в  коммунальной собственности этой  административно-территориальной единицы;

2.7. распоряжается  имуществом исполкома;

2.8. вносит  в исполком, Совет и его органы  предложения по вопросам местного  значения и участвует в их  рассмотрении;

2.9. организует  работу исполкома по рассмотрению  обращений граждан и юридических  лиц, личному приему граждан  и представителей юридических  лиц, ведению книги замечаний  и предложений, осуществлению  административных процедур;

2.10. осуществляет  личный прием граждан и представителей  юридических лиц;

2.11. заключает  от имени исполкома гражданско-правовые  договоры с юридическими и  физическими лицами, в том числе  с индивидуальными предпринимателями;

2.12. заключает  от имени исполкома соглашения, предусмотренные законодательством  о труде;

2.13. создает  постоянные и временные комиссии  исполкома, определяет их полномочия  и координирует работу;

2.14. делегирует  свои отдельные полномочия заместителям  председателя, управляющему делами  исполкома, руководителям структурных  подразделений исполкома, наделенных  правами юридического лица;

2.15. организует  работу по подготовке заседаний  исполкома, ведет заседания, обеспечивает  контроль за выполнением решений исполкома;

2.16. дает  письменное разрешение на принятие  решений исполкома по отдельным  вопросам, не терпящим отлагательства, путем опроса и визирования  членами исполкома проектов соответствующих  решений;

2.17. приглашает  на заседания исполкома представителей  других исполнительных и распорядительных  органов, Советов, республиканских  органов государственного управления, иных организаций, органов территориального  общественного самоуправления, а  также граждан;

2.18. подписывает  решения исполкома и протоколы  заседаний исполкома;

2.19. руководит  гражданской обороной на соответствующей  территории, осуществляет контроль за организацией планирования и обеспечением выполнения мероприятий по территориальной обороне, может возглавлять комиссию по чрезвычайным ситуациям;

2.20. координирует  на соответствующей территории  работу по охране общественного  порядка и прав граждан;

Информация о работе Понятие местного управления и самоуправления в Республике Беларусь