Понятие механизма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:07, реферат

Описание

Выбор данной темы работы также обусловлен ее несомненной
актуальностью в современный период. В советской юридической науке был
выработан взгляд на проблему государства, служивший в течение ряда
десятилетий идеологическим оправданием тоталитарного режима. Обстановка
изменилась в связи с официальным признанием необходимости формирования в
нашей стране правового государства в начале 90-х гг. XX века. В 1993 году в
журнале «Государство и право» появляется знаменитая статья Л.А.Морозовой
«Функции российского государства на современном этапе». Перед новой Россией
стоят новые задачи и цели, государство приобретает новые функции. Более
того, по сравнению с 1993 годом произошли изменения, требующие выделения
новых функций, присущих современной России.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие механизма государства.
Понятие и значение функций государства.
Формы и методы реализации функций государства.
Основные внутренние и внешние функции государства.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ТГП.docx

— 52.66 Кб (Скачать документ)

внешней. 

       Итак, функция обеспечения народовластия.

       Теория государства и права   до  самого  последнего  времени   пытается

обойтись без  понятия функций государства  в политической  сфере.  Безусловно,

все функции государства  носят политический характер, однако  в политической

области  действует  целая  система   политических   институтов,   учреждений

государственных    органов,    через    которые    осуществляется    функции

народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые  народом

и уполномоченные от  имени  народа  осуществлять  государственную  власть  в

стране, органы местного  самоуправления,  а  так  же  осуществление  народом

своей власти непосредственно, через референдум.

       Обладая  верховенством   в   системе   государственной   организации,

представительные  органы  сосредотачивают  в  своих  руках   государственное

руководство  обществом,   выполняют   функцию   публичной   власти,   защиты

конституционного  строя. 

       Функция налогооблажения и взимания налогов.

       Данная функция обусловлена тем,  что бюджет государства, как  и  бюджет

его структурных  и региональных единиц состоит  целиком  из  различного  рода

налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей.

       Однако, мне представляется,  что взимание  налогов естественно для

государства со смешанной  (современной)  экономикой.  Экономическая  функция

современного государства  подразумевает  наличие  такого  рычага  воздействия

как  взимание налогов. Возможно в 1993 году, когда  Л.А.Морозова  предложила

ввести  эту  функцию,  ситуация  с  налогообложением  была  критической.   В

советском государстве просто  не  было  налоговой системы как таковой.  В

настоящее время  создана налоговая система государства, в  большинстве  своем

имеется соответствующая  законодательная база.

       Более  соответствующей  сегодняшнему  дню я   считаю   классификацию

функций, предложенную В.Н.Хропанюком. Помимо  прочих  «основных»  (или  даже

«классических») функций  он выделяет функцию финансового  контроля.

       Финансовый  контроль   подразумевает   выявление   и   учет   доходов

производителей, часть  которых  направляется  в  государственный  бюджет  для

удовлетворения  социальных и общегосударственных  нужд.

       Высший финансовый контроль за  доходами  и расходами является,  как

отмечает  В.Н.Хропанюк,  прерогативой  парламента.  На  местах  эти функции

выполняют  местные  органы  государственной  власти.  Во  всех  государствах

широкими правами  такого контроля обладают министерства финансов.[44]

       В  России  таким  правами   кроме  Министерства  финансов  обладает  и

Министерство  по  налогам  и  сборам,  Государственный  таможенный  комитет,

Счетная палата (как  орган, осуществляющий обязательный аудит  организаций)  и

т.д.. Несомненно понятие финансового контроля шире понятия налогообложения,

его также, как  и налогоблажение можно рассматривать в качестве  одного  из

аспектов обширной экономической функции государства. Однако, именно  в  2002

году  президент  В.В.Путин  высказал  идею  создания  «финансовой  полиции»,

которая бы объединила  усилия многих правоохранительных органов в борьбе  с

преступлениями  в области экономики и финансов.  По  моему  мнению,  усиление

государственного  контроля  в  области  финансов  на  данном  этапе  развития

российского  государства  является  актуальной  и  необходимой  задачей,  от

решения которой во многом зависит будущее страны. 

       Что же касается предложенной  Л.А.Морозовой внешней функции  интеграции

в мировую экономику, то такое включение вполне резонно  к настоящему  времени

(2002г.) приобрело  общепринятый характер.

       Несовместимость экономических  систем различных типов общества, а  так

же ограничения  торговли с нашей страной, устанавливаемые  в прошлом  западным

миром  по  политическим  соображениям,  не  позволяли   наладить   отношения

партнерства.   Переход  к  партнерству  во  внешнеэкономических   отношениях

поставил перед  Россией новые  проблемы  государственно-правового  характера.

Наиболее важные из них: защита права собственности  и иностранных  инвестиций

в России.

       Особую проблемы в последние годы  представляет  решение вопроса о

централизации   и   децентрализации   функций    российского    государства.

Определенные положительные  изменения в этом вопросе начались совсем  недавно

и  выразились  в  пресловутом  «укреплении  вертикали  власти»,  а  также  в

комплексе проводимых  реформ  (например  судебной).  Напомню,  что ситуацию

начала 90-х годов XX века нередко называют  «парадом  суверенитетов»,  когда

пресловутый «суверенитет»  провозглашали  национальные  автономии  в  составе

РСФСР. Некоторые  республики,  такие  как  Татарстан  и  Башкортостан  вообще

подписали федеральный  договор лишь в 1994 году.

       В  настоящее  время  все   еще   стоит   задача   разграничения   сфер

деятельности  полномочий  между  федеральными  органами  власти  и  органами

субъектов федерации. Есть такие вопросы, при решении  которых  централизация,

понимаемая как  монополия центра, не только неизбежна, но и полезна.

       А.Б.Венгеров приводит в пример  следующие задачи: «совместная оборона,

обеспечение национальной безопасности и политической стабильности,  освоение

космоса, обеспечение  транспорта, связи и.т.д.»[45]

       Но есть и вопросы, которые  можно и нужно решать  на  местном  уровне.

Например,  для  обеспечения  стабильных  рабочих  мест   необходимо   тесное

взаимодействие   центральных   органов    власти    и    органов    местного

самоуправления.

       Данная проблема, по моему мнению, должна быть решена в первую  очередь

законодателями  на федеральном уровне. 

Заключение. 

       Итак, мною в  работе  рассмотрены  подавляющее большинство аспектов

понятия «функции государства».

       Цель работы достигнута на  столько, на сколько позволяли это сделать

существующие известные  монографичекие источники, учебные пособия и статьи  в

журналах.  Надо  отметить,  что  несмотря  на  существование множества как

общепринятых, так  и новаторских точек зрения на те или иные вопросы функций

государства, я  старался хотя бы кратко, но упомянуть  о них в  своей  работе,

дабы сохранить  объективность и полноту освещения  проблемы, но в  тоже  время

высказать свою точку  зрения. Теперь же, на основе сформулированных в начале

работы задач  можно сделать следующие краткие  выводы:

  - понятие функций   государства  весьма  неоднозначно,  в  советское  время

    возникла  полемика между теоретиками права  и государства, проявлявшаяся  в

    более  или менее существенно различных  трактовках этого понятия;  однако,

    общепринятой  и наиболее выдержанной точкой  зрения на сегодняшний  момент

    является  понимание функций государства,  как  основных  направлений   его

    деятельности,  обусловленных  классовой   и   общесоциальной   сущностью

    государства  и социальным назначением;

  - функции государства  во многом  напрямую  определяются  сущностью  самого

    государства;  первоначальная  сущность  государства   –  классовая,  но  с

    демократизацией  общества проявляется и общесоциальная сущность;

  - функции государства  изменяются со временем, их возникновение   и  утрата

    обуславливается  текущими задачами государства,  а значит и изменениями   в

    мире;  в этом  плане для современного  этапа развития   человечества

    характерно  решение глобальных проблем –  терроризм, экология, наркотики и

    многих  других;

  - функции государства  обладают признаками, позволяющими  выделять их  среди

    всех  прочих;

  - классификация  функций государства  производится  по  многим  основаниям,

    наиболее  общепринятым из которых является деление функций на  внутренние

    и   внешние;  однако  и у этого подхода существуют   критики;   также

    неоднозначно  отношение  ученых  к  делению   функций   на   основные   и

    неосновные,  однако  такая классификация    стала   в   той   же   мере

    общепринятой, на сколько стала общепринятой  её спорность; кроме  того  в

    последнее   время  появились  новые   критерии   классификации   согласно

    территориальному  принципу, принципу разделения властей;

  - и все же, признавая наибольшую распространенность  классификации  функций

    на внутренние  и внешние, можно  выделить  охранительную,  экономическую,

    социальную и экологическую функции среди внутренних, а среди внешних –

    функции   обороны,  захвата  чужих   территорий,   обеспечения   мира   и

    поддержания  мирового правопорядка, сотрудничества  государств;

  - для современного  российского государства характерно  как  правопреемство

    функций  государства советского, так и  отказ от многих  пафосных  функций

    (вроде  «братской взаимопомощи») в   связи  с  развалом  СССР;  появляются

    новые  функции, характерные и актуальные  для современной России – функций

    обеспечения  народовластия, финансового контроля  и интеграции  в  мировую

    экономику;

  - зачастую  взгляды зарубежных ученых-юристов  расходятся с  представлениями

    о функциях  государства, выработанных отечественной   юридической  наукой;

    это  проявляется  как  в  абстрагированном  рассмотрении  самого  понятия

    функций государства (чисто юридически,  без  учета  изменений   сущности

    государства  и без привязки к государству  как социальному институту), так

    и в  классификации на  основании   сфер  деятельности  человека  в  створе

    идеального  развития государств Западной  Европы и США. 

Информация о работе Понятие механизма государства