Понятие конкуренции и эффективность функционирования конкурентных рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:05, доклад

Описание

Возрождение субъектов конкуренции и создание конкурентной среды — неотъемлемые условия для развития рыночных отношений. Развитие конкуренции не только мотивирует формирование рынка, но и позволяет устранять серьезные нарушения всех экономических пропорций. Теоретическим вопросам, раскрывающим экономическую сущность монопольных и конкурентных рынков, посвящена данная глава.

Работа состоит из  1 файл

М в2.doc

— 51.00 Кб (Скачать документ)

1.1. Понятие конкуренции и эффективность функционирования конкурентных рынков

Возрождение субъектов конкуренции  и создание конкурентной среды — неотъемлемые условия для развития рыночных отношений. Развитие конкуренции не только мотивирует формирование рынка, но и позволяет устранять серьезные нарушения всех экономических пропорций. Теоретическим вопросам, раскрывающим экономическую сущность монопольных и конкурентных рынков, посвящена данная глава.

В экономической литературе второй половины XX в., посвященной проблемам исследования монопольных и конкурентных рынков, приводится немало толкований понятия «конкуренция». При этом выделяются несколько основных концепций, определяющих его содержание. В одной акцентируется внимание на поведении продавцов (покупателей); в другой в качестве основного признака выделяется структура рынка и наличие барьеров; в третьей в качестве важнейшего критерия выделяется отношение к научно-техническому прогрессу; в четвертой — к распределению ограниченных ресурсов; в пятой — отношение к потребителю.

Преимущественное положение в  экономической литературе занимают определения, касающиеся поведения субъектов рынка.

В энциклопедическом словаре Брокгауза  и Ефрона конкуренция рассматривается как «соперничество нескольких лиц (компаний) в достижении одной и той же цели. Конкуренты стремятся вытеснить друг друга, захватить в свое исключительное обладание то или иное благо, поэтому конкуренция всегда имеет характер борьбы».

Классическая политическая экономия рассматривала конкуренцию как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами. А. Смит впервые доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному разделению труда и капитала, и определил основные условия ее функционирования:

•    конкуренты должны действовать  независимо, а не в сговоре;

•    число конкурентов (потенциальных  или уже имеющихся) должно быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные доходы;

•    экономические субъекты должны обладать приемлемым знанием рыночных возможностей;

•    должна быть свобода действовать  в соответствии с этим знанием;

•    необходимо выждать время, чтобы направление и объем  потока ресурсов стали отвечать желанию  владельцев [7]1.

Конкуренция должна уравновешивать частные интересы и экономическую эффективность, и в этом смысле А. Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка — рыночными ценами, формирующимися под влиянием конкурентных сил. Сущность конкуренции, по мнению ученого, заключается в совокупности взаимосвязанных попыток продавцов установить контроль на рынке в долгосрочной перспективе. Такая тенденция на рынке будет настолько длительной, насколько это необходимо для перемещения ресурсов из отраслей с низкими прибылями в отрасли, где могут быть получены более высокие прибыли. Следовательно, конкуренция — это процесс реакции на новую силу и способ достижения нового равновесия, сущность которого состоит в борьбе конкурентов за относительные преимущества.

В начале XX в. взгляды на конкуренцию и ее роль в экономике изменились. Основной критике подверглась модель совершенной конкуренции за чрезмерное внимание только к одному ее виду — ценовой конкуренции и за невозможность раскрыть ее сущность с помощью динамичной конкурентной борьбы, а также за игнорирование роли научно-технологических инноваций и воздействия государства на развитие и поддержание конкуренции.

Э. Чемберлин убедительно доказал, что каждый конкурент, стремясь выделиться на рынке, прежде всего старается дифференцировать свой продукт, что влечет за собой создание субрынка, на котором он выступает как частичный монополист, регулирующий цену. Впервые монополия и конкуренция рассмотрены не как антитезы, введено понятие «монополистическая конкуренция», и термины, в него входящие, не исключают друг друга [10].

В условиях конкуренции происходит открытие новых ресурсов и возможностей использования уже существующих. Не случайно в экономической теории Ф. А. Хайека конкуренция рассматривается как процедура открытия. Философское понимание конкуренции, несколько абстрактное по своему содержанию, изложил П. Хейне: «Конкуренция есть следствие редкости и такое состояние взаимоотношений, когда люди или субъекты рынка пытаются соответствовать определенным применяемым критериям» [9].

Авторы книги «Стратегический  менеджмент» американские ученые А. Томпсон и А. Дж. Стрикленд представляют конкуренцию как «динамический, постоянно изменяющийся процесс, сопровождающийся новыми наступательными и оборонительными действиями компаний и переносом акцента с одних видов конкурентной борьбы на другие» [8].

Действующий в России Закон «О защите конкуренции» [1] определяет конкуренцию как «состязательность хозяйствующих субъектов, при которой самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».

С середины 1950-х гг. активное внимание при характеристике сущности конкурентных рынков стало уделяться одному из их признаков — структуре.

Автор учебника «Теория отраслевых рынков» Ф. Шерер трактует конкуренцию как «рыночную ситуацию, при которой число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико, а доля конкретной фирмы настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж» [11].

В. Ковачич, профессор права в США, понятие конкуренции ассоциирует с «наличием на рынке большого числа независимых покупателей и

18                  Глава 1. Методологические аспекты функционирования...

продавцов и возможностью для покупателей  и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его» [2].

Й. Шумпетер одним из первых в экономической литературе в качестве отличительного критерия конкурентного рынка выделяет его способность инициировать новые достижения научно-технического прогресса. «Конкуренция — непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты».

Позднее, в 1960-х гг., М. Портер, исследуя теорию конкурентоспособности, ведущее место отводит не столько структуре рынка и уровню развития конкурентных отношений, сколько степени их адаптации к технологическим изменениям. «Конкуренция — динамичный и развивающийся процесс. Традиционные теории были по существу статичными, сосредоточенными на преимуществах на основе факторов или эффекта масштаба. Однако в конкуренции нет равновесия, и она зависит от того, как рынок и общество воспринимают достижения научно-технического прогресса» [5].

Понимание того, что ограниченность ресурсов не позволяет достигнуть идеального решения функционирования систем как на монопольных, так и на конкурентных рынках, привело к тому, что в 1970-х гг. в качестве основы концептуальных подходов к понятию сущности конкуренции стала рассматриваться проблема распределения в мире ограниченных производственных ресурсов и борьбы за их эффективное использование [4].

В условиях значительного  опережения возможностей производства относительно спроса у производителей или продавцов не оказалось иного метода борьбы за свои конкурентные преимущества, кроме принятия концепции маркетинга. Ф. Котлер считает, что «конкуренция — поведение компаний, направленное на борьбу за деньги потребителей и их максимальное удовлетворение» [3]. Концентрация усилий продавца на конкретном рынке или группе потребителей обеспечивает наибольший оборот и долю рынка. Одновременно все большее значение приобретает изучение потребительского поведения и борьба за его удовлетворение. Конкурентным является такой рынок, где контролирующими выступают интересы потребителей, а фирмы ведут борьбу за ограниченный объем их платежеспособного спроса.

Хотя конкурентные условия  на различных отраслевых рынках никогда не бывают одинаковыми, процессы соперничества на них аналогичны, что позволяет рассматривать их через методологическую призму взаимодействия целого ряда сил (факторов). Профессор М. Портер [5]

выделяет пять конкурентных сия, результатом действия которых и становится состояние конкуренции в отрасли.

1.   Соперничество  между конкурирующими продавцами  в отрасли.

2.   Рыночные попытки  компаний из других отраслей  завоевать потребителей с помощью своих товаров-заменителей.

3.   Потенциальное  появление новых конкурентов.

4.   Рыночная власть  и средства воздействия, используемые поставщиками сырья.

5.   Рыночная власть  и средства воздействия, используемые  потребителями продукции.

Значение данной модели состоит в том, что на основе общетеоретических подходов к оценке конкуренции в анализе участвуют как чисто экономические, так и психологические факторы поведения потребителей, определяющие силу конкурентного прессинга на отраслевом рынке.

Конкуренция, включающая разнообразный спектр взаимоотношений  субъектов рынка, усиливается в  противовес монополистическим целям как компаний-конкурентов, так и контрагентов — поставщиков и потребителей продукции. К факторам усиления конкурентного поведения относятся:

•    диверсификация производства крупных компаний;

•    развитие новых  технологий, опережающее развитие научно-технического прогресса;

•    выравнивание размеров и возможностей компаний, действующих на рынке;

•    увеличение числа малых и средних фирм, повышение эффективности их функционирования;

•    увеличение числа конкурентов в условиях экономического роста, глобализации и интернационализации рынков, либерализации международной торговли, региональной интеграции;

•    использование  маркетинговых подходов в управлении, позволяющих осуществлять приведение всех ресурсов фирмы в соответствие с требованиями и возможностями рынка;

•    появление  разнообразных рыночных стратегий  и корпоративных программ для  достижения конкурентных преимуществ;

•    сегментация  рынков, формирование рыночных ниш  и развитие целевой аудитории  потребителей;

•    сокращение жизненного цикла товаров;

•    устойчивое расширение рыночного спроса благодаря  экономической и политической стабильности в мире;

•    рост благосостояния потребителей, что предопределяет низкие затраты потребителя при переключении его с продукции одного производителя на продукцию другого;

•    активное потребительское  поведение, которое становится мощной конкурентной силой, позволяющей владеть рычагами контроля за ценами, качеством, сервисом и пр.;

•    проведение государством конкурентной и антимонопольной  политики.

В исследованиях зарубежных ученых в области менеджмента, экономики и права в последние годы часто поднимается проблема неоднозначности преимуществ конкуренции для различных институтов общества и субъектов рынка. По степени результативности конкуренции для общества различают две точки зрения.

Первая группа авторов (Д. Хэй, Д. Моррис, Ж. Тироль и др.) считает, что конкуренция «воплощает в себе прежде всего стихийно регулирующее начало, а ее силы направлены в сторону максимального увеличения воздействия всех факторов экономической эффективности, но при этом они носят стихийный характер, следовательно, могут вести и часто ведут, особенно в тяжелых условиях, из безраздельного господства на рынке к ряду тяжелых — экономических, социальных и других — последствий» [6]. Отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению лучшей производственной техники и замедлять темп технического прогресса. Стимул к техническому прогрессу может быть слабым в условиях чистой конкуренции потому, что прибыль, которая выпадает на долю фирмы, осуществляющей нововведения как результат технического усовершенствования, сокращающего затраты, будет быстро утрачена в ходе соревнования с конкурирующими фирмами, которые с готовностью внедряют новую технику.

Вторая группа авторов (Ф. Шерер,Д. Росс, М. Портер) доказывает, что «благодаря давлению цен на издержки у предпринимателей могут быть сильные стимулы к поиску и применению ресурсосберегающих технологий и нововведений. У конкурирующей фирмы единственная возможность получить положительную прибыль — добиться превосходства в инновациях. Соответственно технический прогресс будет более быстрым в конкурентных отраслях» [11].

Каждое из этих мнений имеет право на существование, принципиально рассматривая вопрос об атомистической структуре рынка, но никто из современных ученых не отвергает эффективности и целесообразности существования конкуренции. Конкуренция максимизирует благосостояние

потребителя путем повышения  как эффективности распределения  ресурсов, так и эффективности производства, а также стимулируя прогресс.

В заключение необходимо отметить, что конкурентность рынка  определяется возможностями воздействия отдельных фирм на рынок, т.е. влияния на условия реализации своей продукции, и прежде всего на цены. Чем это влияние меньше, тем более конкурентным считается рынок.

1 Порядковый номер книги в списке литературы, приведенном в конце главы.


Информация о работе Понятие конкуренции и эффективность функционирования конкурентных рынков