Понятие и особенности административно-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:26, контрольная работа

Описание

Теоретическое осмысление проблемы административно-правовых отношений традиционно вызывает трудности, ибо этот институт связан со всеми (не менее сложными) институтами административного права. Сущность административно-правовых отношений должна обуславливать главные черты как материальных, так и процессуальных административно-правовых норм, т.е. управленческого процесса и административно-процессуальной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………......3;
1. Понятие административно-правовых отношений и их структура………4-6;
2. Особенности административно-правовых отношений………………......7-8;
3. Виды административно-правовых отношений………………………….9-13;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….…………………………..........14;
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………15;

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)

По характеру связей участников административно-правовых отношений они подразделяются на:

       вертикальные административно-правовые отношения, характеризуются наличием одного из субъектов правоотношения, имеющего властные полномочия по отношению к другому участнику правоотношения (например, полномочия по изданию административного акта, обязательного для другого субъекта, по применению мер дисциплинарного воздействия или административного принуждения);

            горизонтальные административно-правовые отношения, т.е. отношения равноправных субъектов управления. Эти субъекты прямо не подчиняются друг другу, а вступают в отношения относительного равенства в целях решения управленческого вопроса. Например, заключение административного договора субъектами управления, совместная разработка несколькими государственными органами специальной программы. Если один из субъектов горизонтальных правоотношений – гражданин, то он, как правило, реализует в рамках таких правоотношений свои субъективные права. В этом случае государственные и муниципальные органы обязаны признавать конституционные права граждан, соблюдать их и при необходимости эффективно их защищать;

По характеру юридических фактов административно-правовые отношения делятся на:

       административно-правовые отношения, порождаемые правомерными деяниями, например, поступление гражданина на государственную службу;

       административно правовые отношения, порождаемые неправомерными деяниями, например, совершение лицом административного правонарушения;

       административно-правые отношения, порождаемые событиями, например, призыв на военную службу в связи с объявлением войны и др.;

По направлению деятельности выделяются следующие административно-правовые отношения:

       административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции;

     административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находятся в их ведении;

       административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции надведомственного характера по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;

       административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении;

По целям административно-правовые отношения подразделятся в первую очередь на охранительные (в том числе деликтные) и регулятивные, что соответственно сказывается на примени методов и форм управленческой деятельности.

В юридической литературе особо выделяются так называемые внутриаппаратные (внутриорганизационные) правоотношения, т.е. отношения, складывающиеся в процессе организации и функционирования публичного управления, иными словами, при создании системы органов управления, их структурного установления, при поступлении на государственную службу и её прохождении. Указанные отношения в большей степени характеризуют организационные начала управления. Вместе с тем имеются и функциональные внутриорганизационные правоотношения, т.е. отношения, в рамках которых реализуется правовой статус субъектов управления и граждан: осуществляются права и свободы гражданина, полномочий должностных лиц и компетенция органов управления, устанавливаются обязанности субъектов права, привлекаются к ответственности лица, нарушающие правовые нормы в сфере публичного управления.

В 80-х годах активно обсуждались проблемы управленческих правоотношений.[4] Ученые выделяли и анализировали субординационные, координационные и реординационные отношения.

Субординационные отношения – такие, которые базируются на полномочии одного из субъектов использовать распорядительные, контрольные полномочия по отношению к другим участникам отношений (например, отношения в системе государственной службы, складывающиеся между должностными лицами).

Координационные отношения также характеризуются наличием властных полномочий, но они используются не только для реализации своей власти, но и для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких субъектов, желающих достичь одной цели и решить схожие задачи (отношения между органами федеральной исполнительной власти – министерствами, государственными комитетами и пр., а также в рамках деятельности самих этих органов). К примеру, Министерство природы Российской Федерации координирует деятельность министерств и ведомств по вопросам охраны окружающей природной среды, причем принимаемые этим органом решения обязательны для иных исполнительных органов Российской Федерации.

Субординационным и координационным отношениям присуща возможность издания административных актов, которые должны исполняться другими субъектами.

Реординационными отношениями являются такие, которые образуются в целях обеспечения обратного воздействия управляемого субъекта на управляющий субъект, т.е. воздействие снизу на верхние инстанции[5] (например, обращение граждан в органы публичного управления).

Классификация административно-правовых отношений и оснований из возникновения и прекращения является необходимым предварительным условием правовой регламентации способов их реализации и более эффективного практического их применения органами государственного управления или местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог можно получить общую характеристику предмета административного права, т.е. тех общественных отношений, которые урегулированы нормами административного права. Это такие управленческие отношения как:

а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;

б) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;

в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;

г) отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере «внутренней» жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне властных функций и полномочий.

Управление существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько тесно связана с особым видом управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Так, управленческую деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, дознание и предварительное расследование – уголовно-процессуальное право, управленческие отношения, связанные с финансовыми, – финансовое право. Поэтому необходимо в определении предмета административного права внести следующее уточнение: оно регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые регламентированы другими отраслями права Российской Федерации.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник/Под ред. А.П. Алехина. – М.: Зерцало-М, 2003. – 594 с.;

2.      Богданов А.В., Богородицкий И.Б., Россинский Б.В. Административное право: Учебник для учреждений среднего профессионального образования / Под ред. д. ю. н., проф. Б.В. Россинского. – М.: Издательство Норма, 2003. – 352 с. – (серия «Ab ovo»);   

3.      Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. административное право: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2004. – 768 с.;

4.      Галлиган Д.Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право. История развития и основные концепции. – М.: Юристъ, 2002. – 410 с.;

5.      Котельникова Е.А., Семенцова И.А., Смоленский М.Б. Административное право: Учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 328 с.;

6.      Овсянко Д.М. административное право в схемах и определениях: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – 80 с.;

7.      Смоленский М.Б. административное право для студентов вузов / М.Б. смоленский. – Ростов н/д: Феникс, 2006. – 253 с.; 



[1] См.: Солдатов А. П., Мельников В. А. Административное право Российской Федерации: Учебник. - Ростов-на-Дону: Фенис, 2006. - с. 26;

[2] См.: Бородин С.С., Громыко С.С. Административное право: Курс лекций. Общая и Особенная часть. - СПб.: ГУАП, 2007. - с. 27-28;

[3] См.: Административное право. Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. - с. 42-43;

[4] См., например: Бачило И.Л. Организация советского государственного управления. М., 1984; Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. М., 1987; Юсупов В.А. Теория административного права. М., 1985; Хан С.М. Управленческие отношения социализма. М., 1982;

[5] См.: Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. Учебник. 2-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2005. - с. 113-116;

 


Информация о работе Понятие и особенности административно-правовых отношений