Понятие и особенности административно-правовых норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 23:29, реферат

Описание

Сущность и социальное назначение административного права, специфика административно-правового регулирования общественных отношений раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание данной правовой отрасли, и позволяют определить ее место в правовой системе Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

Введение реферат.docx

— 32.31 Кб (Скачать документ)

Конкретное  юридическое содержание уполномочивающих (дозволительных) административно-правовых норм зависит от особенностей их адресата.

Так, гражданину предоставляется возможность самостоятельно решать вопросы, связанные с практической реализацией его субъективных прав в сфере государственного управления (например, право на обжалование неправомерных действий должностного лица и т.п.).

в) стимулирующие (поощрительные) нормы обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений. Обычно их связывают с использованием в процессе реализации исполнительной власти, так называемых экономических рычагов (методов) управления. Например, чаще всего в таком аспекте говорится об установлении налоговых и иных льгот, освобождении от налогообложения, применении льготного кредитования и т.п.;

г) рекомендательные нормы. Природа их отличается своеобразием, ибо рекомендации, как правило, не имеют юридически-обязательного характера. Поэтому они чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований.

В соответствии со сложившимися в юридической теории и практике представлениями о  процессе и процессуальной деятельности следует акцентировать внимание преимущественно на их юридической сущности, как это имеет место, например, в отношении уголовного и гражданского процесса. На подобной базе можно выделить административно- юрисдикционные  нормы,   регламентирующие порядок рассмотрения и разрешения преимущественно во внесудебной форме различного рода административно-правовых споров. Имеется в виду реализация административной юрисдикции, т.е. принадлежащих соответствующим органам управления (должностным лицам) полномочий по самостоятельной правовой оценке поведения лиц или организаций и по применению в необходимых случаях установленных мер административно-принудительного характера (например, производство по делам об административных правонарушениях).

Иногда выделяют регламентарные (регулятивные) и правоохранительные административно-правовые нормы.

Важное значение имеет классификация административно-правовых норм в зависимости от их конкретного юридического содержания.

Административно-правовые нормы классифицируются и по иным критериям. Так, по адресату могут быть выделены нормы, регламентирующие:

а) организацию  и деятельность механизма исполнительной власти, т.е. различных звеньев аппарата государственною управления;

б) административно-правовой статус государственных служащих — работников управленческого аппарата;

в) ключевые вопросы организации и деятельности и государственных предприятий  и учреждений;

г) административно-правовой статус общественных объединений;

д) отдельные стороны функционирования различного рода коммерческих структур, включая частные;

е) административно-правовой статус граждан,

С учетом федеративного  устройства России административно  правовые нормы по своему масштабу подразделяются на общефедеральные, а также устанавливаемые субъектами федерации (республиканские, территориальные или региональные и т.п.). По объему регулирования административно-правовые нормы могут быть общи ми, межотраслевыми, отраслевыми и местными. Наконец, административно-правовые нормы могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный характер. В последнем случае их действие охватывает все виды участников регулируемых управленческих отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Любая отрасль  права состоит из юридических  норм, является их организованной совокупностью. Первичными элементами административ-ного права являются административно-правовые нормы. Их можно понимать как установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения в сфере деятельности исполнительной власти, реализация которых при неисполнении обеспечивается государственным принуждением. Норма содержит правило, модель должного поведения (диспозицию) при наличии определенных условий (гипотезы).

Каждая норма  органично включена в отраслевую систему, вне которой действовать  не может. Огромное множество административно-правовых норм можно поделить на виды по самым  разным критериям. Наиболее важными  для понимания этих норм являются критерии их сущности, содержания и  формы.

По предмету административно-правовые нормы могут быть: материальные и процессуальные

По содержанию: обязывающие, управомочивающие, предписывающие, запрещающие, рекомендательные и поощрительные.

По юридической силе: законодательные и подзаконные.

По территориальному действию: федеральные, субъектов РФ и муниципальные.

Юридическая сила норм зависит от положения тех  органов, которые приняли акты, содержащие нормы. Иными словами, иерархия норм отражает иерархию органов, их принявших. Различаются нормы законодательные  и подзаконные. Последние могут  содержаться в указах Президента, постановлениях Правительства, приказах и постановлениях ведомственных  органов, постановлениях глав администраций.

Применение  административно-правовых норм является важнейшей правовой формой деятельности исполнительной власти и осуществляется в особом процессуальном порядке.

Список использованной литературы:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года / в ред. от 30.12.2008 г. – М.; ТК Велби, Издательство Проспект, 2004. – С. 32.
  2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2012, с изм. от 17.01.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 15.01.2013).

4. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М.. Административное право Российской Федерации. - М.: Наука, 2006. – 349 с.

5. Административное право. Учебник.  Д.Н. Бахрах. - М., 2010. – 289 с.

 

 


Информация о работе Понятие и особенности административно-правовых норм