Полиция в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:21, курсовая работа

Описание

Объектом исследования данной работы является институт полиции Российской Федерации.
Предметом исследования выступает нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность полиции РФ.
Цель работы заключается в изучении основных характеристик, принципов, обязанностей, проблем полиции и способов их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1.Исторические аспекты возрождения полиции в Российской Федерации5
1.2.Правовые основы деятельности полиции РФ 11
1.3.Обязанности, принципы и основные направления деятельности полиции РФ 16
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ПРОБЛЕМЕ ПРЕВЫШЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ РФ 21
2.1.Проблемы применения насилия сотрудниками полиции 21
2.2.Рекомендации по совершенствованию законодательной базы по вопросу применения физической силы сотрудниками полиции 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32

Работа состоит из  1 файл

работа полиция.doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)

Принцип беспристрастности  применительно к деятельности полиции  выражается в том, что полицейский  защищает права всех, несмотря ни на что (пол, расу, язык, вероисповедание и т.д.).

Установлен прямой запрет для сотрудника полиции состоять в политических партиях, материально  поддерживать политические партии и  принимать участие в их деятельности.

Также полицейский должен проявлять терпимость и уважение обычаев, традиций и т.д., причем и во внеслужебное время.

Сотрудник полиции вообще обязан как в служебное, так и  во внеслужебное время воздерживаться от любых действий, которые могут  вызвать сомнение в его беспристрастности  или нанести ущерб авторитету полиции.

Принципы открытости и публичности

Закреплено право граждан, общественных объединений и организаций  получать достоверную информацию о  деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно  затрагивающую их права (за исключением  информации, доступ к которой ограничен федеральным законом).

Кроме того, должностные  лица не реже одного раза в год должны отчитываться перед законодательными (представительными) органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами.

Полиция обязана также  по официальным запросам редакций представлять информацию СМИ и проводить аккредитацию журналистов, а также проводить  пресс-конференции.

Общественное мнение - один из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Установлено, что полиция  не обеспечивает, но стремится обеспечивать общественное доверие к себе и  поддержку граждан. Такая декларативная формулировка вполне понятна: общественное доверие заслужить очень непросто.

Действия сотрудников  полиции должны быть обоснованными  и понятными для граждан.

Гражданин вправе потребовать  извинений, а полиция обязана  принести их гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина - по его желанию.

В гл. 3 «Обязанности и права полиции» сведены воедино функции, которые не были учтены в Законе о милиции, но которые милиция осуществляла в соответствии с другими законодательными и иными нормативно-правовыми актами.

Возложение на полицию  иных обязанностей может быть осуществлено только федеральным законом о  внесении в него изменений.

В частности, полиция  обязана принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, в том числе  в электронной форме (дань прогрессу). Полиция обязана на основании  личных обращений граждан выдавать уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

В случае если решение  вопроса находится вне компетенции  полиции, она обязана передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организациям или должностным лицам, к компетенции которых относится решение этих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя9.

Полиция обязана:

- прибывать незамедлительно  на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия;

- пресекать противоправные  деяния;

- устранять угрозы  безопасности граждан и общественной  безопасности;

- документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия;

- обеспечивать сохранность  следов преступления, административного  правонарушения, происшествия.

 

Глава 2. Совершенствование законодательства по проблеме превышения служебных полномочий сотрудниками полиции РФ.

2.1. Проблемы применения насилия сотрудниками полиции.

 

Полицейский вправе применять:

- физическую силу;

- специальные средства;

- огнестрельное оружие.

Применяются также подручные  средства и не состоящее на вооружении оружие, если речь идет о состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление.

Порядок применения силы урегулирован ст. 19 Закона о полиции.

Полицейский должен: сообщить, что он является сотрудником полиции; предупредить о своем намерении применять силу (если промедление не влечет за собой угрозу жизни, здоровью гражданина или сотрудника полиции); предоставить лицам, в отношении которых предполагается применение силы, возможность и время для выполнения законных требований.

При применении силы полицейский  должен стремиться к минимизации  любого ущерба, а также оказать  гражданину, получившему телесные повреждения  в результате применения силы, первую помощь и принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

О причинении таких повреждений (а также смерти) полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких  лиц гражданина. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

Применение физической силы правомерно (ст. 20 Закона о полиции):

- если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей;

- для пресечения преступлений  и административных правонарушений;

- для доставления в  служебное помещение территориального  органа или подразделения полиции  лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

- для преодоления противодействия  законным требованиям сотрудника  полиции;

- в иных случаях,  предусмотренных Законом о полиции10.

Полицейские имеют право  на применение следующих спецсредств (ч. 2 ст. 21 Закона о полиции): палок специальных; специальных газовых средств; средств ограничения подвижности и средств сковывания движения; специальных окрашивающих и маркирующих средств; электрошоковых устройств; светошоковых устройств, световых и акустических специальных средств; служебных животных; средств принудительной остановки транспорта; водометов; бронемашин; средств разрушения преград; средств защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан.

Применение специальных средств будет правомерным в следующих случаях:

- для отражения нападения  на гражданина или сотрудника  полиции;

- для пресечения преступления  или административного правонарушения;

- для задержания лица, застигнутого при совершении  преступления и пытающегося скрыться;

- для пресечения сопротивления,  оказываемого сотруднику полиции;

- для задержания лица, если оно может оказать вооруженное  сопротивление;

- для доставления в  полицию, конвоирования и охраны  задержанных лиц;

- для пресечения попытки  побега;

- в случае оказания  лицом сопротивления сотруднику  полиции, причинения вреда окружающим  или себе;

- для освобождения  насильственно удерживаемых лиц,  захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных  участков;

- для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

- для остановки транспортного  средства, водитель которого не  выполнил требование сотрудника  полиции об остановке;

- для выявления лиц,  совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

- для защиты охраняемых  объектов, блокирования движения  групп граждан, совершающих противоправные  действия.

Не допускается применение специальных средств (ст. 22) в отношении: женщин с видимыми признаками беременности; лиц с явными признаками инвалидности; малолетних лиц,

- за исключением случаев  оказания ими вооруженного сопротивления,  совершения нападения, угрожающего  жизни и здоровью граждан или  сотрудника полиции.

Также не допускается применение спецсредств при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

Примечание. Запрещено применение огнестрельного оружия на поражение (ч. 5 - 6 ст. 23):

- в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних (за исключением  случаев оказания этими лицами  вооруженного сопротивления, совершения  вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции);

- при значительном  скоплении граждан, если в результате  его применения могут пострадать  случайные лица.

Также не допускается (ч. 2 ст. 22) нанесение человеку ударов специальной  палкой по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца.

Не допускается применение водометов при температуре воздуха  ниже нуля градусов Цельсия.

Не допускается применение средств принудительной остановки  транспорта в отношении транспортных средств для перевозки пассажиров (при наличии таковых), а также мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов, а также на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью, на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях.

Согласно ст. 23 Закона о полиции полицейский имеет  право применять огнестрельное  оружие:

- для защиты другого  лица либо себя от посягательств,  сопряженных с насилием, опасным  для жизни или здоровья;

- пресечения попытки  завладения огнестрельным оружием, транспортным средством, специальной и боевой техникой полиции;

- освобождения заложников;

- задержания лица, застигнутого  при совершении тяжкого или  особо тяжкого преступления против  жизни, здоровья или собственности  и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

- задержания лица, оказывающего  вооруженное сопротивление или  отказывающегося выполнить законное  требование о сдаче оружия, боеприпасов,  взрывчатых веществ, взрывных  устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

- отражения группового  или вооруженного нападения на  здания и сооружения государственных  и муниципальных органов, общественных  объединений, организаций и граждан;

- пресечения побега  из мест содержания под стражей  подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, осужденных к лишению свободы;

- остановки транспортного  средства путем его повреждения,  если управляющее им лицо отказывается  выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

- обезвреживания животного,  угрожающего жизни и здоровью  граждан и (или) сотрудника  полиции;

- разрушения запирающих  устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по определенным в законе основаниям;

- производства предупредительного  выстрела, подачи сигнала тревоги  или вызова помощи путем производства  выстрела вверх или в ином  безопасном направлении11.

Все чаще и чаще в прессе звучат сообщения о незаконном применении сотрудниками полиции физической силы.

22 ноября 2012 года в Кинешме полицейского осудили за применение физической силы к женщине.

По информации прокуратуры  Ивановской области, 3 года условно и лишение права занимать должности в органах внутренних дел, связанных с исполнением полномочий представителя власти, на срок 2 года получил кинешемский полицейский за применение физической силы к женщине.

Весной 2012 года подсудимый в составе патруля на автомобиле исполнял свои должностные обязанности по охране общественного порядка и общественной безопасности. Ночью внимание полицейских привлекли граждане идущие к магазину «Продукты». Полицейские также проследовали в магазин с целью выяснить: что делают граждане в магазине ночью? Не получив внятного ответа, подсудимый предложил одной из женщин выйти на улицу к патрульному автомобилю. Она выполнила его требования. Однако, высказала недовольство действиями сотрудников полиции. В дежурную часть женщина ехать отказалась. Несмотря на то, что женщина не оказывала сопротивления, полицейский несколько раз ударил потерпевшую кулаком в область груди, а также нанес удар ладонью по лицу. При этом документов о применении к ней в указанное время физической силы, а также о совершении ею какого-либо правонарушения сотрудниками полиции не составлялось, к административной ответственности она не привлекалась. Потерпевшая обратилась за медицинской помощью, поскольку почувствовала резкую боль в области груди. При осмотре у нее обнаружен ушиб грудной клетки справа. Кроме того, полицейским была повреждена ее куртка.

Информация о работе Полиция в РФ