Подходы к моделированию конкурентоспособности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 18:00, курсовая работа

Описание

На данном этапе мирового развития конкуренция между производителями товаров и услуг высока как никогда, вследствие чего предприниматели находятся в постоянном поиске новых способов повышения конкурентоспособности (КС) и оптимизации управления предприятием.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные подходы к моделированию конкурентоспособности…..5
1.1 Слабые стороны делового климата…………………………………………5
1.2 Сильные стороны бизнес среды…………………………………………….17
Глава 2. Инвестиционный климат и конкурентоспособность предприятия…20
2.1 Взаимосвязь компонент инвестиционного климата и индикаторов конкурентоспособности………………………………………………………..20
2.2 Сравнительный анализ подходов………………………………………...25
Список использованной литературы………………………………………….28

Работа состоит из  1 файл

Введние.docx

— 43.32 Кб (Скачать документ)

Правительство Российской Федерации

 

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

 

«Национальный исследовательский университет  
«Высшая школа экономики»

Нижний  Новгород

Факультет экономики
Кафедра экономической теории и  эконометрики

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

На тему «Подходы к моделированию конкурентоспособности фирмы»

 

 

Студент группы № 10МЭ-2

Яценко Дмитрий Евгеньевич

 

Научный руководитель

Старший преподаватель Стулова  Н.С.

   

 

 

Нижний Новгород, 2013

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Основные подходы к моделированию конкурентоспособности…..5

    1. Слабые стороны делового климата…………………………………………5

1.2 Сильные стороны бизнес среды…………………………………………….17

Глава 2. Инвестиционный климат и конкурентоспособность предприятия…20

2.1 Взаимосвязь компонент  инвестиционного климата и индикаторов  конкурентоспособности………………………………………………………..20

2.2 Сравнительный анализ подходов………………………………………...25

Список использованной литературы………………………………………….28

 

Введение.

 

На данном этапе мирового развития конкуренция между производителями  товаров и услуг высока как  никогда, вследствие чего предприниматели находятся в постоянном поиске новых способов повышения конкурентоспособности (КС) и оптимизации управления предприятием.

Ещё век назад показателями эффективности производства были величины доходов и расходов. Однако с течением времени, по причине внедрения новых технологий, интернационализации, роста конкуренции и усиления государственного регулирования отдельные методы управления фирмами уже не приводили к увеличению объема продаж и повышению КС предприятий. Снижение накладных расходов, увеличение производительности, сокращение персонала, не могли остановить падение прибыли. Критериями оценки производственной деятельности уже к середине ХХ века стали уже не только традиционные показатели соотношения доходов и расходов, но и показатели организационной и управленческой эффективности, такие как товарооборот, прибыль на вложенный капитал и другие.

Вместе с этим возникла потребность в адекватной оценке эффективности работы фирм, учитывающую  новые показатели. В своей работе я хотел бы проанализировать существующие подходы к моделированию конкурентоспособности предприятий, выявляя их преимущества и недостатки.

В заключительной части работы я применю на практике часть исследуемых  методов и сравню полученные данные по некоторой группе компаний.

 

 

 

Основная часть.

 

В начале, необходимо дать определение  конкурентоспособности. В различных  источниках это понятие трактуется по-разному. Европейский форум по проблемам управления определил, что "конкурентоспособность — это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары и оказывать услуги, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары и услуги их конкурентов". Однако это определение учитывает только ценовые и неценовые факторы.

Согласно Р.А. Фатхутдинову конкурентоспособность— это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке [4].

Конкурентоспособность предприятия выступает общей мерой интереса и доверия к услугам предприятия на фондовом, финансовом и трудовом рынках. К определяющим факторам конкурентоспособности предприятия относятся стоимость предприятия, техническая оснащенность рабочих мест, применяемая концепция менеджмента, управленческие технологии, организационная система, человеческий капитал, стратегический маркетинг, техническая, инвестиционная и инновационная политики. При оценке конкурентоспособности изучаются как отдельные экономические показатели (анализ и прогнозирование рыночной доли продукции), так и их система: показатели деловой активности, маркетинговой деятельности, оценка технологии управления предприятием [4]. Изучение целого ряда научных публикаций. посвященных моделированию конкурентоспособности предприятия, указывает на использование многообразия экономических, социологических, эконометрических, статистических методов. Существует целый ряд моделей определения конкурентоспособности предприятия. Это затрудняет решение задачи создания оптимальной модели оценки экономической деятельности компании.


При составлении рейтинга предприятий используется параметрический анализ. Нормативные выводы делаются на базе количественного сравнения, то есть на основе выбранных показателей (коэффициентов), «взвешенных» по их относительной важности, рассчитывается совокупная балльная оценка предприятий, являющаяся базой для определения итогового места предприятия в рейтинге. При составлении рейтинга используют десяти факторную модель, структурированную по двум основным аспектам: эффективности хозяйственной деятельности (пять факторов) и финансовой стабильности (пять факторов). Рейтинг предприятий определяется на основе расчета их итогового балла в результате оценки.

Оценка конкурентоспособности  на основе нормы потребительной стоимости предполагает оценку совокупности маркетинговых, управленческих и организационных решений, т.е. экономической технологии компании. Расчет проводится на основе использования алгоритма опенки конкурентоспособности применяемых технологий. Данный метод позволяет достаточно точно выявить и оценить реальные

подходов   оценки  конкурентоспособности

предприятия и  разработка научно-обоснованной модели, позволяющей учитывать влияние разнообразных факторов.

Разнообразие методов опенки конкурентоспособности предприятия основано на использовании трех основных подходов: эвристического (экспертного), экономико-математического, комплексного (интегрального). Для более углубленного анализа конкурентоспособности рассмотрим основные подходы ее определения.

Опенка конкурентоспособности  на основе расчета рыночной доли позволяет выделить следующие группы хозяйствующих единиц: с быстро улучшающимися, с улучшающимися, с ухудшающимися и быстро ухудшающимися, конкурентными позициями. Классификация размера рыночных долей и их динамик дает возможность построить конкурентную карту рынка, с помощью которой определяется место исследуемого субъекта в структуре рынка. степень доминирования на рынке, особен-

конкурентоспосооности применяемых технологий. Данный метод позволяет достаточно точно выявить и оценить реальные потребности потенциальных потребителей и свойства продукции и услуг.

Оценка конкурентоспособности  на основе теории эффективной конкуренции основана на предположении о том. что наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделении и служб. В экономической литературе получило широкое распространение использование интегрального показателя конкурентоспособности, представляющего следующий вид:

(1.1)

1-1

Где К, — частные показатели конкурентоспособности отдельных сторон деятельности предприятия общим числом N. а \У, - весомость отдельных факторов в общей сумме. В соответствии с подходом Е. Пана

— как   средневзвешенную   величину 
показателей конкурентоспособности това 
ров на конкретных рынках:

  • отдельно анализировать эффектив 
    ность деятельности организации, исходя из 
    конкурентоспособности  и   эффективности 
    каждого товара на конкретном рынке:
  • отдельно рассчитывать показатель 
    устойчивости   функционирования  органи 
    зации:
  • прогнозировать перечисленные по 
    казатели минимум на пять лет.

Ряд авторов считают, что в настоящее время показатель стоимости компании можно считать основным показателем ее конкурентоспособности. Это связано с тем. что стоимость компании интегрирует в себе показатели, отражающие внутреннюю ситуацию фирмы и ее внешнее окружение, и тем самым позволяет сопоставлять ре-

Исследования  ряда экспертов показывают, что наиболее      конкурентоспособными предприятиями и компаниями, как правило, являются те, в которых главным критерием оценки качества принимаемого управленческого решения служит последующее повышение стоимости бизнеса [8]. Это подтверждается постоянно растущим интересом менеджеров к использованию стоимости в ежедневной практике управления предприятиями и компаниями, что служит дополнительным аргументом в пользу оценки эффективности системы бизнеса через призму стоимости его капитала.

Особое место  среди методов оценки конкурентоспособности фирмы занимают матричные методы. Теоретической базой этих методов служит концепция жизненного цикла товаров и технологии. Согласно этой концепции любой товар с момента его

появления на рынке до исчезновения проходит определенные стадии жизненного цикла, которые включают внедрение, рост. зрелость, насыщение, спад. На каждом этапе производитель может реализовать товар данной технологии в тех или иных масштабах, что объективно отражается в занимаемой доле на рынке этим предприятием и динамике продаж.

Одним из наиболее удобных графических методов оценки конкурентоспособности товара и предприятия является многоугольник конкурентоспособности. Многоугольник конкурентоспособности, представляет собой графические соединения оценок положения предприятия и конкурентов по наиболее значимым направлениям деятельности, представленных в виде векторов-осей

 

По каждой оси  для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов (на рисунке отражены только 8 факторов) используется определенный масштаб измерений (очень часто в виде балльных оценок).


Изображение на одном рисунке многоугольников конкурентоспособности для разных фирм позволяет проводить анализ уровня их конкурентоспособности в зависимости от влияния разных факторов. Следует отметить возможность применения данного способа при построении многоугольника конкурентоспособности для продуктов-конкурентов н маркетинговой деятельности фирм-конкурентов в целом. Недостатком такого подхода является отсутствие прогнозной информации относительно того, в какой мере какая-либо фирма-конкурент может улучшить свою деятельность .

Матричный метод (матрица Boston Consulting Grpoup) основан на анализе конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара услуги. Сущность опенки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали — темпы роста сокращения количества продаж в линейном масштабе: по вертикали - относительная доля совокупности товаров: услуг на рынке (рисунок

2).

«Товар-проолема» (знак вопроса на рис. 2) олицетворяет стадию выхода на рынок. «Товар-звезда» - это растущий продукт.  «Дойная корова» ассоциируется со зрелым продуктом. А «собака» отождествляется со спадом. Предприятию, анализирующему свою деятельность и осуществляющему планирование на основе матрицы BCG. необходимо соотнести конкретные бизнес - единицы с клетками матрицы с учетом роста их доли на рынке. Матрица BCG позволяет определить место каждого подразделения по отношению к рынку. В центре внимания в модели BCG лежит поток денежной наличности фирмы, который направляется на проведение инвестиционных операций в отдельно взятой бизнес -области      (в      «звезду»      или      «товар-проблему»). Он возникает в результате таких onq:iamdi («дойная корова»): изымается из медленно растущих СБЕ («собака»), В результате проведения портфельного анализа с помощью матрицы «рост-доля рынка» BCG предприятие получает возможность оценить баланс своего портфеля, принять решение о долгосрочной стратегии продуктов с учетом их конкурентоспособности и определить потребности в финансировании каждой из стадий выхода на рынок.

Основным недостатком  модели BCG принято считать ограниченный, учет различных внутренних параметров н внешних факторов среды деятельности предприятия.

Использование других моделей портфельного анализа, например, модели GE McKimey. Shell DPM представляют собой разработку более сложной версии BCG. Определяющими в модели являются привлекательность рынка и преимущества в конкуренции. Привлекательность рынка складывается из характеристик просто рынка, качества рынка, основы снабжения и прочих условий. Факторы, влияющие на привлекательность рынка, включают конкурентную напряженность, конкуренцию, общий риск прибылей в отрасли, барьеры для доступа, структуру дистрибуции и т.д. Конкурентные преимущества стратегической бизнес единицы определяются относительной позицией на рынке, потенциалом продукта, показателем технологических или других инноваций, доступом к финансовым и другим инвестиционным ресурсам, а также квалификацией менеджеров и сотрудников. Матрица GE.McKinsey позволяет определить положение рассматриваемого предприятия на рынке относительно других конкурентов, а также позволяет выработать стратегические рекомендации по улучшению уровня конкурентоспособности фирмы. К недостаткам применения данной матрицы относится оценка реализации различных факторов, ограничения агрегирования показателей.

В отличие от предыдущего метода, теоретическое положение модели ADL;1LC состоит в том. что отдельный взятый бизнес любой корпорации анализируются в соответствии   с   концепцией   жизненного

Информация о работе Подходы к моделированию конкурентоспособности фирмы