Ответы на билеты по правоведению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 16:09, шпаргалка

Описание

40 билетов.

Работа состоит из  1 файл

ответы+по+праву2.doc

— 118.50 Кб (Скачать документ)

2. Сущность государства  и его признаки.

   Сущность  государства проявляется в трех  моментах:

1. государственная  власть

2. суверенитет

3. политических  режим.

   Следовательно  сущность государства это организм  власти в обществе, которая дополняется  суверенитетом и политическим режимом который отражает средства и методы осуществления этой власти.

     Признаки  государства:

1. наличие территории 

2. население

3. наличие власти

4. наличие налоговой  системы

5. единая денежная  система

6. единый государственный  язык

7. символика

8. наличие суверенитета. 
 

3. Функции государства.

   Функции  государства бывают внутренние  и внешние.

Внутренние: 1) установление и охрана правового порядка, общественной безопасности, прав собственности, иных прав и свобод граждан;

2) экономическая;

3) культурная;

4) социальная;

5) экологическая.

Внешние: 1) поддержание мира и мирового осуществления;

2) обеспечение  делового партнерства и сотрудничества;

3) защита государственного  суверенитета от внешнего посягательства.

  

4. Механизм государства.

    Механизм государства – это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.  
 

5. Формы государства:  форма правления.

     Форма правления - это организация высших органов государственной власти, их структура, порядок образования, распределение компетенции и взаимоотношение с населением.

    Формы государственного правления подразделяются на монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).

  МОНАРХИЯ - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

РЕСПУБЛИКА - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. 
 
 

6. Формы государства:  форма государственного  устройства.

Форма государственного устройства - это национальное и  административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти. В отличие от формы правления организация государства рассматривается здесь с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает:

- из каких  частей состоит внутренняя структура  государства;

- каково правовое  положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;

- как строятся  отношения между центральными  и местными государственными  органами;

- в какой государственной  форме выражаются интересы каждой  нации, проживающей на территории  данного государства.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые починяются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Федерация - представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. 
 

7. Формы государства:  форма политического  режима.

    Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.

     В каждом конкретном государстве складывается свой политический режим, имеются свои особенности осуществления государственной власти. Все же по определенным общим признакам политические режимы можно разделить на две большие группы - авторитарные и демократические режимы.

Основные характеристики авторитарного политического режима выглядят следующим образом:

- отсутствие, ограничение  или ликвидация прав и свобод  граждан;

- отсутствие, ограничение деятельности или ликвидация представительных органов государства;

- отсутствие контроля со стороны населения за осуществлением власти, формирование ее институтов через закрытые каналы;

- сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека (монарха, диктатора), нескольких лиц или одного органа;

- жесткие командно-административные, а иногда и террористические методы осуществления государственной власти, произвол, насилие;

- отсутствие, ограничение деятельности или ликвидация прогрессивных политических партий и общественных организаций;

- политический монизм - господство одной идеологии (религиозной или псевдонаучной), возведенной в ранг государственной;

отсутствие или  ограничение сферы гражданского общества, сферы свободного выражения  интересов.

Демократические режимы складываются в правовых государствах. Они характеризуются такими методами осуществления государственной власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее законных прав и интересов.  
 

8. Сущность права,  его признаки и  функции.

   Сущность права - это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов, общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

    Признаки права: 1) нормативность;

2) общеобязательность;

3) принудительность;

4) формально  определенность;

5) системность;

6) динамизм и  стабильность;

7) реальная применимость.

    Функции права делятся на две группы:

1. К общесоциальным  относят, в частности:

а) экономическую  функцию — например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ;

б) политическую функцию — право регулирует деятельность субъектов политической системы;

в) воспитательную функцию — право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей;

г) коммутативную функцию — посредством права обеспечивается связь между объектами управления;

д) экологическую функцию.

2. Специально  юридические функции:

а) регулятивная выражается в воздействии права  на общественные отношения путем  определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка;

б) охранительная  направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется  путем применения специальных охранительных  норм;

в) оценочная — позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков. 
 
 

9. Право и мораль.

   Право – это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством, выражающих меру свободы и ответственности в обществе, являющихся регулятором общественных отношений и поддерживаемых силой государственного принуждения.

   Мораль и право тесно переплетены. С одной стороны, формализованная мораль может становиться правом. Десять заповедей — это одновременно моральный и правовой закон многих культур. Нравственная оправданность норм права для создания правового государства настолько же важна как и их единство.

В праве отражено понятие «морального вреда», однако мораль остается сферой высших идей, делом  совести, которая служит критерием для исторических правовых реформ. Кроме того, практика тоталитарных режимов показала, что иногда мораль может вступать в противоречие с правом.

И моральные, и  правовые нормы являются социальными. Общим для них является то, что  оба вида служат для регулирования и оценки поступков индивида. К различному можно отнести:

право вырабатывается государством, мораль — обществом;

право закреплено в государственных актах, мораль — нет;

за нарушение  нормы права предполагаются санкции  государства, за нарушение нормы морали — общественное осуждение и критика.

  

10. Норма права и  ее структура.

  Норма права – формально определенное, общеобязательное правило поведения, регулирующее общественное отношение, закрепленное в праве и обеспеченное государством.

     Структуре нормы права свойственна своя типовая схема (модель) связи образующих ее элементов. Главное в этой типовой схеме - нормативное построение интеллектуально-волевого и юридического содержания государственной воли. Это нормативное построение состоит в том, что содержание нормы не только выражается при помощи таких категорий, как права и обязанности, но и имеет характер общего правила, особенно в одновременно существующих нормах-предписаниях и логических нормах.

11. Формы права.

  Форма права — это форма именно права как отдельного явления, и соотносится она только с содержанием права. Ее назначение — упорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного характера. Выделяют внешнюю и внутреннюю формы права.

    Внутренняя форма права — это его структура и связи. К ней относят систему права, горизонтальную и вертикальную структуры соподчиненности всех ее элементов. Относительно внешней формы права в современной отечественной юридической литературе не сформировалось единого понимания, что вероятнее всего связано с неоднозначной трактовкой различными авторами уже самого содержания права. Иногда, к примеру, полагают, что содержание права составляет государственная воля, а форма права — это юридические нормы.

    Раскрытие внешней формы права предполагает выяснение способов, которыми данная экономически и политически властвующая группа «возводит в закон» свою волю и соответственно — форму выражения правовых норм. Право всегда воплощается в определенные формы, является формализованным.  
 
 

12. Нормативно-правовой  акт.

  Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Нормативно-правовой акт-это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определёнными субъектами и содержит норму права. Нормативный правовой акт в России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему. 
 

Информация о работе Ответы на билеты по правоведению