Особенности и источники конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:42, курсовая работа

Описание

Конституционное право – одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Особенность конституционного права
2. Источники конституционного права
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

особенности и источники.docx

— 51.96 Кб (Скачать документ)

     Так, Лазарев Л.В. полагает, что прецедентный характер акта конституционной юрисдикции означает, что выраженная в нем  правовая позиция относительно конституционности  конкретного акта или нормы является образом (правилом), которым должны руководствоваться законодательные, судебные и иные органы, должностные  лица при решении вопросов в рамках своей компетенции19. Н.С. Волкова утверждает, что сформулированные Конституционным Судом РФ правовые позиции в связи с их общеобязательностью, официальностью, общим характером могут рассматриваться в качестве источников не только конституционного, но и других отраслей российского права20.

     Как об источнике российского права  о правовых позициях Конституционного Суда упоминают в своих трудах Г.А. Гаджиев, С.Г. Пепеляев21.

     Основными аргументами сторонников признания  правовых позиций Конституционного Суда источником права является наличие  у них свойств, присущих нормам права, а именно:

     а) их общий и обязательный характер;

     б) обладание юридической силой, «приравниваемой  к юридической силе самой Конституции»;

     в) наличие у них «характера конституционно-правовой нормы, хотя таковой она никогда  не становится»;

     г) схожесть «в судебной и иной правоприменительной  практике» с «характером прецедента», хотя таковыми по своей природе не являются;

     д) их самостоятельность как источника  конституционного и иных отраслей права  среди других источников права22.

     Что касается противников данной точки  зрения, то их доводы основаны на недопустимости нарушения принципа разделения властей.

     Однако  было бы недальновидным отрицать решения  Конституционного Суда как источника  права лишь на том основании, что  Конституционный Суд РФ не является законодательным органом. Нормотворчеством в известной мере занимаются все  государственные органы, в связи  с чем вряд ли разумно оспаривать наличие норм права в постановлениях Правительства РФ, Указах Президента РФ, приказах министерств, служб и  агентств, хотя они и не являются законодательными органами. Однако данное нормотворчество осуществляется в  пределах строго определенной компетенции. Принцип разделения властей, закрепленный в Конституции РФ, призван предотвратить  узурпацию власти, не допуская концентрацию ряда различных функций в компетенции  одного органа государственной власти. Ставя органы государства в зависимость  друг от друга, Конституция РФ позволяет воздействовать им на деятельность друг друга в целях недопущения произвола.

     Однако  признание за Конституционным Судом  неограниченной нормотворческой функции  приведет как раз к нарушению  баланса власти и непременному нарушению  прав и свобод человека23.

     Проблема статуса правовых позиций Конституционного Суда состоит не столько в вопросе о признании или непризнании их источником права, сколько в определении круга правоотношений, по поводу которых возможно формирование Конституционным Судом РФ нормативно подобных предписаний.

     ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» определяет одной из его основных функций толкование Конституции Российской Федерации. Такими полномочиями в системе органов государственной власти больше никто не наделен, в чем и проявляется принцип разделения властей в отношении такого специфического органа, как Конституционный суд. Официальные толкования общих правовых принципов и основ государственного устройства, заложенных в Конституции РФ, несомненно, имеют статус источника конституционного права в силу тех аргументов, которые мы перечисляли выше, однако ситуация, когда Конституционный Суд начинает устанавливать порядок регулирования правоотношений иного отраслевого законодательства, является недопустимой.

     По  мнению А.И. Мелихова, Конституционный  Суд может выступать в иных (кроме конституционного) отраслях права только как «негативный» законодатель, реализуя тем самым функцию конституционного надзора. Установление же новых отраслевых норм возможно только посредством права законодательной инициативы, предусмотренной для Конституционного Суда Российской Федерации ст. 104 Конституции России. Поэтому мы полагаем, что решения Конституционного Суда могут быть только источниками конституционного права и не должны содержать конкретные нормы других отраслей права24.

     Среди источников конституционного права  России обычай занимает незначительное место. Некоторые установления, сложившиеся  первоначально как обычаи, в последующем  получили нормативно-правовое закрепление  и утратили характер обычая.

     Например, в качестве обычая долгое время применялась  норма об открытии первой сессии представительного  органа государственной власти старейшим  депутатом. Однако отдельные примеры  допускаемого правом применения обычая в настоящее время можно привести. Так, ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»25 предусматривает, что решения по вопросам внутренней организации общины и взаимоотношений между ее членами могут приниматься на основании традиций и обычаев малочисленных народов, не противоречащих законодательству Федерации и субъектов и не наносящих ущерба интересам других этносов и граждан.

 

      Заключение 

     В работе были рассмотрены особенности и источники конституционного права.

     В России фактически создана такая  конституционная модель государства, которая давала и все еще дает возможность придворным олигархам  оказывать большее влияние на политический процесс, чем все остальные  общественные институты вместе взятые. Более того, существующая модель государственной  власти позволяет государственной  бюрократии сращиваться с олигархическими  кланами. Однако России нужна демократическая  социально-правовая модель государства, в котором бы государственная  власть не могла не взаимодействовать  с народом, с гражданским обществом. Большинство общества объективно нуждается  в таком государстве, где органы государственной власти защищают и  опираются на основу демократии - правление  народа, по воле народа и в интересах  народа.

     Становится  все очевиднее, что Конституция  Российской Федерации стала главным  препятствием на пути дальнейшей демократизации социально-экономических и политико-правовых отношений. Как показал 12-летний опыт функционирования Конституции России, политическая система, выстроенная  под одного человека, пусть и избираемого  всенародным голосованием, не в состоянии  надежно обеспечить ни преемственность  власти, ни ее эффективное и стабильное функционирование.

     Основные  итоги реформирования российского  государства свидетельствуют, что  органы государственной власти по-прежнему глухи к интересам большинства  народа. И самое главное - Конституция  России не подчинила государственную  власть народу. В итоге - государственная  власть в еще большей степени, чем в советские годы, отдалилась от интересов рядовых граждан, возвысилась  над ними. Фактически Конституция  России создает почву для гражданского конфликта.

     Источники конституционного права имеют исключительно  большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных источников напрямую зависит от уровня теоретических  представлений о них и от качества по существу всех видов юридической  практики.

     Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению  форм права, а практика должна умело  реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы  источников права. От качества этой системы  права зависит прочность законности в государстве.

 

           Список  использованной литературы 

           Нормативные правовые акты:

    1. Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.
    2. ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 05.04.2005). СЗ РФ, 25.07.1994, № 13, ст. 1447.
    3. ФКЗ от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 12.02.1997). СЗ РФ, 03.03.1997, № 9, ст. 1011.
    4. ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ред. от 02.02.2006). СЗ РФ, 22.05.1995, № 21, ст. 1930.
    5. ФЗ от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 06.02.1998). СЗ РФ, № 10, 09.03.1998, ст. 1146.
    6. ФЗ от 20.07.2000 № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (ред. от 02.02.2006). СЗ РФ, 24.07.2000, № 30, ст. 3122.
    7. ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 25.07.2006). СЗ РФ, 17.06.2002, № 24, ст. 2253.
    8. ФЗ от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (ред. от 25.07.2006). СЗ РФ, 13.01.2003, № 2, ст. 171.
    9. Указ Президента РФ от 02.03.1994 № 442 «О государственных наградах Российской Федерации» (ред. от 28.06.2005). Собрание актов Президента и Правительства РФ, 07.03.1994, № 10, ст. 775.
    10. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-2 ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 10.03.2006). СЗ РФ, 16.02.1998, № 7, ст. 801.
    11. Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 24.03.2006). СЗ РФ, 18.02.2002, № 7, ст. 635.
    12. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании союзного государства (Подписан в г. Москве 08.12.1999). СЗ РФ, 14.02.2000 г. № 7. Ст. 786.
 

      Литература:

    1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997.
    2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.  М., 2005.
    3. Витрук Н.В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, природа, юридическая сила и значение // Конституционное правосудие в меняющихся правовых системах. М., 1999.
    4. Волкова Н.С. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам парламентского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
    5. Гаджиев Г.А., Кряжков В.А. Конституционная юстиция в Российской Федерации: становление и проблемы // Государство и право. 1993. № 7.
    6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2004.
    7. Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. М., 1996.
    8. Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. М., 2003.
    9. Макушин А.А. Сущность Конституции // Конституционное и муниципальное право, 2005, № 6.
    10. Мелихов А.И. Правовые позиции Конституционного суда как источник конституционного права // Российский судья, 2005, № 8.
    11. Осейчук В.И. О необходимости нового этапа конституционной реформы в России // Конституционное и муниципальное право, 2006, № 5.
    12. Чиркин В.Е. Фундаментальное исследование современного конституционного права // Законодательство и экономика, 2006, № 2.

Информация о работе Особенности и источники конституционного права