Основные направления в укреплении законности в административной деятельности ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 17:25, курсовая работа

Описание

С одной стороны, осуществляя административную деятельность по охране общественного порядка, защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, органы внутренних дел обеспечивают законность в стране, с другой - административная деятельность самих органов внутренних дел должна основываться на строжайшем соблюдении законности. Любые нарушения законности, откуда бы они ни исходили, наносят ущерб интересам народа, но они еще опасны, если исходят от органов, которые обязаны вести борьбу за соблюдение законов.

Содержание

Введение
Раздел 1. Законность в административной деятельности ОВД………........…..4
1.1. Понятие законности в административной деятельности милиции…...…..4
1.2. Принципы и требования законности в административной деятельности милиции…………………………………………………………………………....7
Раздел 2. Способы обеспечения законности в административной деятельности ОВД…………………………………………………………….…11
2.1. Значение законности в административной деятельности и способы ее обеспечения……………………………………………………………………....11
2.2. Осуществление ведомственного контроля над законностью в административной деятельности………………………………………….……14
2.3. Прокурорский надзор…………………………………………………….....17
2.4. Судебный контроль………………………………………………….……...22
Заключение………………………………………………………………….........25
Приложение №1…………………………………………….………………..…..26
Приложение №2………………………………………………………………….29
Список используемой литературы…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)

      Предмет общего надзора - это точное соответствие закону актов, издаваемых указанными выше органами и организациями, а также точное исполнение законов должностными лицами и гражданами. Общий надзор прокуратуры имеет большое значение для обеспечения законности в деятельности милиции.

      Осуществляя общий надзор за законностью в  административной деятельности, прокурор в пределах своей компетенции  вправе:12

      - требовать приказы, инструкции и другие ведомственные правовые акты, издаваемые по вопросам административной деятельности органов внутренних дел; представление необходимых документов и сведений; проведение служебных проверок в связи с имеющимися данными о нарушении закона; личные объяснения работников по поводу нарушений законов;

      - проверять на месте исполнение законов по заявлениям, жалобам и иным сигналам.

      Для устранения нарушений закона в административной деятельности, причин и условий, их порождающих, прокурору предоставлены  такие полномочия: опротестование незаконных ведомственных правовых актов, изданных по вопросам административной деятельности органов внутренних дел; внесение представлений об устранении нарушений законов и причин, им способствующих; принятие мер к привлечению работников органов внутренних дел, виновных в нарушении законности, к юридической ответственности.

      Общий надзор прокуратуры за законностью  различных видов административной деятельности органов внутренних дел  имеет некоторые особенности, обусловленные  характером и содержанием общественных отношений, возникающих, например, в  процессе несения службы по охране общественного порядка, проведения в жизнь правил паспортной системы и др.

      Осуществляя надзор за законностью службы охраны общественного порядка, прокуратура  особое внимание уделяет13 соблюдению законности, при применении мер административного принуждения. Так, во время проверок в органах внутренних дел законности задержания граждан в административном порядке прокуроры обращают внимание на следующие вопросы: имеются ли основания для задержания лиц и была ли необходимость для доставления их в орган; соблюдены ли требования, предъявляемые к протоколу об административном правонарушении, и (особенно) обстоятельно ли в нем изложены сущность нарушения, объяснения виновного и свидетелей; не нарушен ли срок содержания лица, доставленного за административное нарушение; зарегистрировано ли данное лицо в книге учета; указывается ли в составляемых протоколах точное время (число и час) их задержания; содержатся ли арестованные в административном порядке отдельно от лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений.14

      Обнаружив факт незаконного задержания и доставления  граждан в орган внутренних дел, прокурор дает начальнику этого органа обязательное для исполнения указание о немедленном освобождении задержанного. В этом главная особенность форм реагирования прокурора на выявленное нарушение законности при применении данной меры административного пресечения.15

      В процессе надзора за законностью  административной деятельности по осуществлению  паспортной системы прокурор акцентирует  внимание на следующих вопросах: организация приема населения в паспортных аппаратах; правильность выдачи паспортов; проводимые мероприятия по соблюдению паспортных правил на обслуживаемой территории; состояние работы по разбору жалоб и заявлений в паспортных отделениях.

      Проверки  соблюдения законности в деятельности паспортных аппаратов могут производиться как по заявлениям, жалобам и иным сигналам о нарушении закона, так и по непосредственному усмотрению прокурора. Обнаружив нарушение законности, прокурор опротестовывает противоречащие закону акты с требованием их отмены, вносит в орган внутренних дел представления об устранении нарушений закона и причин, им способствующих, ставит вопросы о привлечении виновных к ответственности.

      Начальники  органов внутренних дел, получившие протест прокурора, должны в 10-дневный срок известить его о рассмотрении опротестованного акта и принятых мерах. По представлениям прокурора о нарушениях закона и устранении способствовавших этому причин и условий они обязаны не позднее чем в 30-дневный срок, если представлением не определено иное, принять конкретные меры к устранению нарушений закона, о чем сообщить прокурору, вносившему представление.

      Так Прокуратурой Саратовской области проведена проверка соблюдения законности и обоснованности проведения проверок и привлечения к ответственности субъектов малого и среднего бизнеса.

      За  период 2009-2010гг. выявлено 69 незаконно проведенных  проверок должностными лицами органов внутренних дел, внесено по указанным  фактам 28 представлений, по результатам, рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 20 должностных лиц, в порядке ст.37 УПК РФ в органы следствия направлено 3 материала.

      Проведенной прокуратурой Октябрьского района проверкой  установлен факт проведения старшим инспектором  отдела по борьбе с  правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства отдела милиции №4 в составе УВД по г.Саратову на основании сфальсифицированного анонимного обращения проверки индивидуального предпринимателя Юсуповой Л. на предмет продажи в магазине контрафактной продукции без сертификатов соответствия, информации о производителе и продавце на основании сфальсифицированного анонимного обращения.

        Указанная проверка  проведена без  каких-либо письменных  указаний руководства.  Кроме того, сотрудник милиции изъял радиоприемник, не имеющий отношения к поступившему анонимному сообщению о продаже контрафактной продукции. Аналогичные факты фальсификации обращений, которые явились основанием для проведения проверок, выявлены прокурором Озинского района.

      Кроме того, незаконные проверки, а также другие нарушения законодательства выявлены в деятельности органов внутренних дел городов Балашова и Маркса, а также Татищевского, Калининского, Ртищевского, Турковского, Лысогорского, Перелюбского, Аткарского, Красноармейского районов.

      По  результатам проведенной  прокуратурой области  проверки деятельности УВД по г. Саратову также установлены  многочисленные нарушения  законодательства. Имелись  факты внепроцессуальных  проверок, проведенных  без достаточных на то оснований.

      Так, инспектором отдела по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного  законодательства отдела милиции №4 в составе  УВД по г.Саратову без каких-либо законных оснований проведена проверка на предмет наличия у индивидуального предпринимателя Сусликовой А. сертификатов соответствия на алкогольную продукцию.

        По результатам  проверки, был составлен  протокол об административном  нарушении в отношении  указанного предпринимателя  по ч.4 ст.14.16 КоАП  РФ. Однако действия Сусликовой А. не образовывали состава указанного правонарушения. Кроме того, доказательства совершения указанного правонарушения, кроме протокола об административном правонарушении в материалах дела отсутствовали. Несмотря на изложенное, указанный протокол был рассмотрен и принято незаконное решение о привлечении индивидуального предпринимателя Сусликовой А. к административной ответственности за правонарушение, которого она не совершала.

      Так же, выявлялись факты  проведения проверок не по существу изложенных в обращениях граждан доводов, незаконного проведения административного расследования, составления должностными лицами протоколов об административных правонарушениях по постановлениям прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, в материалах административных дел указываются противоречивые данные, возвращенные для устранения недостатков контролирующими органами административные материалы, обратно для рассмотрения не возвращались. По результатам проверки прокурором начальнику ГУВД по Саратовской области внесено представление об устранении нарушений законодательства.16

2.4. Судебный контроль 

      Конституция РФ устанавливает, что правосудие в  РФ осуществляется в соответствии с  законами Верховным судом РФ, Верховными судами республик в составе РФ, краевыми, областными судами и народными судами городов и районов.

      Воздействие суда на укрепление законности в административной деятельности органов внутренних дел  выражается, прежде всего, в профилактических мерах, а в предусмотренных законом случаях - в принятии обязательных для исполнения определений. За последние годы возросла роль судебных органов в рассмотрении дел об административных нарушениях и применении установленных законом мер взыскания к виновным.

      На  основе анализа действующего законодательства и судебной практики можно выделить следующие формы работы судов, в которых проявляются их контрольные полномочия:

      - выявление в процессе слушания судом гражданских и уголовных дел нарушений законности, допущенных работниками органов внутренних дел, и вынесение частных определений об устранении причин, способствовавших таким нарушениям;

      - установление нарушений законности при рассмотрении судами (судьями) поступающих из органов внутренних дел материалов об административных правонарушениях и дача обязательных для исполнения указаний об устранении нарушений;

      - рассмотрение жалоб должностных лиц и граждан на постановления о наложении штрафа за административные правонарушения и вынесение определений об отмене наложенного штрафа и о прекращении производства по делу об административном правонарушении.17

      Разрешая  уголовные и гражданские дела, суды оценивают правомерность действий тех или иных должностных лиц  и граждан, на основании чего применяют  к правонарушителю предусмотренные законом меры наказания, восстанавливают нарушенные интересы государства и права граждан. Вместе с тем, вскрывая в деятельности работников органов внутренних дел недостатки, порождающие нарушение законности, суд выносит частное определение и направляет его в соответствующий орган. В установленный законом срок орган внутренних дел должен сообщить суду о мерах, принятых по частному определению.

      Орган внутренних дел, выполняя возложенные  на него обязанности по проверке материалов об административных правонарушениях, выясняет, имело ли место соответствующее правонарушение, кем оно было совершено и подготавливает необходимые документы для представления в суд. Основным документом является протокол об административном нарушении. Протокол подписывают работник органов внутренних дел, его оформивший, правонарушитель, а также очевидцы и потерпевшие, если они есть.18

      Рассматривая  поступившие материалы об административных правонарушениях, судья оценивает  представленные документы, определяет виновность или невиновность лица в содеянном, проверяет законность действий работников органов внутренних дел и на основании этого принимает решение. Если судья установит несоблюдение закона или другие упущения, которые не позволяют сделать правильные выводы, он возвращает дело в милицию с предложением устранить выявленные недостатки, принять законные меры по представленным материалам.

      При рассмотрении жалоб на постановление  о наложении штрафа судья проверяет  законность действий органа внутренних дел. Если будет установлено, что  штраф наложен незаконно или что установленный срок для его наложения истек, судья выносит определение об отмене наложенного штрафа.

      Значительно расширяются контрольные функции  судов за законностью в административной деятельности органов внутренних дел, в связи с новым законодательством о порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан. Так, если при рассмотрении жалобы суд придет к выводу, что

был нарушен  установленный порядок ее рассмотрения, имели место волокита, зажим критики, преследование за нее, а также иные нарушения законности, суд выносит частное определение и направляет его вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу или органу.

      В целях предупреждения нарушений законности и недостатков в деятельности органов внутренних дел по исследованию обстоятельств совершенных проступков и составлению административных протоколов, а также устранению причин, порождающих нарушение законов, судебные органы обобщают практику работы суда и органов внутренних дел. Результаты обобщений обсуждаются на совместных заседаниях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Сотрудник милиции не действуют свободно. Административное усмотрение всегда носит правовой характер, является правовым усмотрением. Применение усмотрения возможно при условии  соблюдения определенных требований: оно всегда должно осуществляться в рамках закона; административное усмотрение может быть использовано в целях наиболее эффективного, целесообразного, оптимального осуществления административной и иной деятельности милиции; акт, принятый на основе усмотрения, должен преследовать ту цель, для достижения которой законодатель дал сотруднику милиции правомочие действовать по своему усмотрению; акт, принятый на основе административного усмотрения, должен содержать в себе мотивы, побудившие сотрудника воспользоваться правом усмотрения.

Информация о работе Основные направления в укреплении законности в административной деятельности ОВД