Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:12, доклад
Опыт российского юридического образования - правовой подготовки чиновников для различных сфер государственной деятельности - уникален, хотя его временные рамки составляют всего лишь два с половиной столетия. Для него характерны тенденции, связанные с историческим опытом развития юридического образования в пределах XVIII - начала XX вв. Они характеризовались тремя контекстами взаимосвязей, в которых проявилась многогранность значения юридического образования как политико-управленческого и социокультурного феномена: 1) политико-управленческий - связанный с государством и государственной политикой
Опыт российского юридического
образования - правовой подготовки чиновников
для различных сфер государственной
деятельности - уникален, хотя его временные
рамки составляют всего лишь два
с половиной столетия. Для него
характерны тенденции, связанные с
историческим опытом развития юридического
образования в пределах XVIII - начала
XX вв. Они характеризовались тремя
контекстами взаимосвязей, в которых
проявилась многогранность значения юридического
образования как политико-
Юридическое образование и юридическая
наука выступали инструментом формирования
определенного содержания правового
сознания и правовой идеологии, обслуживали
в той или иной степени интересы
верховной власти и ее окружения,
обосновывая и защищая
Взаимосвязь профессионального
Во взаимодействии отечественной
и европейской политико-
Взаимодействие юридического образования и юридической науки проявилось в том, что разделение этих социокультурных явлений возможно провести весьма условно. Подготовка юристов требовала разработки теоретических и практических основ юриспруденции, от теоретических "рассуждений" до пособий для практической подготовки и юрисдикционной деятельности, что в свою очередь вело к развитию юридической науки. Если к концу XVIII в. имелись лишь отдельные, немногочисленные сочинения по государственно-правовым вопросам, то в первой половине XIX в. Достаточно четко обозначаются место и роль юриспруденции в развитии государственно-правовой системы, определяются ее направления, динамично развиваются исследования и отражающая их результат юридическая литература. Вторая половина XIX в. характеризуется уже расцветом российской юридической науки, ее ролью в модернизации страны, признанием ее школ и направлений в Европе.
Особое значение развитие юридического
образования имело для развития
профессионального
В настоящее время организация юридического образования в России, в целом, наследует советскую систему подготовки юристов. Основной формой получения юридического образования в России являются юридические факультеты университетов, а также юридические институты и колледжи. Учебный процесс построен так, чтобы подготовить юриста широкого профиля, которого можно использовать на любой должности, требующей юридического образования, и вместе с тем имеющего глубокие знания по определённой области юридической деятельности.
Выделяются следующие основные направления юридической подготовки в
вузах: общая подготовка юристов широкого профиля, которую условно можно назвать университетско-академической; подготовка юристов широкого профиля, сориентированных на специфические области профессиональной деятельности, в частности сферу международных отношений, экономику, управление; ведомственная подготовка юристов, также предполагающая получение солидного юридического образования, но сориентированная на работу в органах внутренних дел, других правоохранительных органах. В целом все юридические вузы осуществляют подготовку: по основным дисциплинам, то есть основному курсу, содержание которого должен усвоить любой человек, претендующий на
диплом юриста; по дисциплинам специализации, которые включают в себя
спецкурсы, спецсеминары, иные способы преподавания, на основе которых
происходит углубление и дополнение знаний, входящих в основной курс
(специализации
по гражданско-правовому,
государственно-правовому циклам, иногда по предпринимательско-правовому и международно-правовому циклам и др.;) по фундаментальным дисциплинам, в частности философии, психологии, социологии, экономике и др., владение которыми необходимо каждому юристу.
Каждый вуз дает юристу необходимую и достаточную подготовку для того,
чтобы он после получения диплома мог работать в суде, прокуратуре, органах внутренних дел, нотариате, адвокатуре, правовых фирмах, юридических отделах, учреждениях и предприятиях, в органах государственного аппарата, во всех структурах, где используются профессиональные юридические знания.
Различают традиционные юридические гражданские вузы и традиционные
ведомственные вузы. К первым относятся: университеты, имевшие правовой
статус университета до начала реформ в системе высшего образования и
объединяющие традиционные гуманитарные и естественно-научные факультеты (юридический, филологический, исторический, механико-математический, биологический и др.); специализированные гражданские учебные заведения, созданные для подготовки юристов, ранее они именовались юридическими институтами (ныне многие из них именуются академиями); юридические факультеты учебных заведений широкого гуманитарного профиля.
К традиционным ведомственным вузам относятся: юридические институты
МВД Российской Федерации, учебные заведения ФСБ, Министерства обороны, в которых можно получить высшее юридическое образование.
Каждый студент, решивший стать юристом, должен получить необходимые знания и навыки по этой социально значимой профессии, которая позволит ему реализовать в практической деятельности нормы российского и международного права, обеспечивать правопорядок в различных сферах жизни общества.
Юристы всегда востребованы в нашей стране, они имеют интересную и перспективную работу. Вот уж у кого есть шанс испытать свой интеллект и продемонстрировать полученные умения и знания! Но в то же время профессиональный путь юриста тернист и долог. Зачастую приходится изучать тысячи документов, консультировать сотни людей, участвовать в сложных судопроизводственных процессах. Людям этой профессии нужна особая собранность и организованность, добросовестность и ответственность, поскольку судьба человека, его благополучие и процветание зависят от компетентности юриста. Юрист должен хорошо знать право, быть в куре изменений законодательства, так как людям часто бывает нужна «скорая неотложная помощь».
Специалисты в области юриспруденции нужны в системах Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Федеральной службы безопасности, прокуратуры, налоговых органах, Государственного таможенного комитета, юридических службах других министерств и ведомств, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Информация о работе Опыт российского юридического образования