Опыт российского юридического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:12, доклад

Описание

Опыт российского юридического образования - правовой подготовки чиновников для различных сфер государственной деятельности - уникален, хотя его временные рамки составляют всего лишь два с половиной столетия. Для него характерны тенденции, связанные с историческим опытом развития юридического образования в пределах XVIII - начала XX вв. Они характеризовались тремя контекстами взаимосвязей, в которых проявилась многогранность значения юридического образования как политико-управленческого и социокультурного феномена: 1) политико-управленческий - связанный с государством и государственной политикой

Работа состоит из  1 файл

Опыт российского юридического образования.docx

— 18.46 Кб (Скачать документ)

Опыт российского юридического образования - правовой подготовки чиновников для различных сфер государственной  деятельности - уникален, хотя его временные  рамки составляют всего лишь два  с половиной столетия. Для него характерны тенденции, связанные с  историческим опытом развития юридического образования в пределах XVIII - начала XX вв. Они характеризовались тремя  контекстами взаимосвязей, в которых  проявилась многогранность значения юридического образования как политико-управленческого  и социокультурного феномена: 1) политико-управленческий - связанный с государством и государственной  политикой; 2) социокультурный - связанный  с отечественной и европейской  социокультурной средой; 3) организационно-правовой - связанный с управлением и  правовым регулированием подготовки государственных  служащих с познаниями государственно-правового  характера .

Юридическое образование и юридическая  наука выступали инструментом формирования определенного содержания правового  сознания и правовой идеологии, обслуживали  в той или иной степени интересы верховной власти и ее окружения, обосновывая и защищая юридические  основы абсолютизма, сословной структуры  общества, социального неравенства, различий в правовом статусе населения.

Взаимосвязь профессионального государственно-правового (юридического) образования и государственной  службы проявлялась в росте содержательных требований образовательного ценза  в отношении лиц, претендующих на поступление на государственную  службу и продвижение по ней. Если в XVIII в. лишь начали определяться отдельные  требования к профессиональной управленческо-правовой подготовке чиновников.

Во взаимодействии отечественной  и европейской политико-правовых культур юридическое образование  выступало каналом опыта развития политико-правовых институтов, приемов  юридической техники и технологии, организации подготовки юристов. Опыт отдельных государств распространялся  на все европейское пространство и, естественно, оказывал влияние на Россию, как, впрочем, и российские государственно-правовые преобразования не находились вне поля внимания европейских правительств и общества. Если в XVIII в. этот процесс  нашел выражение на уровне заимствования  моделей государственно-правового  устройства, то в XIX столетии ситуация коренным образом изменилась. В России активно развивались юридическое  образование и наука, при этом произошел переход от копирования  западноевропейских образцов к аналитическо-критическому их восприятию, что способствовало именно учету и адаптации зарубежного  опыта в формировании российской политико-правовой системы.

 

 

 

 

Взаимодействие юридического образования  и юридической науки проявилось в том, что разделение этих социокультурных  явлений возможно провести весьма условно. Подготовка юристов требовала разработки теоретических и практических основ  юриспруденции, от теоретических "рассуждений" до пособий для практической подготовки и юрисдикционной деятельности, что  в свою очередь вело к развитию юридической науки. Если к концу XVIII в. имелись лишь отдельные, немногочисленные сочинения по государственно-правовым вопросам, то в первой половине XIX в. Достаточно четко обозначаются место и роль юриспруденции в развитии государственно-правовой системы, определяются ее направления, динамично развиваются исследования и отражающая их результат юридическая литература. Вторая половина XIX в. характеризуется уже расцветом российской юридической науки, ее ролью в модернизации страны, признанием ее школ и направлений в Европе.

Особое значение развитие юридического образования имело для развития профессионального правосознания  чиновничества, общего отношения к  юридическим институтам, вело к формированию правовой культуры как необходимого компонента социального прогресса. Под влиянием юридического образования, а также пропаганды современных  политико-правовых идей и ценностей  общественное сознание в России продвигалась в сторону признания идеи правового  государства, законности, правопорядка как элементов развития правовой культуры. Именно развитие юридического образования способствовало формированию слоя юристов, способных к подготовке и реализации ряда реформ в политико-правовой системе России.

В настоящее время организация  юридического образования в России, в целом, наследует советскую  систему подготовки юристов. Основной формой получения юридического образования  в России являются юридические факультеты университетов, а также юридические  институты и колледжи. Учебный  процесс построен так, чтобы подготовить  юриста широкого профиля, которого можно  использовать на любой должности, требующей  юридического образования, и вместе с тем имеющего глубокие знания по определённой области юридической  деятельности.

Выделяются  следующие основные направления юридической подготовки в

вузах: общая подготовка юристов широкого профиля, которую условно можно назвать университетско-академической; подготовка юристов широкого профиля, сориентированных на специфические области профессиональной деятельности, в частности сферу международных отношений, экономику, управление; ведомственная подготовка юристов, также предполагающая получение солидного юридического образования, но сориентированная на работу в органах внутренних дел, других правоохранительных органах. В целом все юридические вузы осуществляют подготовку: по основным дисциплинам, то есть основному курсу, содержание которого должен усвоить любой человек, претендующий на

диплом юриста; по дисциплинам специализации, которые  включают в себя

спецкурсы, спецсеминары, иные способы преподавания, на основе которых

происходит  углубление и дополнение знаний, входящих в основной курс

(специализации  по гражданско-правовому, уголовно-правовому  и

государственно-правовому  циклам, иногда по предпринимательско-правовому  и международно-правовому циклам и др.;) по фундаментальным дисциплинам, в частности философии, психологии, социологии, экономике и др., владение которыми необходимо каждому юристу.

Каждый вуз  дает юристу необходимую и достаточную  подготовку для того,

чтобы он после  получения диплома мог работать в суде, прокуратуре, органах внутренних дел, нотариате, адвокатуре, правовых фирмах, юридических отделах, учреждениях и предприятиях, в органах государственного аппарата, во всех структурах, где используются профессиональные юридические знания.

 

Различают традиционные юридические гражданские вузы и  традиционные

ведомственные вузы. К первым относятся: университеты, имевшие правовой

статус университета до начала реформ в системе высшего  образования и

объединяющие  традиционные гуманитарные и естественно-научные  факультеты (юридический, филологический, исторический, механико-математический, биологический и др.); специализированные гражданские учебные заведения, созданные для подготовки юристов, ранее они именовались юридическими институтами (ныне многие из них именуются академиями); юридические факультеты учебных заведений широкого гуманитарного профиля.

К традиционным ведомственным вузам относятся: юридические институты

МВД Российской Федерации, учебные заведения ФСБ, Министерства обороны, в которых можно получить высшее юридическое образование.

 

 

Каждый студент, решивший стать юристом, должен получить необходимые знания и навыки по этой социально значимой профессии, которая позволит ему реализовать в практической деятельности нормы российского и международного права, обеспечивать правопорядок в различных сферах жизни общества.

Юристы всегда востребованы в нашей стране, они  имеют интересную и перспективную работу. Вот уж у кого есть шанс испытать свой интеллект и продемонстрировать полученные умения и знания! Но в то же время профессиональный путь юриста тернист и долог. Зачастую приходится изучать тысячи документов, консультировать сотни людей, участвовать в сложных судопроизводственных процессах. Людям этой профессии нужна особая собранность и организованность, добросовестность и ответственность, поскольку судьба человека, его благополучие и процветание зависят от компетентности юриста. Юрист должен хорошо знать право, быть в куре изменений законодательства, так как людям часто бывает нужна «скорая неотложная помощь».

Специалисты в области юриспруденции нужны  в системах Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Федеральной службы безопасности, прокуратуры, налоговых органах, Государственного таможенного комитета, юридических службах других министерств и ведомств, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.


Информация о работе Опыт российского юридического образования