Общая характеристика правоотношений в сфере бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:57, реферат

Описание

Бюджетные правоотношения представляют собой общественные отношения, которые возникают в процессе бюджетной деятельности Российской Федерации (федерального центра), субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Бюджетные правоотношения (как материальные, так и процессуальные), имеют следующие признаки:

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 17.94 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему: «Общая характеристика правоотношений в сфере бюджета».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Подготовил:

студент  3 курса

 группы ЮР-32

 

 

 

 

Бюджетные правоотношения представляют собой общественные отношения, которые  возникают в процессе бюджетной  деятельности Российской Федерации (федерального центра), субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований.

Бюджетные правоотношения (как материальные, так и процессуальные), имеют следующие признаки:

1) они появляются в ходе бюджетной деятельности;

2) они являются разновидностью финансовых отношений.

Данный признак можно обосновать тем, что бюджетные отношения осуществляются в процессе формирования, распределения и организации использования бюджета, являющегося основным экономическим институтом финансовой системы и основным денежным фондом, входящим в эту систему;

3) имеют своей основой правовую базу .

Так как бюджет в финансово-организационном смысле является плановым актом, утверждаемым соответствующим правовым актом, то, соответственно, правовыми являются и сами бюджетные отношения.

4) являются предметом правового регулирования для бюджетного права.

Предметом регулирования бюджетного права являются общественные отношения, которые возникают в связи с определением бюджетного устройства; видов бюджета; состава доходов и расходов бюджета; а также отношения по поводу составления, утверждения, исполнения бюджета.

Бюджетные правоотношения имеют сходные  характеристики с финансовыми правоотношениями, но они имеют и свои отличительные особенности:

1. Они возникают в связи с образованием, распределением и использованием бюджета.

2.  Они ежегодно возобновляются, так как реализуются в течение календарного (финансового) года.

3.  Одной из сторон бюджетных правоотношений всегда является государство, государственные органы или органы местного самоуправления.

Объектом бюджетных правоотношений выступают действия сторон данного правоотношения, направленные либо на формирование Федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета),  либо на его расходование в форме распределения, либо на организацию использования средств данного бюджета лицами, которым эти средства выделены. Некоторые авторы полагают, что объектом бюджетного правоотношения выступает сам бюджет как определенное материальное благо. Разночтения в данном случае объясняется спорностью вопроса о том, что является объектом правоотношения. Одни авторы считают, что объектом выступают определенные материальные блага, вторые – интересы субъектов правоотношения, третьи – действия (поведение) сторон, направленное на реализацию своего интереса, выраженного в получении определенного материального или нематериального блага.

Юридический термин «субъект бюджетного права» определяет круг участников бюджетных отношений, наделенных юридическими правами и обязанностями. Носителями этих прав и обязанностей являются субъектами  бюджетного права.

Действующее российское бюджетное  законодательство не лишено недостатков. В частности, в нем отсутствует полный перечень участников (субъектов) бюджетных правоотношений. Анализ положений БК РФ показывает, что в состав участников бюджетных правоотношений входят следующие субъекты. 
1. Государство и его территориальные подразделения: а) Российская Федерация,  
б) субъекты Российской Федерации: 21 республика, 6 краев, 49 областей, автономная область, 2 города федерального значения Москва и Санкт Петербург; 
в) муниципальные образования: 1867районов; 1091городов;329 районов и округов в городах;1922поселка городского типа; 24444 сельских администраций.

2. Президент и органы государственной власти Российской Федерации (исполнительные и законодательные органы). В их компетенцию в сфере бюджетных правоотношений  входят: 
установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ;  разграничение и перераспределение доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней; 
разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней; 
определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением; 
определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ; 
определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом;

установление порядка (процедуры) и непосредственное составление  и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление отчетности и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

установление федеральными законами порядка заимствований Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления, управления долгом Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления; 
осуществление государственных заимствований Российской Федерации и предоставление кредитов иностранным государствам, а также управление государственным долгом Российской Федерации; 
установление порядка формирования доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; 
осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; 
установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам; 
предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам; 
установление общих принципов и условий предоставления бюджетных кредитов; 
установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг; 
утверждение бюджетной классификации РФ; установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ; 
формирование, обеспечение погашения и обслуживание внешнего долга; определение перечня и порядка осуществления государственных внешних заимствований; 
определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление их деятельностью; 
установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

3. Органы государственной  власти субъектов РФ(исполнительные и законодательные органы). К их компетенции в бюджетно-правовой сфере относят:

установление порядка (процедуры) и непосредственное составление  и рассмотрение проектов бюджетов субъектов  РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ, утверждение и исполнение бюджетов субъектов РФ, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ, консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; 
распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов РФ между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами; определение порядка направления в бюджет субъекта РФ доходов от использования собственности субъекта РФ, доходов от налогов и сборов субъекта РФ, иных доходов бюджета субъекта РФ; 
разграничение полномочий между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами в части осуществления расходов в соответствии с законодательством РФ; 
установление совместно с органами государственной власти РФ порядка и условий предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов РФ; определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ местным бюджетам и собственно ее предоставление; 
установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов субъектом РФ; 
определение перечня и порядка государственных внутренних заимствований субъекта РФ, их осуществление (а также внешних заимствований), управление государственным долгом субъекта РФ.

4. Органы местного самоуправления, к компетенции которых в бюджетно-правовой сфере относятся: 
установление порядка и непосредственное составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов; 
определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов; определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов; 
предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов; 
определение порядка и осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом.

5 К прочим субъектам бюджетных правоотношений относятся:

органы государственных внебюджетных фондов; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; 
бюджетные учреждения; государственные и муниципальные предприятия и иные получатели бюджетных средств; 
органы денежно-кредитного регулирования; 
кредитные организации, осуществляющие операции с бюджетными средствами.

     Содержание и особенности прав и обязанностей, входящих в статус субъекта бюджетного права, определяются, прежде всего, их принадлежностью к участию в бюджетной деятельности государства. Они направлены на обеспечение эффективного использования бюджета в целях достижения или поддержания экономической и социальной стабильности в обществе.

 

 


Информация о работе Общая характеристика правоотношений в сфере бюджета