Образовательное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:14, контрольная работа

Описание

Вопрос 2. Учреждение начального профессионального образования - это тип ,вид или категория образовательного учреждения? Какие учреждения начального профессионального образования вы знаете?
Образовательное учреждение, в соответствии с законодательством РФ является юридическим лицом, учреждение которое осуществляет образовательный процесс, т.е. имеющая одну или несколько реализующих образовательных программ и обеспечивающая содержание и воспитание учащихся.
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Работа состоит из  1 файл

норм прав акт.docx

— 32.35 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГАО  ВПО «Российский государственный  профессионально-педагогический университет»

Институт  педагогической юриспруденции

Кафедра  образовательного права 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

 по  дисциплине

 «Нормативно-правовое обеспечение образования»

Вариант 6 
 

Студент: Окорокова Т.В.

Группа: ЗПП-411с 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2011

     Вопрос 2. Учреждение начального профессионального образования - это тип ,вид или категория образовательного учреждения? Какие учреждения начального профессионального образования вы знаете?

     Образовательное учреждение, в соответствии с законодательством РФ является юридическим лицом, учреждение которое осуществляет образовательный процесс, т.е. имеющая одну или несколько реализующих образовательных программ и обеспечивающая содержание и воспитание учащихся.

     Образовательным  является учреждение, осуществляющее  образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

     В  соответствии с ФЗ РФ «Об образовании» ст.12 п.4, учреждение начального профессионального образования -это тип образовательного учреждения. Основными его задачами являются:

а) удовлетворение потребностей личности в профессиональном становлении, культурном и нравственном развитии посредством получения  начального профессионального образования;

б) удовлетворение потребностей общества в работниках квалифицированного труда с начальным профессиональным образованием;

в) формирование у лиц, обучающихся в образовательном  учреждении (далее - обучающиеся), гражданской  позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности.

       В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской  

Федерации от 14 июля 2008 г. N 521 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования», образовательные учреждения подразделяются на следующие виды:

а) профессиональное училище - образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования (далее - образовательные программы начального профессионального образования);

б) профессиональный лицей - образовательное учреждение, реализующее образовательные программы начального профессионального образования, в том числе обеспечивающие приобретение обучающимися более высокого уровня квалификации (более высокого разряда по рабочей профессии).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 1. Правонарушающее поведение в сфере образования. Пути предупреждения образовательных правонарушений.

    Правонарушение – это виновное поведение праводееспособного индивида, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность. Правонарушение характеризуется строго определенными признаками, отличающими его от нарушений неправовых правил поведения (норм морали, обычаев, норм общественных организаций) и влечет за собой применение к правонарушению мер государственного воздействия. Представляет собой поведение, причиняющее вред обществу, государству, гражданам. Является юридическим фактом, который влечет возникновение охранительных правоотношений. Состав правонарушения – это совокупность его элементов. Элементами состава правонарушения являются: объект правонарушения (явления окружающего мира, на которые направлено противоправное деяние), объективная сторона правонарушения(внешние проявления противоправного деяния), субъект правонарушения(лицо, совершившее виновное противоправное деяние, т.е. правонарушитель. Не каждое лицо признается субъектом правонарушения, а лишь обладающее деликтоспособностью – способностью отвечать за содеянное), субъективная сторона правонарушения(вина).К признакам правонарушения относятся: вредность, противоправность,виновность,реальность и наказуемость.

        Право — важное средство регламентации, развития и охраны общественных отношений. Но сами эти отношения есть продукт жизнедеятельности людей, их поведения в обществе. Следовательно, регулировать общественные отношения право может, лишь воздействуя на поведение конкретных людей, отдельных личностей, из действий которых слагаются эти отношения. Можно сказать, что право — один из важнейших инструментов управления поведением людей, которое и выступает непосредственным объектом правового регулирования.

      Правовому поведению присущ ряд признаков. Первый из них—социальная значимость.Второй признак— его психологизм, субъективность.

      Вместе с тем поведение человека в правовой сфере имеет специфические, юридические признаки, характеризующие его как правовое, что определяется связью поведения с правом, правовым регулированием. Первый юридический признак подобного поведения — его правовая регламентация. Второй юридический признак— подконтрольность его государству в лице правоприменительных и правоохранительных органов. Третий признак заключается в том, что оно как правовое влечет за собой юридические последствия. Все изложенное позволяет выделить следующие виды правового поведения:

1) правомерное  — социально полезное поведение,  соответствующее правовым предписаниям;

2) правонарушение  — социально вредное поведение,  нарушающее требования норм права;

3) злоупотребление  правом — социально вредное  поведение, но осуществляемое в рамках правовых норм;

4) объективно  противоправное — поведение,  не наносящее вреда, но осуществляемое с нарушением правовых велений. Сюда же можно отнести противоправное поведение недееспособного лица.

     Рассмотрим административную ответственность за нарушения законодательства в области образования.

      Полномочия по осуществлению контроля и надзора в сфере образования переданы Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзору) и уполномоченным органам исполнительной власти субъектов РФ (далее - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ) в пределах компетенции, установленной Законом РФ N 3266-1 и Федеральным законом N 125-ФЗ.

      В пределах своих полномочий Рособрнадзор вправе инспектировать органы управления образованием и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ (п. 4 Правил N 116).Согласно п. 5 Правил N 116 контроль и надзор в сфере образования осуществляются путем:

а) проведения выездных (инспекционных) и камеральных проверок, включающих в себя рассмотрение документов, экспертизу качества образования, проведение при необходимости тестирования обучающихся и воспитанников образовательных организаций;

б) анализа причин возникновения нарушений законодательства РФ в области образования, организации  и ведения мониторинга исполнения законодательства РФ в области образования;

в) воздействия  на нарушителей законодательства РФ в области образования.

     Установлено, что Рособрнадзор должен осуществлять инструктивно-методическое обеспечение проведения проверок.

     В целях совершенствования и унификации процедур организации и проведения камеральных проверок (далее - проверки) при осуществлении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими функции по надзору и контролю в сфере образования (далее - уполномоченный орган), надзора за соблюдением образовательными учреждениями законодательства РФ в области образования, а также за деятельностью органов местного самоуправления в сфере образования Рособрнадзором изданы:

- Методические  рекомендации по проведению камеральных  проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими функции по надзору и контролю в сфере образования (Письмо от 04.07.2008 N 01-298/09-01);

- Методические  рекомендации по проведению органами  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, осуществляющими  функции по надзору и контролю  в сфере образования, выездных (инспекционных) проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования, а также организации контроля за исполнением предписаний об устранении нарушений (Письмо от 04.06.2008 N 01-251/09-01).

     Уполномоченные на проведение проверки распорядительным документом Рособрнадзора (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ), имеют право:

- посещать в  порядке, установленном законодательством  РФ, при предъявлении служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия) проверяемую образовательную организацию или орган управления образованием;

- проверять деятельность  образовательной организации или  органа управления образованием в соответствии с утвержденным планом проверки либо на основании информации о возможных нарушениях, изложенной в обращениях граждан, юридических лиц или поступившей из иных источников;

- запрашивать  материалы и документы, необходимые  для проведения проверок;

- осуществлять  экспертизу документов;

- осуществлять  экспертизу качества образования,  проводить тестирование обучающихся  и воспитанников образовательных  организаций.

      Результаты проверки оформляются актом в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю проверяемой образовательной организации или органа управления образованием.

      Рособрнадзор выдает образовательному учреждению или органу управления образованием, допустившим нарушения, предписания в соответствии с законодательством РФ в области образования и определяет меры индивидуального и общего характера, направленные на устранение выявленных в ходе проведения проверки нарушений.

      Предписание направляется в образовательную организацию либо орган управления образованием и в случаях, установленных законодательством РФ в области образования, - учредителю образовательной организации.

      Кроме того, по решению Рособрнадзора (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ) информация о нарушении законодательства РФ в области образования и материалы проверки направляются в органы государственной власти РФ или в правоохранительные органы РФ.

      Возбуждение дела об административном правонарушении.

      Составление протоколов. Возбуждение дела об административном правонарушении в области образования производится должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы. Дело возбуждается при наличии хотя бы одного из доводов, перечисленных в п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ (приведены ниже), а также при достаточности данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

      Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ). Когда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (п. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).

      При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе (п. 3 ст. 28.2 КоАП РФ).

     В свою очередь физическое лицо, или законный представитель физического лица, или законный представитель юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, вправе давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью адвоката или иного лица, приглашенного указанным физическим или юридическим лицом по его выбору, выступать на родном языке, пользоваться при необходимости услугами переводчика, а также имеют другие права, предусмотренные КоАП РФ.

     В соответствии с п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, в частности, являются:

- непосредственное  обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы  об административных правонарушениях,  достаточных данных, указывающих  на наличие события административного  правонарушения;

- поступившие  из правоохранительных органов,  а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

- сообщения и  заявления физических и юридических  лиц, а также сообщения в  средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие  на наличие события административного правонарушения.

     Однако ст. 24.5 КоАП РФ определены обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Такими обстоятельствами являются, в частности, отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

     При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

     Прекращение начатого производства осуществляется путем вынесения постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении (п. 1 ст. 28.9 КоАП РФ).

     Пунктом 5 ст. 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что если поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются материалы, сообщения, заявления, поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений; материалы, сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации, то при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

      Административные правонарушения в области образования.

      К правонарушениям в области образования, за которые в КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, относятся нарушения:

- права на  образование и предусмотренных  законодательством РФ в области  образования прав и свобод  обучающихся и воспитанников  образовательных организаций (ст. 5.57 КоАП РФ);

- требований  к ведению образовательной деятельности  и организации образовательного процесса (ст. 19.30 КоАП РФ).

      В Письме N 03-09/266 Рособрнадзор разъясняет, что возбуждение дела об административном правонарушении в области образования не исключает:

- направления  обязательного для исполнения  предписания об устранении нарушения законодательства РФ в области образования соответствующему образовательному учреждению, органу местного самоуправления, осуществляющему управление в сфере образования (пп. 3 п. 1 ст. 28.1 Закона РФ N 3266-1);

- принятия решения  аккредитационного органа о приостановлении действия выданного им свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения либо о лишении образовательного учреждения государственной аккредитации в случае нарушения образовательным учреждением законодательства РФ в области образования, повлекшего за собой неправомерную выдачу документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации, либо иного нарушения прав и свобод обучающихся (п. 23 ст. 33 Закона РФ N 3266-1).

     Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), образует самостоятельный состав административного правонарушения (ст. 19.5 КоАП РФ).

     Рособрнадзором также указано, что возбуждение дела об административном правонарушении в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ не исключает:

- принятия решения  лицензирующего органа о приостановлении  действия лицензии (при неисполнении  образовательным учреждением предписания  об устранении нарушения предусмотренных  лицензией условий и (или) законодательства РФ в области образования) (п. 14 ст. 33 Закона РФ N 3266-1);

- принятия решения  аккредитационного органа о приостановлении действия выданного им свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения либо о лишении образовательного учреждения государственной аккредитации (при неисполнении предписания об устранении несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся соответствующему федеральному государственному образовательному стандарту или федеральным государственным требованиям либо несоответствия реализуемых образовательных программ их уровню и направленности; об устранении нарушения установленных показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида и категории) (п. 23 ст. 33 Закона РФ N 3266-1).

     Размеры санкций за административные правонарушения.

     Статьей 5.57 КоАП РФ определены размеры административных штрафов при выявлении нарушений права на образование:

а) за нарушение  или незаконное ограничение права  на образование, выразившееся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб., на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 руб.;

б) за нарушение  или незаконное ограничение предусмотренных  законодательством РФ в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 руб., на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.

     Совершение административного правонарушения, предусмотренного в п. "а", должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от года до двух лет.

     Статьей 19.30 КоАП РФ определены размеры штрафных санкций по выявленным нарушениям требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса:

а) за нарушение  установленных законодательством  РФ в области образования требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении Правил оказания платных образовательных услуг, - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб., на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 руб.;

б) за реализацию не в полном объеме образовательных  программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса либо незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 руб., на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.;

в) за выдачу образовательными организациями, не имеющими государственной аккредитации, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации либо за выдачу образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по образовательным программам, не прошедшим государственной аккредитации, - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 руб. или дисквалификация на срок от шести месяцев до года, на юридических лиц - наложение административного штрафа от 100 000 до 500 000 руб.;

г) за умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и предусмотренных законодательством РФ в области образования олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством РФ в области образования порядка проведения государственной (итоговой) аттестации - наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 5000 руб., на должностных лиц - от 20 000 до 40 000 руб., на юридических лиц - от 50 000 до 200 000 руб.;

д) за нарушение установленного законодательством РФ в области образования порядка приема в образовательную организацию - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 руб., на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.

     Совершение административного правонарушения, предусмотренного пп. "в" и "г", должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от года до двух лет.

 
 
 
 

Список  литературы.

1. Ведяхин В.М., Галузин А.Ф. К вопросу о понятии правонарушения // Правоведение. 2006. № 4.  
2. Демин А.В. Теория государства и права: курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2002.  
3. Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1993.  
4. Жеругов Р.Т. Вопросы правомерного поведения личности // В кн.: Правовое регули-рование общественных отношений. М., 2007.  
5. Иванов А.А. Правонарушение и юридическая ответственность. Теория и законода-тельная практика. М., 2004
.

6.  Конституция  РФ от 12 дек. 1993 г. (с изм. 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ)

7.Закон РФ  «Об образовании»( с изм.от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)

Информация о работе Образовательное право