Образование Роскомархива в архивных учреждениях после событий в августе 1991 г.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:47, контрольная работа

Описание

Цель нашей работы: раскрыть образование Роскомархива в архивных учреждениях после событий в августе 1991 г.
Задачи соответствуют поставленной цели:
1) раскрыть этапы и особенности образования Роскомархива после событий в августе 1991 года;
2) исследовать прием партархивов в ведение государственных архивных органов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ РОСКОМАРХИВА В АРХИВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПОСЛЕ СОБЫТИЙ В АВГУСТЕ 1991 Г. 4
1.1 Этапы и особенности образования Роскомархива после событий 4
в августе 1991 года 4
1.2 Прием партархивов в ведение государственных архивных органов 9
2. СУЩНОСТЬ ПРИМЕРНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ОБ АРХИВЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, ПРЕДПРИЯТИЯ (РАЗРАБОТАНЫ РОСКОМАРХИВОМ) 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 20

Работа состоит из  1 файл

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 42.52 Кб (Скачать документ)

 

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал в г. Мурманске

 

 

 

 

Кафедра: Документоведения и административного  права

Специальность: Документоведение и  ДОУ

Дисциплина: Архивоведение

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

Образование Роскомархива в архивных учреждениях после событий

в августе 1991 г.

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                                              студентка 5 курса

                                                                                                заочного отделения

                                                                                                 гр.  Д-6-07

                                                                                                 Шпак Анастасия 

                                                                                                 Игоревна

 

 

Преподаватель:                                                                       Герасимов Д.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мурманск

2011

 

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ РОСКОМАРХИВА В АРХИВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПОСЛЕ СОБЫТИЙ В АВГУСТЕ 1991 Г. 4

1.1 Этапы и особенности образования Роскомархива после событий 4

в августе 1991 года 4

1.2 Прием партархивов в ведение государственных архивных органов 9

2. СУЩНОСТЬ ПРИМЕРНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ОБ АРХИВЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, ПРЕДПРИЯТИЯ (РАЗРАБОТАНЫ РОСКОМАРХИВОМ) 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 20

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Первые архивы возникли еще в  древнем мире. Это были так называемые устные архивы. На Руси первые архивы возникли в церквях и монастырях. Все  документы хранились в больших  ящиках - ларях. За сохранностью ларя отвечал  специальный человек - ларник1. Весь комплекс архивных документов именуется архивным фондом. В настоящей работе мы затронем образование Роскомархива в архивных учреждениях после событий в августе 1991 г.

Теоретической основой работы являются труды таких  специалистов в области архивоведения, как: В.Н. Автократов, В.А. Тюнеев и др.

Объект  исследования – общественные отношения  в области образования архивов.

Предмет исследования – особенности образования  Роскомархива после событий в  августе 1991 года.

Цель  нашей работы: раскрыть образование  Роскомархива в архивных учреждениях  после событий в августе 1991 г.

Задачи  соответствуют поставленной цели:

1) раскрыть  этапы и особенности образования  Роскомархива после событий в  августе 1991 года;

2) исследовать  прием партархивов в ведение государственных архивных органов;

3) изложить  сущность примерных положений  об архиве государственного учреждения, организации, предприятия, разработанного  Роскомархивом; 

4) проанализировать  обозначенные вопросы и проблемы  и предложить пути их решения.

 

1. ОСОБЕННОСТИ  ОБРАЗОВАНИЯ РОСКОМАРХИВА В АРХИВНЫХ  УЧРЕЖДЕНИЯХ ПОСЛЕ СОБЫТИЙ В  АВГУСТЕ 1991 Г.

 

1.1 Этапы и особенности  образования Роскомархива после  событий

в августе 1991 года

 

Летом 1991 г. противостояние союзных и российских органов государственной власти достигло апогея. В архивном деле это проявлялось в принципиально разном подходе Главархива СССР и Роскомархива к разработке архивного законодательства и в вопросе о принадлежности исторических архивов, хранивших дореволюционные документы по истории России. Названные проблемы широко обсуждались архивистами с участием представителей научной общественности. В центральном аппарате Роскомархива обстановка была деловой, работа велась в плановом порядке. Никто не придал особого значения тому, что его председатель Р.Г. Пихоя взял отпуск. Очередное заседание коллегии Роскомархива было назначено на 21 августа.

Создание 18 августа Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) в  СССР не могло не сказаться на обстановке в архивном ведомстве. Возник вопрос о возможности проведения заседания  коллегии. Связаться с Р.Г. Пихоей, чтобы посоветоваться, не удалось, хотя было известно, что он в Москве.

На  коллегии намечалось рассмотреть результаты комплексной проверки архивных учреждений Костромской области, ход работы архивных учреждений Архангельской  области по организации инвентаризации и учета документов Архивного  фонда РСФСР, проект Системы планово-отчетной документации учреждений Государственной  архивной службы РСФСР. Материалы к  заседанию были заблаговременно  разосланы, заведующие архивными отделами Костромского (А.М. Елизаров) и Архангельского (В.Н. Поломодов) облисполкомов сообщили, что их выезд в Москву с руководством согласован. Заседание решили проводить. Оно состоялось, как и намечалось, 21 августа. Обсуждение вопросов прошло организованно, соответствующие решения были приняты. После заседания члены коллегии обменялись мнениями о положении в стране и архивных учреждениях. Договорились еще раз предпринять попытку связаться с Р.Г. Пихоей, согласовать с ним дальнейшие действия коллегии и аппарата Роскомархива, но разыскать его не удалось.

22 августа  ученый-историк С.В. Кулешов сообщил,  что Рудольф Германович просит  продумать меры по спасению  архивов КПСС, подготовить проект  соответствующего Указа Президента  РСФСР. Его приход для В.А.  Тюнеева со столь серьезным поручением явился полной неожиданностью. (Только при написании этих воспоминаний В.А. Тюнеев узнал, что С.В. Кулешов с 14 августа 1991 г. числился в Роскомархиве специалистом с неполной рабочей неделей в отделе использования и публикации документов, создания ИПС.) Первоначально удивило, что Р.Г. Пихоя не дал поручение В.А. Тюнееву лично, потом подумалось, что он, видимо, не имел такой возможности. Кулешов ничего не предлагал, хотя, казалось бы, мог посоветовать что-то предварительно согласованное с Пихоей. Сославшись на необходимость позвонить кому-то по телефону правительственной связи из кабинета Р.Г. Пихои, С.В. Кулешов оставил Тюнеева.

В основе раздумий было понимание, что КПСС утратила власть. Как и многие другие архивисты, Тюнеев и раньше внутренне не соглашался с раздельным существованием Государственного архивного фонда СССР и Архивного фонда КПСС. Отдельное фондирование и хранение документов парторганизаций и документов по основной деятельности собственно организаций-фондообразователей, в которых они действовали, осложняло их изучение и использование. К тому же не равными были условия работы партийных и государственных архивов. Высказывались, но неизменно отклонялись, предложения о передаче хотя бы части свободных хранилищ в новых специальных зданиях партархивов госархивам, нередко находившимся в плохо приспособленных для постоянного хранения архивных документов помещениях. Далеко не одинаковыми были и условия оплаты труда и социальной защищенности их персонала. Партархивы имели возможность и приглашали на работу, как правило, из госархивов лучших специалистов. Однако мысль о том, что работникам государственной архивной службы придется думать о спасении архивов КПСС, никогда прежде возникнуть не могла2.

В тревожных  размышлениях обо всем этом возникли название и обоснование проекта  Указа Президента РСФСР «О документах партийных архивов в РСФСР», его ключевое положение: «В связи с тем, что КПСС была частью государственного аппарата, образовавшиеся в ее деятельности документы подлежат государственному хранению», а также определение цели указа: «В целях предотвращения незаконного уничтожения в РСФСР документов партийных архивов постановляю…» Казалось, сформулировать постановляющую часть указа было проще: «Передать Центральный партийный архив (ЦПА) Института теории и истории социализма ЦК КПСС, партийные архивы обкомов и крайкомов КПСС, Московского и Ленинградского горкомов КПСС в ведение архивных органов РСФСР вместе с занимаемыми ими зданиями и сооружениями, штатной численностью и фондом заработной платы. Контроль за выполнением настоящего указа возложить на Комитет по делам архивов при Совете министров РСФСР». Проект указа, напечатанный машинисткой, Тюнеев отдал С.В. Кулешову, который отнесся к тексту одобрительно и обещал срочно передать Р.Г. Пихое3.

24 августа  Р.Г. Пихоя провел в Роскомархиве совещание, на котором сказал о значении указов Президента Российской Федерации, сообщил в общих чертах о посещении им зданий ЦК КПСС на Старой площади. На Тюнеева была возложена ответственность за организацию выполнения указа о партархивах. Р.Г. Пихоя попросил особое внимание уделить текущему архиву Общего отдела ЦК КПСС. Другому заместителю председателя – В.И. Абрамову, прежде работавшему в аппарате Правительства РСФСР, была поручена организация выполнения указа об архивах КГБ. Еще один заместитель – А.С. Прокопенко должен был продолжать работу, направленную на открытость ЦГА СССР (Особого архива), директором которого являлся раньше. По инициативе Р.Г. Пихои решили присмотреть помещения в одном из зданий на Старой площади для аппарата Роскомархива, находившегося в стесненных условиях в здании ЦГА РСФСР на Бережковской набережной, 26. (До этого получить дополнительные площади для улучшения условий работы сотрудников Роскомархива, организации хранения и комплектования фондов ЦГА РСФСР длительное время не удавалось.) Предложение о размещении Роскомархива в здании ЦК КПСС обосновывалось не только потребностями Роскомархива в служебных помещениях и архивохранилищах, но и политической важностью поступивших в его ведение архивных документов КПСС, привлекавших большое внимание российской и зарубежной общественности.

В тот  же день Р.Г. Пихоя и Тюнеев побывали в Центральном партийном архиве. Об этом архиве Тюнеев знал со студенческой скамьи в МГИАИ, по учебникам и научной литературе, потом познакомился с ним в практической деятельности. (До августа 1991 г. Тюнеев четверть века работал на руководящих должностях в Главархиве СССР и Главархиве РСФСР.) Приходилось организовывать взаимодействие российских государственных архивных учреждений с ЦПА при подготовке документальных публикаций и архивных справочников, совместную работу по выявлению документов В.И. Ленина и членов семьи Ульяновых, принимать участие в научных конференциях и других мероприятиях по связанной с этим тематике. Ставить под сомнение ответственность и профессионализм руководящих работников и специалистов ЦПА, волноваться за сохранность находившихся в их ведении документов оснований не было. Кроме того, существовала вооруженная охрана здания архива. Мнение об отсутствии угроз документам ЦПА укрепила беседа с О.В. Наумовым, исполнявшим обязанности заведующего архивом в связи с уходом в отпуск и последующим увольнением И.Н. Китаева. Сотрудников в тот день в архиве не было. Договорились опечатать архивохранилища. Попросили Наумова сказать коллективу архива, чтобы излишне не волновались и что при желании все будут иметь возможность продолжить работу. Условились, что О.В. Наумов вместе с бухгалтерией Института теории и истории социализма ЦК КПСС, структурным подразделением которого являлся ЦПА, подготовит материалы об архиве, необходимые для оформления его передачи-приема в ведение Роскомархива, и будет информировать нас о возникающих вопросах. Позже состоялась встреча руководства Роскомархива с коллективом ЦПА. При первом посещении ЦПА, судя по моим записям, возник вопрос о новом названии архива, который позднее долго дебатировался и первоначально решился не совсем удачно, но об этом ниже.

Учитывая  позицию Р.А. Усикова, да и по существу вопроса, Тюнееву следовало встретиться с заведующим Общим отделом ЦК КПСС. Но В.И. Болдин к тому времени стал руководителем Аппарата Президента СССР М.С. Горбачева, к тому же как активный сторонник ГКЧП находился под арестом. О новом заведующем не было известно. Не удалось вступить в контакт и с управляющим делами ЦК КПСС Н.Е. Кручиной, который должен был обеспечивать организацию охраны и содействовать в передаче-приеме архивов. Вскоре появилась информация, что он покончил жизнь самоубийством4.

Как найти  архивы, с кем решать вопросы передачи-приема архивных документов, было абсолютно  непонятно. В поиске выхода из сложившегося положения решил попытаться встретиться  с кем-нибудь из руководства ЦК КПСС. Тюнеев искать приемную генерального секретаря ЦК КПСС, хотя знал, что М.С. Горбачев сложил с себя его полномочия. Заметим, что здания ЦК, МК и МГК КПСС, соединенные многочисленными переходами, в том числе через уличные проезды, представляют настоящий лабиринт.

Посоветовали  обратиться к первому заместителю  заведующего Общим отделом Г.А. Орлову, подсказав, где его можно  найти. При встрече с ним выяснилось, что он занимался вопросами организации  делопроизводства отдела, знает и  о работе архива. В условиях неопределенности своего должностного положения Г.А. Орлов согласился содействовать  в решении вопросов передачи-приема архивных документов. Он принял предложение  работать в Роскомархиве консультантом, написал заявление и представил анкету. Однако назначение не состоялось, так как Орлова приняли на работу в аппарат Правительства РСФСР5.

1.2 Прием партархивов в ведение государственных архивных органов

 

Параллельно Роскомархив организовывал выполнение Указа Президента РСФСР «О партийных  архивах» на местах. 26 августа в автономные республики, края и области была отправлена телеграмма с поручением организовать передачу партархивов, текущих архивов рескомов, крайкомов, обкомов, горкомов и райкомов в ведение архивных органов вместе со зданиями, сооружениями, штатной численностью и фондом оплаты труда. Предлагалось решить вопросы дополнительного финансирования архивных учреждений, охраны архивных фондов. В телеграмме указывалось, что партархивы должны войти в структуру республиканских, краевых и областных государственных архивов на правах архивохранилищ. О принятых мерах просили сообщить. В этой телеграмме проявилось стремление Роскомархива сохранить фонды партархивов, создать необходимые условия для работы с ними и в то же время рационально использовать имевшиеся в ряде партархивов резервы стеллажной площади, не допустить исключительности положения их работников в системе государственных архивов.

Информация о работе Образование Роскомархива в архивных учреждениях после событий в августе 1991 г.